• Какая судьба ожидала Анну в плену? Что об этом размышлял Павлуша?
(«Он знал... что это значит татарская неволя, в которую попала Анна. Каждый ребенок на Украине знал, что поганцы делают с пленниками, как их продают, будто товар, на базаре. И он представлял себе свою дорогую сестричку, как ее татарин ведет на веревке на базар, как ее поганцы осматривают и торгуют, а затем везут в далекую турецкую землю, прочь за море, и оттуда никогда ей не возвратиться»).
• Почему Павлуша тайно от всех отправляется в дорогу, чтобы догнать татар?
• Как наука деда Андрея помогла Павлуше найти верный путь в Крым? («Там и Крым лежит». «Вот это - Большой Воз, а эта звезда над нами - это показывает север. Ну, напротив нее должен быть юг»).
• Чем объяснить предсказание казака Недоли относительно того, что из Павлуши «кошевой будет»?
3. Работа над содержанием VІ раздела повести.
3.1. Пересказ отдельных интересных эпизодов из произведения.
3.2. Тема: изображение путешествия Павлуши во время поиска сестры и беды, которые с ним случились при встрече с харцизом Карий.
3.3. Идея: возвеличивание любви, верности, мужества, изобретательности, большого терпения (Павлуша); осуждение жестокости, коварства, измены, стремления к обогащению (Харциз Карий).
3.4. Основная мысль: на горе другого своего счастья не выстроишь.
3.5. Композиция.
Экспозиция: Павлуша путешествует, разыскивая Анну.
Завязка: стычка между Харцизом и мальчиком.
Кульминация: Карий продает Павлушу татарским купцам.
Развязка: страшный суд Гусейна над Карим.
3.6. Сюжет.
Павлуша разыскивает сестру. Дважды сделал остановку для передышки. Харциз Карий, который выследил мальчика, не дал ему возможности путешествовать дальше.
Вор продает Павлушу татарам-купцам.
Карий внезапно встречает казаков и старается изобразить из себя пленного, что убежал от татар. Гусейн узнает Карего. Казаки узнают о судьбе Павлуши. Суд над харцизом, который совершает Гусейн.
3.7. Беседа с вопросами.
• Каким вы представляете Павлушу-Казака? Что об этом сказано в произведении? («Мальчик за эти два дня освоился со степью и татар теперь не боялся. У него же была сабля и два пистоля»).
• Как можно охарактеризовать мальчика, который решил самостоятельно разыскивать свою сестру?
• Где Павлуша сделал первую остановку для передышки?
• Какое значение имеет описание природы во время путешествия героя?
• Какими навыками должен обладать путешествующий? Есть ли они у Павлуши?
• Что приготовил себе мальчик на ужин, остановившись вторично? Прочитайте об этом выразительно. («...Павлуша добросил ботву, пламя вспыхнуло, и он принялся за рыбу. Он зарезал ее ножом, выпотрошил, посолил со всех сторон и положил на грань. Затем оборачивал ее на все стороны, пока не испеклась как нужно»).
• Как, на ваш взгляд, Харциз выследил мальчика? Ответ мотивируйте.
• Имел ли возможность Павлуша убежать от харциза? Почему?
• Почему Павлуша рассказал Харцизу о своих намерениях во время путешествия?
• Каким образом Карий помог Павлуше?
• Оправдались ли слова Павлуши, адресованные Харцизу: «Продал ты меня, Иуда, Бог тебя вероятно подвергнет наказанию!»?
• Чем «прославился» Харциз на Украине? («Немало было у него грехов на душе. Он показывал татарам дорогу на Украину, крал казацких коней, ребят и девушек, где удавалось, и перепродавал татарам»).
• Почему казаки не поверили Карему и его рассказам?
• Как раненый татарин охарактеризовал Карего? («Он потурнак, татарам служит, людей продает»).
• Какое наказание предлагали казаки совершить над Карим?
• Можно ли осудить Гусейна за жестокость по отношению к Карему? Свою мысль обоснуйте.
V. Закрепление изученного материала.
1. Решение тестовых задач.
V раздел повести.
1. Пленники догадывались, что их в скором времени освободят казаки, так как: а) получили весть об этом; б) татары вдруг переполошились; в) были уверены в этом.
2. Татарва бросилась к коням и оружию и выскочила из корзины, услышав:
а) крики казаков; б) свистелку; в) грохот телег.
3. О ком из плененных А. Чайковский отмечает: «Без шапки и босой, в одной свитине, со связанными руками»?
а) Казаке Недоле; б) Степане Судаке; в) сыне Мустафе.
4. Татары кормили пленных, как: а) скот; б) жеребцов; в) собак.
5. Для Степана Судака неволя:
а) не представлялась страшной; б) была хуже смерти; в) испытанием на мужество.
6. Когда в татарском лагере возник переполох, пленные схватились и побежали в:
а) лес; б) разрушенный город; в) на берег реки в камыш.
7. Встретив своих сыновей, Степан Судак назвал их: а) соколами; б) орлами; в) предвестниками счастья.
8. В какое время, по мнению казаков, лучше осуществлять нападение на татар? а) темное; б) в полдень; в) утром.
9. Убегая от казаков, татары двигались в: а) Крым; б) Кавказ; в) Турцию.
10. Каждый ребенок на Украине знал, что татары делают с пленниками, а именно:
а) кормят ими хищных животных; б) продают, будто товар, на базаре; в) принуждают их выполнять каторжную работу.
11. Каким образом ориентировался Павлуша, во время поездки в Крым, чтобы освободить из плена сестру?
а) глядя на звезды; б) с помощью компаса; в) полагался на татарского коня.
12. Кто из героев произведения пророчил, что Павлуша в будущем будет кошевым?
а) Недоля; б) Степан Судак; в) дед Андрей.
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
VI раздел произведения.
1. Разыскивая сестру, Павлуша ехал в направлении:
а) северо-запада; б) юго-запада; в) востока.
2. Каким образом мальчик старался защитить себя от комаров?
а) ватрой; б) разгонял их ветвью вербы; в) прыгал на месте, размахивая руками.
3. Голодный Павлуша, вторично остановившись на передышку, на ужин
приготовил себе печеную: а) рыбу; б) жабу; в) гадюку.
4. Утром мальчик проснулся от того, что его кто-то:
а) звал; б) сильно толкнул; в) поцеловал в правую щеку.
5. «Бог тебя вероятно подвергнет наказанию!» - так воскликнул мальчик Харцизу за то, что он Павлушу: а) побил; б) продал татарам-купцам; в) обменял у татар на свою дочь.
6. Татары-Купцы ехали в Крым с: а) Византии; б) Киева; в) Одессы.
7. Какое художественное средство использовал автор произведения в фразе: «Он запел, аж эхо по степи пошло»? а) эпитет; б) сравнение; в) метафору.
8. Встретившись с казаками, Харциз боялся, чтобы:
а) у него не забрали седло коня с червонцами;
б) его кто не узнал;
в) те не предъявили обвинение ему в убийстве деда Андрея.
9. Казаки угостили голодного Харциза:
а) салом и кашей; б) несколькими сухарями и сушеной рыбой; в) печеным мясом.
10. Кто совершал суд над Харцизом Карим: а) Гусейн; б) Недоля; в) Степан Судак.
11. Харциз Карий был потурнаком, т.е. это тот, кто:
а) служит татарам и людей продает; б) жил одиноко от людей; в) перепродавал украденных коней.
12. Карий наврал казакам, что он в татарской неволе был... лет:
а) пять; б) семь; в) шесть.
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
1. Работа на карточках.