x x
menu

Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок»

 Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе. Из лекций: У Кафки противостояние героя-одиночки и мира, но по-новому, не как у Ремарка, Хемингуэя, Музиля. Страх перед миром, общение со всеми пугает – отчуждение, неспособность общения с миром. Он во всем останавливается на полпути, нежелание играть роль до конца, страх. Кафка ничего не довел до конца, ни один роман не дописан. Писал ночами. Образ отца – всесилен: Кафка чувствовал неполноценность+протест (стремится к признанию замком+жуткий страх окончания, рез-та этой борьбы). Страх изменить привычную роль в обществе.

ЗАМОК. Роман «Замок» как притча: человек обречен в борьбе с авторитетной фигурой, он вечно бьется преодолеть и никогда не может.

Герои Кафки обычно с фамилией на букву «К». Все персонажи стремятся прикрепиться к фигуре власти – Замок, отец, Бог и т.п.

Замку плевать на город, он их всех игнорирует. Замок – мир бумаг, две разрозненные сферы.

Семья посыльного Варнавы - Амалия, Ольга сами решили, что виноваты – не члены социума.

 К. – чужой, его не принимают, его неосознанно игнорирует власть, а просто не замечают.

Страхи Кафки персонифицируются, персонажи – это его страхи.

3 мира: 1 мир – Кафка раб (Деревня)

2 мир – мир отца, власть (Замок)

3мир – мир счастливых людей (из него приходит К., чтобы добиться расположения власти).

Роман «Замок». Состояние свободы – жуть. К. не хочет разрешать ситуацию, т.к. болезненно одинок, стремится к какой-то общности, т.к. боится свободы.

Человек не м. победить и восп-ся свободой.

Мира мы не видим, только деревня и Замок.

Бюрократизм доведен до абсурда: драка за папки, которые приносят утром как завтрак.

Сон и реальность перепутаны: реальность сумасшедшая, воспринимается как сон +К. засыпает, когда все вроде бы должно стать ясно (как по-нормальному во сне). (По написанию похоже на сонный бред, как он по снегу добирается до Замка особенно – от меня).

«Замок» - притча о том, как люди творят себе богов.

Жанры: сатира (бюрократия), роман-дистопия, волшебная сказка (Замок, хозяйка гостиницы=Б.Яга, Фрида – принцесса, в замке живет загадочное существо), притча (обобщенные герои, К. – человек вообще, о том, как люди создают себе богов).

Магический реализм у Кафки: волшебные вещи поданы канцелярским стилем, пересказ событий, бесстрастность => человек – безличный предмет, ничего не должно удивлять (человек-насекомое – это нормально, главное на работу не опоздать).

Поэтика сна: нет проблем между соотношением образа/смысла.

Из книжки Крис (Болгарин И.)

Кафка - Аналитик  страха.  Подвижник  с  разорванным  сознанием.  Босх художественного слова. Литературная Кассандра. Эксперт по вопросам абсурда. Душа, мученически борющаяся во имя милосердия. Негативный теолог. Удивительное понимание несказанного.  Не сдающаяся  обреченность. Отчаянная борьба до последнего вздоха.

Главная тема Кафки - бессмысленность жизни. Киркегор разрабатывал ее как философ, Кафка - как художник. Его отчаяние и сравнимо лишь с отчаянием Киркегора.

Мир бесчеловечен, человек лишен в нем лика и осужден на гибель. Киркегор из этих посылок пришел к необходимости абсурда веры, Кафка - к необходимости абсурда жизни. Оба - к страстному утверждению личностности, персональности, ответственности человека.

Кафка  -  человек  разорванного  национального  сознания:  еврей, подсознательно рвущий с еврейством под давлением жизни, еврей, в равной мере тяготеющий к своим и чужим, желающий укорениться в собственном народе и... его гонителях.

Кафка не был разрушителем - он был созидателем. Он не вел к краху старого мышления и к торжеству нового, а просто показывал, что все новое суть библейское. Сила его  воздействия обусловлена возникающим в нас чувством, что настоящие секреты позабыты, ключи к тайне утеряны, а некогда существовавшая  целостность  восприятия  утрачена и теперь  трагически невосстановима.

Герой "Замка" обречен, но не говорит: я сдаюсь. Он убеждается в господстве зла, но не идет на соглашение с ним, не продает своего первородства  за  чечевичную похлебку и отвергает  теплые  местечки, предложенные в обмен за  человеческое достоинство. Он ужасно одинок, бесконечно слаб по сравнению с враждебной ему необходимостью, но не боится ее как другие и старается проникнуть в самое ее чрево, действует, суетится как букашка, ищет путей и выходов. Он не лебезит, не холуйствует, держит себя с персонифицированной мировой властью как равный, непорабощенный. Он ничего не добьется, но от своего не отступит. Бюрократическая машина легко может его запутать, сбить с толку, обессилить, загубить, но она не может заставить его сказать: пусть будет по-вашему. Мы видим ничтожность героя, но не можем отказать ему в уважении: он одинокий, подверженный страстям человек, но он упорный человек и не предает себя.

Почти все герои Кафки, как и он сам, аутсайдеры, всеми силами стремящиеся приспособиться к жизни, стать "такими, как все", "хорошими людьми". Как и для самого Кафки, эта задача оказывается им непосильной.

Здесь-то заключена суть конфликта "двух миров" Кафки. Его основная дилемма - можно сказать, трагедия его жизни - заключалась в том, что он восхищался жизнью, исполненной мирной простоты ("нормальности") и стремился к ней, тогда как его терзала природа, стремящаяся к чему-то иному, требующая чего-то еще. Он не смог примирить эти два стремления.

Кафка страдал многими комплексами, ужасающей бессонницей, но никогда не пытался бороться с ними, словно понимая их плодотворность - что из них питается вдохновением. Он говорил, что его бессонница неотторжима от творческого процесса: не будь этих страшных ночей, он бы вообще не занимался литературой.

   Писательство для Кафки не просто бегство от мира или победа над отцом ("ибо здесь он брал верх над отцом, которому вход в литературу был закрыт"), но - "сладкая и чудесная награда", возможность преодоления материи, входа в "иные миры", приведения мира к чистоте, правде, незыблемости. Говоря: "письмо - форма молитвы", - он имеет в виду очищение, приобщение к единственно подлинному миру - духа.

Кафка в литературе такой же гигант, как Коперник или Ньютон в науке

  Когда Томас Манн дал одну из книг Кафки Альберту Эйнштейну, последний вскоре вернул ее со словами: "Я не смог прочитать ее, ум человека недостаточно к этому готов". Дело не в том, что Кафка был недоступен его пониманию, -  просто несовместимость структур личностей препятствовала резонансу  предельно  амбивалентного и напряженного "мира  Кафки"  со "здоровым", не склонным к излишней рефлексии "миром Эйнштейна".

 

В сущности все его герои -  чистые юнговские архетипы: мессии, безуспешно штурмующие небо (землемер К., Йозеф К.); утомленные, жаждущие покоя боги (отец в Превращении ив Приговоре, чиновники в Замке и в Процессе); взыскующие спасения и добродетели (почти все женские персонажи). Все они из сизифова рода, а их неудачи восходят к наказанию человека за то, что грешник так и не оплатил плод с древа познания добра и зла.

Даже имена его героев - только символы: Йозеф К. - Joseph-stadt, пражское гетто, Сордини - сурдинка, "труба" последнего суда, Амалия - легендарная Амальбурга, преследуемая любовью наследника Бога на земле, Замза - sam isem, "я один". Возможно, эти трактовки излишне буквальны и слишком узки для каф-кианской многозначности, но даже в буквальности своей они бесконечно содержательны.

Романы Кафки  - мифы  поиска. Замок,  например, содержит  явные реминисценции рыцарских поисков св. Грааля, странных приключений Дон Кихота, беньяновских Путешествий пилигрима. Здесь везде герой вожделеет не обладать вещью, но обрести духовную субстанцию, преобразовать мечту. Здесь герой должен преодолеть многочисленные преграды, найти выходы из лабиринтов жизни, преодолеть ее чердаки и подвалы. Землемер К., если хотите, странствующий рыцарь, отличающийся от своих предтеч поражением в своих поисках. Те преодолевали все преграды, этот тонет во всех лужах. Те - победители, этот - поверженный. Сам Кафка со свойственной ему интеллигентностью и тактом интерпретирует это поражение словами "нельзя овладеть неуловимым"...

Дополнительно: Новелла «Превращение». Не только мир, но даже собственное тело может подвести. Непохожесть на остальных – полная изоляция, физич. И духовная.

Образы мучений – это символы духовных терзаний.

Жизнь в абсолютной несвободе, т.к. она на самом деле никому не нужна.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать