Понимание Достоевским сущности искусства было причиной создания особых форм реалистического творчества. Произведения Достоевского - свидетельство того, что он объединял в себе как писатель силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. В произведениях писателя реалистические сцены страданий объединяются с философской символикой, публицистические газетные факты - с фантастикой, логические абстрагированные категории - с интуитивными элементами. Достоевский обогатил жанр реалистического романа XIX столетия новыми художественными особенностями. Любимый метод писателя - собрать большое количество своих героев в одно место и заставить раскрываться их образы в столкновении чувств и идей, будто без вмешательства автора-рассказчика. Романам Достоевского был присущ полифонизм, как метод художественного мышления. При этом достигалось, с одной стороны, ощущение многочисленности собеседников, с другого - раздельность каждого голоса, который вел свою тему самостоятельно, почти равноправно с голосом автора.

В пределах преступно-авантюрного сюжета возникали глубинные идеологические, социально-философские проблемы. Самые преступные сюжеты романов Достоевского несли не просто информативную функцию, но и, воплощая объективные законы тогдашнего общества, отображали художественную концепцию Достоевского, его мировоззрение. Преступление, как крайняя степень нарушения общественных норм, отображала трагическую сущность действительности и социальные противоречия. Характеры героев раскрывались преимущественно в острейшие моменты, когда все накопленное ими в предыдущей жизни вдруг выливалось в экстраординарный поступок. Неожиданные, даже не оправданные сначала действия персонажей писатель мотивирует глубоко скрытыми психологическими причинами, наличием в человеческой натуре разносторонних взаимоисключающих качеств и страстей. Непривычная динамичность композиции, ощущение катастрофичности того, что творится, драматическая напряженность в развитии конфликтов, экспрессивность написания оказались впечатляющим художественным открытием, которое чудесно служило цели отображения самых сложных нравственно-психологических и социально-философских проблем. Достоевский сумел передать в художественных образах не только поток событий, человеческих судеб, духовную борьбу, но и трагические конфликты в духовной жизни общества. В своих интеллектуальных романах Достоевский мастерски рисовал острейшие поединки мыслей, трагических столкновений идей и мировоззрений. Любимая писателем форма исповеди героев, которая проявлялась в диалоге с духовным противником, достигала беспощадной откровенности, обнаруживала трагическую диалектику глубинных чувств и мыслей персонажей.

Произведениям Достоевского, написанным в жанре романа, наименее присуща эпически спокойная манера рассказа. Им присуща острота драматических жанров и богатство художественных образов.