Цель: продолжить обрабатывать идейно-художественное содержание повести (ІХ раздел); охарактеризовать образ Захара Беркута, подбирая соответствующие цитаты, фактический материал из произведения; развивать у учеников навыки характеризовать литературного героя, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения, творчески мыслить, строить соответствующие заключения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство обязанности, преданности своему народу, делу, любовь к отчизне, родному народу; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет И. Франко, текст произведения, рисунки учеников и иллюстрации к повести; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Гейм «Кто из героев».

Задача. Дать ответ, кому из героев произведения «Захар Беркут» И. Франко принадлежат нижеследующие слова?

1. «Кто хоть волнение испытал в неволе, тот испытал худшего, чем смерть». (Максим).

2. «Придет пора, искра разгорится новым огнем!» (Захар Беркут).

3. «Хотя я лишь волк, мелкий зверь, то все еще дам совет тухольскому медведю!» (Тугар Волк).

4. «Раз мать родила, раз и гибнуть придется». (Бурунда).

5. «Нет, власти у нас над общиной не имеет никто: община имеет власть сама, а больше никто...» (Максим).

6. «Мы больше всего любим свой угол,- когда бы так каждый другой любил свой угол, то вероятно все люди жили бы на свете спокойно и счастливо». (Максим).

7. «Не отразить, но разбить их — сие должна быть наша цель!» (Захар Беркут).

8. «Свидетельство мое против боярина Тугара Волка большое и страшное: он предатель...». (Митька Воин).

9. «Я буду твоей служанкой, твоей невольницей до последнего вздоха, лишь не иди туда, не подавай своего честного имени на вечный позор!» (Мирослава).

10. «Я не пойду дальше. Я не стану изменницей своего края!» (Мирослава).

11. «Гляди, девушка, на своего отца. Будь верна великому Чингисхану!» (Пета).

12. «Ты очень хитрый, такой хитрый, что аж себя самого перехитрил! Ты говоришь, что счастье желаешь, а ты убил мое счастье». (Мирослава).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

Жизнь лишь до тех пор имеет ценность,

пока человек может помогать другим.

И. Франко.

1.2. Беседа с вопросами.

• Когда вы впервые, читая произведение, узнали о Захаре Беркуте?

• Что соединяет фамилию Захара с названием птицы?

• Почему Захар Беркут имел авторитет среди тухольцев?

• Как Захар реагирует на ущерб, который наносит Тугар Волк общине?

• Чем объяснить то, что старый Беркут стремится разгромить, а не прогнать татар?

• Какие силы помогают Захару принять правильное решение и одолеть врага?

• В чем усматривал тухольский предводитель смысл своей жизни?

• К какому делу Захар Беркут имел дарование?

• Какое значение для еще молодого Захара Беркута имело его пребывание у деда Акинтия?

• Как Захар Беркут относится к предательству Тугара Волка?

• Почему Захар не согласился на предложение Тугара Волка обменять пленного Максима на выход татар из котловины? Что в этот период ощущал старый Беркут? Можно ли его осудить за такое отношение к своему сыну?

• Какими были последние слова Захара Беркута? Что он пророчил для будущего поколения?

• Чем поучительный образ Захара Беркута?

1.3. Ориентировочный план-характеристика образа Захара Беркута.

1) Захар Беркут - предводитель тухольской общины.

2) Портрет и внешность героя.

3) Черты характера: а) добрый и свободолюбивый; б) откровенный и честный; в) трудолюбивый; г) здравомыслящий и мужественный; д) выдержанный.

4) Стремления героя: а) защищать родной край от врагов; б) уважать традиции и богов;

в) служить интересам народа; г) призвать к единству, сплоченности народа в борьбе с врагами.

5) Захар Беркут - патриот Русской земли.

2. Обработка идейно-художественного содержания IX раздела повести.

2.1. Выразительное чтение или пересказ отдельных частей раздела.

2.2. Тема: изображение победы тухольцев над монголо-татарами; смерть старого Беркута.

2.3. Идея: возвеличивание мужества, изобретательности, сообразительности тухольцев, их  упорства в достижении своей цели.

2.4. Основная мысль: «Пока будете жить в общественном порядке, дружно держаться вместе, стоять все за одного, а один за всех, до тех пор никакая вражеская сила не победит вас».

2.5. Композиция.

Экспозиция: продолжение атаки тухольцами монголо-татар с помощью стволов обостренных пихт.

Завязка: старания Бурунды и Т. Волка обменять свою жизнь на пленного Максима.

Кульминация: смерть врагов, Максим остается живой.

Развязка: последняя речь З. Беркута к общине; смерть и погребение предводителя Тухли.

2.6. Сюжет.

Продолжение борьбы тухольцев и монголов. Все больше и больше татар гибли под водой. Небольшая кучка татар, где были Т. Волк, Бурунда, Максим, находились на плоту. Всех их обстреливали тухольцы.

Чтобы сохранить себе жизнь, Бурунда и Т. Волк решают обменять свою жизнь на пленного Максима. З. Беркут не соглашается на это. Тогда Бурунда замахнулся с топором, чтобы зарубить Максима, но Т. Волк отрубил бегадиру руку. Бурунда, падая в воду, потянул за собой Максима. Камень, который бросил З. Беркут с помощью метавки уничтожил остальных врагов.

Максим остается живой.

Последняя речь тухольского предводителя к народу перед смертью. Погребение З. Беркута.

2.7. Беседа с вопросами.

• Что решили сделать тухольцы для ускорения победы над врагом? («В лесу повыше потока их молодцы рубили грубые пихты, заостряли их с обеих концов, будто палы, привязывали к обрубленным из ветвей пням тяжелые камни, чтобы те новомодные плыли под водой, и, выждав соответствующую волну, когда сделалась от водопада прыткое течение просто к монгольским положениям, начали дальше потоком пускать пни»).

• Какое новое средство борьбы с окруженными монголами предложила Мирослава тухольцам? («...Сбивать по несколько таких пней вместе, спускать на водопады, а потом, привлекши к берегу, ставить на каждую по десять наисильнейших и хорошо вооруженных молодцов, а двум длинными жердями руководить плотиной против монгольских положений»).

• Из-за чего бегадир, увидев, что тухольцы уничтожают последние остатки его войска, ничего не мог сделать? («Бурунда, увидев врагов аж зубами заскрежетал и за оружие ухватился, но его гнев был напрасный; даже заостренные стрелы его туркоманов не могли достичь смелых тухольцев. Приходилось упорному бегадиру без дела стоять по грудь в воде и смотреть, как тухольцы разбивали останки монгольской силы»).

• Что ощущала Мирослава, когда видела во вражеском лагере двух родных для нее людей - отца и Максима? («...Взгляды ее летели быстрее, чем ее стрелы, среди толпы теперь стояло все, что было самое дорогое в ее жизни: отец и Максим. После каждой пущенной из тухольских луков стрелы замирало ее сердце»).

• Какого мнения был З. Беркут относительно того, чтобы сохранить жизнь Т. Волку и Бурунды в обмен на волю Максима? («Пусть лучше гибнет мой сын, чем ради него сможет уйти хотя бы один враг из нашего края»)

Как Мирослава восприняла решение З. Беркута относительно предоставления воли Максиму? («Что ты думаешь делать? За что ты хочешь погубить своего сына и... и меня, отец? Я люблю твоего сына, я присягала с ним жить и ему служить! Его смерть будет и моей смертью!»).