Пример HTML-страницы Пример HTML-страницы Пример HTML-страницы Пример HTML-страницы Пример HTML-страницы

А. Чайковский «За сестрой». Благородство, ответственность, мужество, верность, жизнелюбие запорожских казаков

• Какая судьба ожидала Анну в плену? Что об этом размышлял Павлуша?

(«Он знал... что это значит татарская неволя, в которую попала Анна. Каждый ребенок на Украине знал, что поганцы делают с пленниками, как их продают, будто товар, на базаре. И он представлял себе свою дорогую сестричку, как ее татарин ведет на веревке на базар, как ее поганцы осматривают и торгуют, а затем везут в далекую турецкую землю, прочь за море, и оттуда никогда ей не возвратиться»).

• Почему Павлуша тайно от всех отправляется в дорогу, чтобы догнать татар?

• Как наука деда Андрея помогла Павлуше найти верный путь в Крым? («Там и Крым лежит». «Вот это - Большой Воз, а эта звезда над нами - это показывает север. Ну, напротив нее должен быть юг»).

• Чем объяснить предсказание казака Недоли относительно того, что из Павлуши «кошевой будет»?

3. Работа над содержанием VІ раздела повести.

3.1. Пересказ отдельных интересных эпизодов из произведения.

3.2. Тема: изображение путешествия Павлуши во время поиска сестры и беды, которые с ним случились при встрече с харцизом Карий.

3.3. Идея: возвеличивание любви, верности, мужества, изобретательности, большого терпения (Павлуша); осуждение жестокости, коварства, измены, стремления к обогащению (Харциз Карий).

3.4. Основная мысль: на горе другого своего счастья не выстроишь.

3.5. Композиция.

Экспозиция: Павлуша путешествует, разыскивая Анну.

Завязка: стычка между Харцизом и мальчиком.

Кульминация: Карий продает Павлушу татарским купцам.

Развязка: страшный суд Гусейна над Карим.

3.6. Сюжет.

Павлуша разыскивает сестру. Дважды сделал остановку для передышки. Харциз Карий, который выследил мальчика, не дал ему возможности путешествовать дальше.

Вор продает Павлушу татарам-купцам.

Карий внезапно встречает казаков и старается изобразить из себя пленного, что убежал от татар. Гусейн узнает Карего. Казаки узнают о судьбе Павлуши. Суд над харцизом, который совершает Гусейн.

3.7. Беседа с вопросами.

• Каким вы представляете Павлушу-Казака? Что об этом сказано в произведении? («Мальчик за эти два дня освоился со степью и татар теперь не боялся. У него же была сабля и два пистоля»).

• Как можно охарактеризовать мальчика, который решил самостоятельно разыскивать свою сестру?

• Где Павлуша сделал первую остановку для передышки?

• Какое значение имеет описание природы во время путешествия героя?

• Какими навыками должен обладать путешествующий? Есть ли они у Павлуши?

• Что приготовил себе мальчик на ужин, остановившись вторично? Прочитайте об этом выразительно. («...Павлуша добросил ботву, пламя вспыхнуло, и он принялся за рыбу. Он зарезал ее ножом, выпотрошил, посолил со всех сторон и положил на грань. Затем оборачивал ее на все стороны, пока не испеклась как нужно»).

• Как, на ваш взгляд, Харциз выследил мальчика? Ответ мотивируйте.

• Имел ли возможность Павлуша убежать от харциза? Почему?

• Почему Павлуша рассказал Харцизу о своих намерениях во время путешествия?

• Каким образом Карий помог Павлуше?

• Оправдались ли слова Павлуши, адресованные Харцизу: «Продал ты меня, Иуда, Бог тебя вероятно подвергнет наказанию!»?

• Чем «прославился» Харциз на Украине? («Немало было у него грехов на душе. Он показывал татарам дорогу на Украину, крал казацких коней, ребят и девушек, где удавалось, и перепродавал татарам»).

• Почему казаки не поверили Карему и его рассказам?

• Как раненый татарин охарактеризовал Карего? («Он потурнак, татарам служит, людей продает»).

• Какое наказание предлагали казаки совершить над Карим?

• Можно ли осудить Гусейна за жестокость по отношению к Карему? Свою мысль обоснуйте.

V. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

V раздел повести.

1. Пленники догадывались, что их в скором времени освободят казаки, так как: а) получили весть об этом; б) татары вдруг переполошились; в) были уверены в этом.

2. Татарва бросилась к коням и оружию и выскочила из корзины, услышав:

а) крики казаков; б) свистелку; в) грохот телег.

3. О ком из плененных А. Чайковский отмечает: «Без шапки и босой, в одной свитине, со связанными руками»?

а) Казаке Недоле; б) Степане Судаке; в) сыне Мустафе.

4. Татары кормили пленных, как: а) скот; б) жеребцов; в) собак.

5. Для Степана Судака неволя:

а) не представлялась страшной; б) была хуже смерти; в) испытанием на мужество.

6. Когда в татарском лагере возник переполох, пленные схватились и побежали в:

а) лес; б) разрушенный город; в) на берег реки в камыш.

7. Встретив своих сыновей, Степан Судак назвал их: а) соколами; б) орлами; в) предвестниками счастья.

8. В какое время, по мнению казаков, лучше осуществлять нападение на татар? а) темное; б) в полдень; в) утром.

9. Убегая от казаков, татары двигались в: а) Крым; б) Кавказ; в) Турцию.

10. Каждый ребенок на Украине знал, что татары делают с пленниками, а именно:

а) кормят ими хищных животных; б) продают, будто товар, на базаре; в) принуждают их выполнять каторжную работу.

11. Каким образом ориентировался Павлуша, во время поездки в Крым, чтобы освободить из плена сестру?

а) глядя на звезды; б) с помощью компаса; в) полагался на татарского коня.

12. Кто из героев произведения пророчил, что Павлуша в будущем будет кошевым?

а) Недоля; б) Степан Судак; в) дед Андрей.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

VI раздел произведения.

1. Разыскивая сестру, Павлуша ехал в направлении:

а) северо-запада; б) юго-запада; в) востока.

2. Каким образом мальчик старался защитить себя от комаров?

а) ватрой; б) разгонял их ветвью вербы; в) прыгал на месте, размахивая руками.

3. Голодный Павлуша, вторично остановившись на передышку, на ужин

приготовил себе печеную: а) рыбу; б) жабу; в) гадюку.

4. Утром мальчик проснулся от того, что его кто-то:

а) звал; б) сильно толкнул; в) поцеловал в правую щеку.

5. «Бог тебя вероятно подвергнет наказанию!» - так воскликнул мальчик Харцизу за то, что он Павлушу: а) побил; б) продал татарам-купцам; в) обменял у татар на свою дочь.

6. Татары-Купцы ехали в Крым с: а) Византии; б) Киева; в) Одессы.

7. Какое художественное средство использовал автор произведения в фразе: «Он запел, аж эхо по степи пошло»? а) эпитет; б) сравнение; в) метафору.

8. Встретившись с казаками, Харциз боялся, чтобы:

а) у него не забрали седло коня с червонцами;

б) его кто не узнал;

в) те не предъявили обвинение ему в убийстве деда Андрея.

9. Казаки угостили голодного Харциза:

а) салом и кашей; б) несколькими сухарями и сушеной рыбой; в) печеным мясом.

10. Кто совершал суд над Харцизом Карим: а) Гусейн; б) Недоля; в) Степан Судак.

11. Харциз Карий был потурнаком, т.е. это тот, кто:

а) служит татарам и людей продает; б) жил одиноко от людей; в) перепродавал украденных коней.

12. Карий наврал казакам, что он в татарской неволе был... лет:

а) пять; б) семь; в) шесть.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

1. Работа на карточках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector