x x
menu

Жизнь и судьба Стендаля (Анри Мари Бейль)

 «И зачем я поехал в эту чужую, холодную, варварскую страну?» - хмурился наполеоновский офицер, плотнее закутываясь в шинель и созерцая сквозь окошко кареты безграничные заснеженные пространства, трупы замерзших французов и пепелища сожженных русских городов и сел. Остатки «Великой Армии» Наполеона отступали, а вместе с ними убегал и этот сообразительный интендант, который успел своевременно сориентироваться и переправился через реку Березину прямо перед носом у русских казаков, которые настигали французов. Это был Анри Мари Бейль - будущая гордость Франции, одна из самых заметных фигур мировой литературы. Со временем силой своего таланта он покорил не только Россию, а и весь мир. Как и его великий соотечественник Оноре де Бальзак, Стендаль имел основания сказать и о себе: «То, что Наполеон не сделал мечом, я доработал пером»...

Франция не заметила cмерть Стендаля, как не замечала при жизни и большинства его произведений. К сожалению, «слава - это всегда вдова». А ныне тяжело даже представить какое-то литературное исследование или статью о французской литературе ХІХ ст. без детального анализа творчества Стендаля. Хотя, кажется, сам он к такому повороту событий был готов: «Я беру билет лотереи, главный выигрыш которой такой - чтобы меня читали в 1935 году». И этот выигрыш Анри Мари Бейлю таки достался, и вдобавок даже больший, чем овеянный мечтой: его читают и ныне, и будут читать, пока будут жить почитатели словесности. Будущий писатель родился на юге Франции, в городке Гренобле, в просвещенной и зажиточной семье.

Великая французская революция нарушила обычный распорядок жизни, а смерть матери завершила разрушение семейного костра. Лишенный материнской любви, мальчик не понимал отца, который, став слишком набожным, усматривал свои обязанности в придирчивом внимании к формированию привычек и вкусов сына. Через много лет Стендаль расскажет в мемуарах о обидах, которые терпел в детстве с таким трепетом, будто бы все это было вчера. А деда своего Анри искренне любил: «Меня воспитал мой милый дед, Анри Ганьйон. Этот редчайший человек осуществил в свое время паломничество в Ферну, чтобы увидеть Вольтера, и был им чудесно принят...». Анри Ганьйон уважал просветителей и познакомил внука с творчеством Вольтера, Дидро и Гельвеция. Вкусы деда чувствительно обозначились на мировоззрении и творчестве Стендаля.

Это, в частности, касается его отношения к образу «естественного человека» - одного из центральных в литературе Просвещения. Не удивительно, что его специфические черты заметны и у некоторых персонажей произведений Стендаля, например в образе Жульена Сореля - главного героя романа «Красное и черное». Ведь соблюдение этим плебеем-бунтовщиком избранной им «тактики лицемерия» постоянно перерывалось какими-то «естественными», т.е. искренними и совсем не фальшивыми, порывами: то ли пылким чувством к госпожа де Реналь, то ли искренним сочувствием к беднякам, то ли страстным откровенным монологом в конце произведения, что стало настоящим «самоубийством» и стоило молодому честолюбцу жизни...

В детстве Анри слушал и начитался разных учителей и учений: от бесед монаха-иезуита, который возражал гелиоцентрическую картину мира, до немецких идеалистических философских доктрин, которые не имели ни единого отношения к реальной жизни. С того времени он навсегда получил своеобразный иммунитет к любой науке, если она оперировала «красивыми» фразами или мыслями, но не опиралась на конкретные и доподлинные факты. Будущего писателя, по его собственным словам, интересовали «факты, факты, факты!». В этой связи его увлечения математикой - «самой точной» из наук - было абсолютно закономерным. Ведь математические действия и результаты (на манер «2 + 2 = 4») остаются постоянными, независимо от изменения правительства или политики. В Центральной школе Гренобля мальчик пришел в восхищение от занятий математикой, а кроме того много читал: Шекспир, Сервантес, Мольер - вот далеко не полный перечень его тогдашних литературных вкусов.

Увлечение математикой и литературой, которое сопровождало Cтендаля на протяжении всей жизни, в сочетании с литературным талантом помогло ему стать одним из зачинателей классического реализма: «Применить приемы математики к человеческому сердцу. Положить эту идею в основу творческого метода и языка страсти. В этом - все искусство». Позднее, будто продолжая эту мысль, писатель добавил: «Искусство всегда зависит от науки, оно использует методы, открытые наукой». Эти мысли Стендаля удивительно созвучны с концепцией позитивизма, о которой уже упоминалось.

Во Франции в начале ХИХ ст. тяжело было найти юношу, который бы не интересовался событиями Великой французской революции и головокружительной карьерой почти безродного корсиканца, перед которым склонилась вся Европа. И хотя Анри Бейль не страдал чрезмерным честолюбием, увлечение славой Наполеона Бонапарта осталось у него на всю жизнь. Чтобы убедиться в этом, достаточно перелистать страницы произведений Стендаля. Возможно, именно из-за этого увлечения будущий писатель решил после окончания школы поступить в Политехническое училище, которое готовило офицеров-артиллеристов и военных инженеров (Наполеон был артиллеристом). Однако по протекции юноша попал в Министерство военных дел. Были ли мечты Жульена Сореля о военной службе своеобразным воплощениям ожиданий Анри Бейля? Об этом мы, наверное, уже никогда не узнаем.

После выхода в отставку Анри Бейль вернулся в Париж. Он мечтал писать драматические произведения, детально изучал философию, литературу, брал уроки декламации, посещал театральные спектакли, составлял планы написания собственных комедий и трагедий. Его отцу такая жизнь казалась странной, и поэтому он не торопился присылать сыну небольшие средства, которые составляли его пенсию. Денег катастрофически не хватало, и тогда юноша решил стать банкиром. Он поехал в Марсель и нанялся служить у торговца, чтобы научиться «орудовать миллионами». Правда, скорее всего Бейль оказался в этом городе из-за одной актрисы, в которую был влюблен, а она получила работу в театре этого портового города.

Со временем любовь прошла, исчезло и желание стать банкиром. Анри Бейль снова поступил на военную службу. На этот раз он попал в интендантские войска. За восемь лет службы объездил с армией Наполеона почти всю Европу и сделал неплохую карьеру, спасался от пожара в Москве, как уже говорилось, едва успел переправиться через реку Березину и пошел в отставку после отречения Наполеона. Еще во время наполеоновских походов Бейль пришел в восхищение от Италии, и после отставки переехал в Милан. Можно сказать, что образы Наполеона и Италии стали фактически сквозными в творчестве писателя. Хотя его отношение к Бонапарту изменялось на протяжении жизни неоднократно, уважение к нему как к удивительной личности, которая всколыхнула всю Европу, оставалось неизменяемым. И вдобавок фигура Наполеона имела вид еще величественней на фоне низких людей, которые пришли к власти во Франции в эпоху Реставрации Бурбон.

А Италия для Стендаля, как и для других писателей  (Гете, Байрона, Гоголя и др.), была прежде всего, колыбелью европейской цивилизации, страной античных храмов и высокого искусства, ячейкой подъема и вдохновения. Свой путь в литературу Стендаль начал как искусствовед. Он писал о Моцарте и Гайдне, выдающихся итальянских городах, о истории итальянской живописи. В Италии писатель познакомился с иностранцем, который также сочувственно относился к идеям объединения и освобождения Италии, - английским поэтом-романтиком Джорджем Гордоном Байроном. Когда Стендаль (как и Байрон) сблизился с карбонариями, это привело к тому, что он должен был покинуть Италию и вернуться в Париж. Там он сразу погрузился в водоворот художественных дискуссий. Тем временем пенсии на жизнь не хватало, а литературные заработки были мизерными...

К счастью, один издатель предложил Стендалю написать путеводитель по Риму, что помогло писателю выбраться из материальных проблем. Так появилась книга «Прогулки по Риму», работа над которой была для Стендаля интересна не только яркими рассказами о римских достопримечательностях, искусстве, обычаях и быте, а и тем, что именно тогда у него начал вызревать замысел важнейшего его произведения - романа «Красное и черное». Ранней весной 1828 г. на пути из Италии Стендаль заехал в Гренобль посетить свою сестру. Там он прочитал в газете о сыне сельского кузнеца Антуане Берте, который стрелял в церкви в свою любовницу, мать его бывших учеников. Это газетное сообщение дополнило общую картину замысла романа о бунте молодого честолюбца в условиях Франции во времена Реставрации. А через несколько месяцев после июльской революции 1830 г. роман «Красное и черное» вышел из печати.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать