x x
menu

Золя «Карьера Ругонов». Система образов в произведении

Цель: помочь осознать идейно-художественное содержание произведения, раскрыть систему образов произведения; развивать навыки характеризовать образы, определение их роли в произведении, высказывание своих мыслей по этому поводу; воспитывать лучшие человеческие качества.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока

I.             Организационный момент

II.            Мотивация учебной деятельности

Учитель. Издавна за словом «карьеризм» закрепилось отрицательное значение. Как вы считаете, «карьера» - это хорошо или плохо?

Карьера - это продвижение по службе. И если человек трудолюбивый, умный, инициативный, то что же плохого в том, что он продвигается по «служебной лестнице»? Другое дело, когда человек достигает высокой должности не с помощью своих способностей и старания, а через обман, интриги, даже преступления. Попробуем сегодня на уроке разобраться в этих и многих других вопросах.

III.           Объявление темы и цели урока

IV.           Актуализация опорных знаний

Составление «сюжетной цепочки» VI-VII частей романа

Ожидаемые ответы

Пьер прятался у матери, пока не ушли повстанцы -> он решил собрать гвардию и напасть на небольшой отряд, который остался в мэрии города -> увлечение повстанцев, арест Маккара, который руководил ими -> рассказ о том, как Ругон спас город, как мужественно защищал, даже стрелял, и свидетельство тому - разбитое зеркало в кабинете мэра -> мечты Ругонов о богатстве и славе -> прославление Пьера преувеличенными рассказами в его салоне -> Аристид изменяет взгляды и пишет хвалебную статью о монархистах и отце -> Фелисите советует мужу отпустить брата Антуана и входит в соглашение c ним, чтобы он за тысячу франков напал на мэрию с приверженцами республики -> Антуан собирает отряд, но его ждет ловушка -> четырех убито, и Ругон, возвращаясь из мэрии, наступает на руку одного из них, загрязняет ботинок кровью -> город в панике, боится, что повстанцы вернуться и отомстят -> новая власть ночью осматривает окраины, замирая от страха -> отряд, обещанный Ругоном, все не приходит -> Ругоны мечтают подчинить город и отплатить за все обиды, которые они услышали в свой адрес -> Фелисите хочет, чтобы ее уважал муж, тайно забирает письма Ежена с советами и сама советует мужу, как поступать -> Ругон демонстрирует свою преданность делу, смелость -> приходит отряд солдат, Ругона благодарят за службу -> Ругона назначают собирателем налогов, Ежен выпросил ему еще и орден Почетного легиона -> Пьер рассчитывается с Антуаном за «атаку» -> старая Аделаида совсем сошла с ума, ощутив смертную казнь внука жандармами -> о том, что Сильвер арестован, узнают Аристид и Пьер, но не спасают его от расстрела -> в желтой гостиной Ругонф устроили громкую вечеринку -> гости прославляют Ругона и цепляют ему в петлицу красную ленту - там должен быть орден -> в доме бывшего собирателя налогов, которому так завидовала Фелисите, горелая свечка за упокой души хозяина -> Фелисите считает, что это она виновата, ведь хотела забрать его дом.

V. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя.

Среди героев произведения можно определить главные и второстепенные, положительные и отрицательные, сборные и символические, выдуманные и реальные, однозначные и противоречивые.

Итак, в романе много персонажей, и на первом месте, бесспорно, Пьер Ругон. Хотя автор и против типизации, но именно таким способом новый класс - буржуазия - пробивал себе путь к власти: через преступления (даже против собственной семьи), через «организацию» собственного «героизма», через протекцию (Ежен добился награды для отца), подкуп и откровенную измену.

«Новый город» богачей-аристократов еще держался гордо и презрительно относительно к низшему классу торговцев и рабочих, но уже отходил в тень истории (маркиз де Карнаван). Завсегдатаи «желтой гостиной» трусливо ожидали, откуда и куда подует ветер (вспомните поведение Аристида, младшего сына Пьера, членов «новой мэрии», которые срочно все «заболели», самого Пьера, который ожидал от сына Ежена указаний из Парижа); поражает повстанческая масса, особенно когда Сильвер называет М'ьетте военные отряды; среди отдельно взятых образов отмечаются своим благородством Муре – муж сводной сестры Пьера Урсулы, Финна (беспредельно трудолюбивая и самоотверженная), Сильвер, который мечтал делать блестящие лакированные кареты, но, проникнувшись республиканскими идеями, присоединился к повстанцам. В целом же толпа рабочих - темная, необразованная, часто жестокая в своих массовых действиях, изможденная постоянной непосильной работой. Однако, несмотря на это, и простые люди способны на высокие, романтические чувства (Сильвер и Мьетта, Муре и Урсула, Аделаида), готовы к самопожертвованию, к осознанию своей роли в историческом процессе.

Символическим есть образ площади Св. Митра в Плассане, которая образовалась на месте бывшего кладбища. С одной стороны это - свидетельство кругооборота, жизнь продолжается. С другой - мертвые тянут за собой живых, которые нарушили их покой и отнеслись к ним без уважения. На этой площади в тени досок из лесосклада зарождается и развивается любовь Сильвера и Мьетты; здесь именно юноша и гибнет, вспоминая прекрасный образ своей любимой.

2. Работа в группах. Детальная характеристика образов. Составление опорных схем

I группа. Пьер Ругон (младший).

II             группа. Брат Пьера - Антуан Маккар.

III            группа. Племянник Пьера и Антуана - Сильвер.

IV            группа. Мьетта.

V             группа. Другие женские образы (Аделаида Фук, Фелисите).

VI            группа. Другие мужские образы (Ежен, Аристид, Паскаль, маркиз де Карнаван).

Ожидаемые ответы.

I группа. Пьер Ругон (младший) - крестьянский сын по происхождению. Его крестьянская жажда к работе превращается в жадность буржуа. Для воплощения своей мечты - разбогатеть - Пьер делает все: отравляет жизнь матери своей ненавистью и нагло одурачивает ее и грабит; обманывает своих сводных братьев и сестру, вступает в брак с богатой, но безразличной ему девушкой; создает кружок мелких буржуа в своем «желтом салоне», чтобы «прославиться» и занять прибыльное место в Плассане.

Маркиз де Карнаван, которого считали отцом Фелисите, правильно угадал путь, каким пойдут Ругоны для достижения своей цели: «Новую династию можно основать только с боем. Кровь - замечательное удобрение. Хорошо будет, если Ругоны... начнут свою родословную от какой-то резни». Пьер ведет себя как флюгер, использует сведения от сына Ежена из Парижа о ходе политических событий, а также советы хитрой Фелисите.

Убедившись, что повстанцев в городе нет, Ругон выходит из убежища (вот здесь он, в конце концов, вспомнил и о матери). Ему кажется, что весь город принадлежит ему. Ведь под его руководством было 40 бонапартистов, отряд с оружием. Он решает «спасать» Плассан и ведет вооруженных единомышленников на мэрию, где было не больше чем 20 республиканцев во главе с его братом Антуаном. Пьер обнаруживает твердость и решительность, а также незаурядную стратегическую хитрость. Он заявляет: «Я исполняю свой долг, господа. Я присягнул спасти город от анархии и спасу его, хотя бы мне пришлось стать палачом родного брата».

Осуществив бонапартистский переворот в Плассане, Пьер Ругон пишет обращение к гражданам, воспользовавшись текстом, который составил Антуан, изменив в нем лишь одну фразу: «Настало царство по-строки...» вместо «Настало царство справедливости» (а именно «партию порядка» возглавлял Луи-Наполеон). Он возглавляет «муниципальную комиссию», «раздувает свои заслуги», «риск» и «героизм», чувствуя себя потомком Наполеона, «которого переворот превратил в императора».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать