x x
menu

Знакомство с терминами «поэзия» и «проза»

Чтение рассказа по цепочке с обсуждением

(Чтение, конечно же, будет сопровождаться громким смехом детей, и не надо их сдерживать: пусть до конца прочувствуют сущность и назначение юмористического рассказа и посмеются от души. Важно только сказать детям, что во время смеха читающему надо сделать паузу: остановиться и посмеяться вместе со всеми.)

Учитель. А теперь давайте отметим в рассказе места, где вам было смешно. Почему вам было смешно?

(Ребята выделяют строчки в тексте.)

Учитель. А почему ученику никак не удавалось выучить стихотворение?

Ученица. Потому что он не думал над смыслом, а только старался повторять слова и запоминать их.

Учитель. А кто подсказал мальчику, как надо учить стихи? Найдите это в тексте.

Ученик. Ему подсказал старший брат: «Не нужно зубрить, — сказал старший брат, — разберись, в чем дело».

Учитель. А что значит — «зубрить»? Как вы это поняли?

Дети. — Это значит бездумно повторять слова.

    Не вдумываться в их смысл.

    И не представлять картину, которую автор изображает в тексте.

Учитель. Давайте запишем это слово в тетради и составим цепочку родственных слов.

(Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают слово и подбирают к нему родственные:

зубрить — зубрежка — зубрилка — зазубривание

Попутно выясняется значение каждого слова, а также в каких случаях эти слова употребляются.)

Учитель. А теперь давайте попробуем открыть маленький секрет: как появилось это слово в русском языке? Почему бессмысленное заучивание назвали словом «зубрить»? Вслушайтесь в звучание его. Какое слово здесь услышите?

Дети. — Я услышала: «зуб»! Наверное, это слово произошло от слова «зубы»?!

    Ведь мы говорим и с помощью зубов.

    Да, зубы участвуют в произношении, некоторые звуки так и называются («язычнозубные», например).

Учитель. А теперь давайте закончим мысль:

«Зубрить — это только произносить, а не...»

Дети. «...не думать!»

Учитель. Вот и отлично! По поводу этого я вам приведу еще одно выражение, которое часто повторяют взрослые детям: «Выучи так, чтоб от зубов отскакивало!» То есть как это?

Дети. — Надо выучить наизусть!

Учитель. А что иногда приходится заучить?

Дети. — Правило, например.

    Таблицу!

    Стихотворение.

Учитель. А чтобы запомнить, выучить наизусть, что при этом надо делать? Дети. — Думать.

— Вдумываться в смысл.

Учитель. Верно, иначе в голове у нас будут «крути снежные», то есть бессмыслица.

3. Знакомство с терминами «поэзия» и «проза»

Учитель. А теперь скажите, текст, который вы читали, можно назвать стихотворением?

Дети. — Нет, нельзя. Это рассказ.

— Он рассказывает о стихотворении Пушкина. Но сам Текст — не стихотворение.

Учитель. А стихи в нем есть? Ученик. Да, стихи есть:

«Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя...»

Учитель. А вот эти строки можно назвать стихами:

«Кроя мглою бурю кроет, Крути снежные вертя...»?

Дети. — Нет, конечно, нельзя!

    Они же бессмысленные!

    Такого в жизни не бывает!

Учитель. А разве у стихов главный показатель — смысл? Значит, повашему, все, что имеет смысл, это и есть стихи? Давайте вспомним, что же является главным показателем стихотворного текста, об этом мы уже вспоминали на первых уроках и даже записывали на доске и в тетрадях.

Дети. — Ритм!

— И рифма!

Учитель. Давайте проверим, есть ли ритм у этих бессмысленных строчек.

(Один ученик, по вызову учителя, записывает схему текста на доске. Остальные ребята работают в тетрадях. Сначала текст проговаривается хором и сопровождается хлопками. Выделяются слоги и обозначаются отрывистыми линиями либо скобками:

ииииииии и и и и и и и

Затем дети проговаривают текст еще раз с хлопками, определяют, на какой слог приходится хлопок, а на какой — нет. Сильный слог обозначают ударением:

Ребята делают вывод, что данные строчки — это стихи.

Затем устно проверяются другие строчки, придуманные героем:

«Буря кроет небо мглоет...»,

«Утро воет небо могилою...»

Ребята приходят к выводу, что эти строчки — тоже стихи.)

Учитель. А теперь посмотрим на другие строчки в рассказе. Чем они отличаются от стихов? Проверьте таким же способом любую строчку.

(Ребята самостоятельно пытаются найти ритм в строке «Я отложил книжку в сторону и с выражением прочел...» и приходят к выводу, что написана она «просто», без ритма.)

Учитель. Ну а теперь вспомним о рифме: что это такое?

Дети. — Это когда одинаково звучат концовки стихотворной строки.

— Когда строка заканчивается одинаковыми звуками с другой строкой.

Учитель. Приведите примеры из стихотворений, которые мы с вами недавно учили.

Дети (вспоминают): «деньской» — «такой», «ученики» — «звонки», «вопрос» — «унес», «болото» — «ктото», «класс» — «раз», «ученица» — «сидится», «вставать» — «открывать», «хотел» — «не смел», «хвать» — «бежать».

Учитель. Ну, это вы нашли рифмы в готовых текстах. А теперь попробуйте подобрать рифмующиеся слова сами. Поиграем в рифмы!

(Учитель называет слова, а ребята подбирают рифмы сами.)

Учитель. А теперь давайте прочитаем в учебнике, какие бывают тексты и как они называются.

(Ребята читают на странице 23, что такое поэзия и проза. Термины записываются в тетрадях и на доске, составляются цепочки:

поэзия — поэт — поэма — поэтический — поэтичный;

проза — прозаик — прозаический — прозаичный.

Хорошо при этом использовать толковый словарь. Попутно обговаривается и значение каждого слова, случаи

применения его в речи, уточняются, например, слова «поэтический» (жанр) и «поэтичный» (проникнутый поэзией, очень чувственный человек); «прозаический» (жанр, текст) и «прозаичный» (обыденный, будничный, лишенный романтики образ жизни).

Дальше дети уточняют термин «рассказ», читают об этом в учебнике, а затем связывают понятия: рассказ — проза, стихотворение — поэзия.)

4. Обобщающая работа над произведением

Учитель. Итак, мы установили, что главное для стихотворения — ритм и рифма. А что же смысл? Нужен он в стихах?

Дети. — Да, конечно!

    Если не будет смысла, то и запомнить стихотворение трудно.

    Трудно представить себе, о чем в нем говорится.

Учитель. Да, конечно, сочиняя стихи, авторы всегда думают и о смысле тоже. А если смысл не сохраняется, получается смешно, как, помните, у Незнайки, который сочинял стихи: и ритм был, и рифму он сохранял, но друзья на него рассердились, потому что стихи были неправдоподобными и смешными.

А теперь вернемся к нашему тексту. Для чего автор его написал?

Дети. — Чтобы рассказать, как надо учить стихи и как их учить не следует.

— Чтобы научить нас, как надо учить стихи наизусть.

— И чтобы помочь нам в этом. Учитель. А вы для себя извлекли серьезный урок из

этого смешного рассказа? Какой?

Дети. Не надо зубрить стихотворение, надо сначала вдуматься в его смысл.

Учитель (обобщает ответы ребят). Мы прочитали два юмористических рассказа Голявкина, и вы убедились, что о серьезном можно рассказать смешно, и серьезные проблемы воспринимаются легче и решаются лучше. В этом

большое значение юмора. С юмором всегда легче жить и работать.

А вы хотите, чтобы на нашем уроке был юмор?

Дети. Хотим!

Учитель. А что для этого надо?

Дети. — Надо придумывать смешные рассказы.

    Игры!

    Забавные упражнения.

    Смешные задачи!

Учитель. Вот для начала подберите к следующему уроку смешные, небывалые истории из устного народного творчества: небылицы, потешки, прибаутки.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать