«Захар Беркут». Проблема выбора человека в решающей ситуации. Характеристика образа Захара Беркута

• Как тухольцы похоронили своего предводителя? («...За счастливым грех плакать. Но с радостными пениями обмыли его тело и занесли его на Ясную поляну, к старинному жилью прадедовских богов, и, сложив в каменную контину лицом к золотому образу солнца, помещенного на стеле, потом привалили вход огромной плитой и замуровали»).

• Является ли закономерным то, что в конце произведения все враги гибнут, а Максим остается живым? Свои мысли обоснуйте.

V. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

1. Кому из героев произведения принадлежат слова: «...сильнее меня злит, так сие то, что погибнем без боя, без славы, будто коты, брошенные в ставок»? а) Т. Волку; б) Бурунде; в) Максиму.

2. «Тухольцы толкали монголов в воду», словно:

а) трава под косой; б) огонь, пущенный по скошенному покосному лугу; в) камни, которые сыплются со скал.

3. Гнев Бурунды во время последней борьбы с тухольцами сравнивается с:

а) шумом стаи воронья; б) пустым ветром; в) беспредметной болтовней.

4. Чтобы сохранить жизнь себе и Бурунде, Т. Волк решил предложить

тухольцам: а) богатый выкуп; б) оставить их свободными и счастливыми; в) выдать пленного Максима.

5. Каким образом Бурунда хотел отомстить Максиму за свою смерть:

а) утопить молодца; б) зарубить топором; в) подстрелить.

6. Из-за чего наказание Бурунды по отношению к Максиму не было осуществлено:

а) Захар Беркут бросил камень в врага;

б) Т. Волк отрубил руку бегадиру;

в) молодой Беркут толкнул главного монгола в воду.

7. Захар Беркут, обращаясь к общине, указал, что она получила победу над врагом благодаря:

а) согласию оборонцев и дружбе; б) воде и метавкам; в) Максиму и Мирославе.

8. Что пророчил Захар Беркут на будущее:

а) счастливую жизнь;

б) времена жестокой борьбы народа против порабощения;

в) уважать традиции Тухольщины - иначе Бог накажет.

9. Последний взгляд Захара Беркута перед смертью был на:

а) солнце; б) общину; в) Максима с Мирославой.

10. Кто звал на покой З. Беркута после боя? а) Мирослава; б) Сторож; в) тухольская община.

11. В последней речи к общине Захар Беркут подчеркнул о:

а) необходимости оберегать Сторожа;

б) дружеской и благоустроенной жизни тухольцев в будущем;

в) оказании почестей памяти тех, кто погиб.

12. Счастливые дни будущей жизни Захар Беркут считает:

а) солнечными; б) весенними; в) яркими.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках .

Карточка № 1.

1. Что, по вашему мнению, имел в виду старый Беркут, говоря: «Беркуты никогда не выпачкают ни своих рук, ни своего сердца коварно пролитой кровью». Свои соображения обоснуйте.

2. В чем, на ваш взгляд, усматривал Захар Беркут для себя счастье после победы над врагом? Приведите убедительные факты из произведения.

3. Повесть «Захар Беркут» была написана И. Франко в: а) Львове; б) Киеве; в) Нагуевичах.

Карточка № 2.

1. Что имел в виду Захар Беркут, говоря: «Придет пора, искра разгорится новым огнем!»? Собственную мысль мотивируйте.

2. Обоснуйте слова - окончание произведения. Какую мысль старался высказать ими И. Франко?

3. В конце произведения Тугар Волк:

а) убегает к Пете; б) тонет от камней и метавок Захара Беркута; в) остается жить среди тухольцев.

Карточка № 3.

1. Прокомментируйте благословение Захара Беркута своим детям Максиму и Мирославе. В чем его значимость?

2. Оправдывает ли Тугара Волка его последний добрый поступок, когда он спасает Максима? Свои соображения мотивируйте.

3. З. Беркут перед смертью указал, что будущее поколение будет жить в эпоху:

а) упадка; б) возрождения; в) больших изменений.

VI. Итог урока.

1. Группирование персонажей в повести, их значения в раскрытии идейного содержания произведения.

В повести «Захар Беркут» изображена борьба между свободолюбивой тухольской общиной и монгольскими захватчиками. Действующие лица произведения в зависимости от их отношения к этой борьбе делятся на две группы: с одной стороны - тухольцы во главе с Захаром Беркутом, с другой стороны - монгольские завоеватели во главе с Бурундой.

Между ними точится острая борьба. Боярин Тугар Волк идет служить врагу в тяжелое для его родины время, становится предателем. Дочь боярина Мирослава, осознав справедливый характер борьбы тухольцев, помогает трудящимся в их освободительной борьбе. Каждый персонаж определил свое место в жизни, служа родному народу или его врагам. В зависимости от этого мы и имеем в произведении положительных и отрицательных персонажей.

Таким противопоставлением действующих лиц в произведении автор высказывает свою любовь к трудящимся и ненависть к эксплуататорам. Положительных героев он показывает как глубоких патриотов, верных защитников родины, а отрицательных персонажей изображает как злых завоевателей, жестоких эксплуататоров народа.

2. Воспитательное значение повести (предлагается ученикам записать в тетрадь).

Любить свой народ, свою страну, которая испытала столько бед в прошлом, верно ей служить, ценить единство и сплоченность. Популярность повести в нашей стране и за рубежом.

И. Я. Франко подчеркивает, что за новый общественный порядок надо бороться дружно, сплоченно, самоотверженно, как тухольская община боролась с монголами. Писатель провозглашает в произведении идею сплоченности всех трудящихся: тухольцы защищают не только свои интересы, а и думают о жизни соседей, им на помощь приходят воины из других общин, чтобы вместе бороться против захватчиков. Дружба имеет большое значение.

VII. Объявление результатов работы на уроке школьников.

VIII. Домашняя задача.

Составить «домино» на тему «Жизнь Т. Шевченко»; уметь анализировать поэзию Т. Шевченко «Мне тринадцатый миновало»; написать домашнее мини-произведение по произведению И. Франко «Захар Беркут» на одну из тем:

«Захар Беркут - патриот Русской земли»;

«Что я думаю о предателе Тугаре Волке»;

«Сила народа - в единстве».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент