x x
menu

Значение поэмы «Двенадцать» и ее влияние на развитие литературы

Сразу же после появления в печати поэма «Двенадцать» стала очень значительным событием литературной и общественной жизни молодой России. Она вызвала бурные споры и противоречивые оценки. Революционно настроенные слушатели, именно те, о ком и для кого была написана поэма, встречали ее с неизменным восторгом и одобрением. Поэма «Двенадцать» заняла прочное место в репертуаре чтецов, выступавших на концертах и самодеятельных вечерах. Призывные строки поэмы Блока звучали как революционные лозунги. Их молено было встретить и на плакате, и в витрине магазина, и в заголовке газеты, и в виде надписи на бронепоезде, отправляющемся на фронт. Одна из статей «Правды», призывавшая трудящихся встать на борьбу с Юденичем, была озаглавлена: «Революционный держите шаг!». В 1919 году в тылу Колчака, в Красноярске, была подпольно издана и распространялась как листовка напечатанная на четырех страницах поэма Блока «Двенадцать».

Поэма «Двенадцать» вызвала большой интерес читателей. После публикации в газете «Знамя труда» и в журнале «Новый путь» она три раза при жизни Блока выходила в петроградском издательстве «Алконост». В эти же годы (1918-1921) поэма была издана в Одессе, Харькове, Тифлисе, Баку, Киеве, Чернигове, Чите, Ставрополе, Севастополе, Красноярске. Русские издания поэмы были осуществлены также в Париже, Софии, Берлине, Львове. Появились переводы поэмы «Двенадцать» на многие иностранные языки. Распространялись машинописные и рукописные копии поэмы. Положительную оценку получила поэма «Двенадцать» на страницах  печати. В статье «Правды» «Преступившие черту» говорилось: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию». Но Блок не только призывал слушать,- он слушал сам. И, плодом этого явилось величайшее достижение его поэзии, и в то же время русской поэзии после Пушкина, Некрасова. Тютчева - его поэма «Двенадцать» . В издаваемом журнале «Вестник жизни> поэма была перепечатана с редакционным предисловием. Она рассматривалась в нем как неполное, но все же правильное решение задачи - «вскрыть психологию революционного рабочего, а также очертить огромность Октябрьских событий.

Блок хранил в своих бумагах вырезанное из газеты «Знамя труда» от 21 февраля 1918 г. стихотворение «Поэтам революции» с посвящением Александру Блоку. Его автор, известный пролетарский поэт В. Кириллов (под стихотворением в газете он поставил подпись «Поэт-пролетарий»), писал:

  • Мы обнажили меч кровавый,
  • Чтоб гнет разрушить вековой,
  • И с верой светлой в жребий правый
  • Мы вышли на последили бой.
  • И в страшный час борьбы и муки,
  • В кровавом вихре грозных битв
  • Мы услыхали чудо-звуки
  • Благословляющих молитв.
  • И вы, что нежностью питали
  • Ожесточенные сердца,
  • Вы под знамена ваши встали,
  • Чтоб вместе биться до конца.

Не приходится удивляться тому, что в лагере контрреволюции поэма была встречена явно враждебно. Гиппиус неоднократно называла Блока изменником, предателем и пыталась всячески опорочить поэму «Двенадцать». «Обращение в большевистскую веру» Блока вызывало  злобу  и  у критика-эстета Ю,  Айхенвальда. Враждебным отношением к Октябрьской революции продиктованы злобные нападки Г. Чулкова на Блока и его поэму. Тем, кто враждебно относился к революции, поэма «Двенадцать» казалась неприемлемой именно потому, что была написана «в большевистском духе».

Горячие споры о поэме «Двенадцать», не затихающие до настоящего времени, во многом объясняются противоречивостью и сложностью самого произведения. Одностороннее и не во всем правильное понимание революции, которую Блок от всей души приветствовал, преувеличение роли стихии, неприемлемый для революционеров-безбожников образ Христа - все это давало повод для критических замечаний и возражений со стороны тех, кому дорог был революционный пафос «Двенадцати». В «Вестнике жизни» отмечалось, что Блок лишь частично разрешил поставленную перед собой задачу, что герои его поэмы принадлежат не к авангарду, а к арьергарду революции. Отсутствие авангарда революции в поэме отмечал и Луначарский, положительно оценивший поэму.  Писателей принято судить не по тому, чего нет в их произведениях, а по тому, что смогли они сказать своим читателям. Противоречия и слабые стороны поэмы «Двенадцать» не заслоняют от нас величия этого бессмертного памятника Великому Октябрю. Читатели благодарны Блоку за то основное, главное о революции, что с таким мастерством сумел он показать в своей поэме. Это глубокая вера в правоту революции, пафос освободительной борьбы, неудержимый размах «мирового пожара», решающая роль «державного народа», попытка заглянуть в душу тех, кто готов «буйну голову сложить» за святое дело. А. М. Горький называл поэму «Двенадцать» одним из выразительных примеров подлинно революционно-романтической литературы, которая «верует в завтрашний день», в которой «сквозит сияние будущего» '.

Революционно-романтический пафос «Двенадцати» был созвучен настроениям миллионных масс, поднявшихся на борьбу за новую жизнь. Опыт автора первой поэмы об Октябре по-своему использовали многие советские поэты и прозаики. Создавая поэму «150 000 000», Маяковский учитывал достижения Блока и в то же время полемизировал с ним. Герои его поэмы -не двенадцать человек, а весь народ России, который вступил в смертельную схватку с чудовищем, воплощающим в себе старый мир. Перекликается с «Двенадцатью» и поэма Демьяна Бедного «Главная улица», коллективный герой которой - «новый хозяин», занявший «главную улицу» истории. Образы ветра, бури, метели, революционного пожара проходят через многие произведения романтической прозы, в центре которых были бесшабашные, своевольные, анархически настроенные герои («Ветер» В. Лавренева, «Ватага» В. Шишкова, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.).

28 января Блок закончил поэму «Двенадцать», затем сразу же пишет стихотворение «Скифы» (напечатано 30 января 1918 года). Это живой отклик поэта-патриота на угрозу иностранной интервенции. Размышляя о судьбе революционной России, Блок от имени восставшего русского народа призывает старый мир опомниться. В «Скифах» повторяется пушкинская мысль о том, что Россия спасла европейскую культуру от монгольского нашествия. Полемически противопоставляя молодую «варварскую» Россию одряхлевшему «цивилизованному» Западу, поэт призывает народы Европы:

  • Придите к нам! От ужасов войны
  • Придите в мирные объятья!
  • Пока не поздно - старый меч в ножны,
  • Товарищи! Мы станем братья
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать