x x
menu

Язык метафор в стихотворениях Тютчева

Экстатические переживания поэта в его единении с мирозданием или в любви к женщине также выражаются на языке метафор. Но метафоры получают здесь иное, противоположное назначение по сравнению с метафорами лирического пейзажа. Они не олицетворяют неодушевленные явления природы - они, наоборот, как бы «овеществляют» процессы душевных переживаний и вызванные ими впечатления жизни. Напряженность и значительность переживаний отождествляются поэтом с ощущениями огня, света, блеска. Прием обращения, который поэт применяет при изображении явлений природы, служит ему вместе с тем и новым средством их олицетворения, усиливающим метафоричность его лирических образов. Например:

  • И, глядя на тебя, пустынная река,
  • И на тебя, прибрежная дуброва,
  • Вы, - мыслил я, - пришли издалека,
  • Вы, сверстники сего былого!»; или: «Нет, моего к тебе пристрастия
  • Я скрыть не в силах, мать-Земля!»; или: «Ты, волна моя морская,
  • Своенравная волна... Ты на солнце ли смеешься
  • Отражая неба свод,
  • Иль мятешься ты и бьешься
  • В одичалой бездне вод...», и т. п.

Иногда Обращение поэта к явлениям природы выражает такую силу чувств или такую значительность мысли, что сопровождается междометием. У Тютчева это, в большинстве случаев, междометие «о!». Например:

  • О, страшных песен сих не пой
  • Про древний хаос, про родимый!»;
  • или: «О рьяный конь, о конь морской,
  • С бледно-зеленой гривой...»;
  • или: «О, этот юг, о, эта Ницца!
  • О, как их блеск меня тревожит!»;
  • еще: «О, первых листьев красота,
  • Омытых в солнечных лучах...» и т. п.

Эмоциональная приподнятость восприятия природы выражается у Тютчева также через восклицательную интонацию поэтических предложений, начинающихся с наречия «как». Например:

  • Как тихо веет над долиной
  • Далекий колокольный звон...»;
  • или: «Тихой ночью, поздним летом,
  • Как на небе звезды рдеют...»;
  • или: «Как неожиданно и ярко,
  • На влажной неба синеве,
  • Воздушная воздвиглась арка
  • В своем минутном торжестве!» и т. п.

Всем этим создается ораторский стиль лирики Тютчева, напоминающий оды XVIII в.

Наконец, и в ритмическом строе поэзии Тютчева сказывается ее медитативно-философская направленность. Она отличается разговорно-декламационным строем интонаций и продолжает в этом отношении пушкинскую традицию русской поэзии. Тютчев тяготеет поэтому, к силлабо-тоническому стихосложению, а в его пределах - к двухсложным, в особенности к ямбическим метрам. Он создал всего около 230 стихотворений, из них около 125 написаны четырехстопным ямбом и свыше 40 - пятистопным; следующее место занимает четырехстопный хорей - 27 стихотворений.

Строфическая организация стихотворений Тютчева в большинстве случаев очень проста. Это обычно четверостишия, чаще с перекрестной, иногда с кольцевой или парной рифмовкой, тяготеющие к смысловой и синтаксической законченности. К более сложным строфическим формам поэт обращался сравнительно редко и не проявлял стремлений к необычайным и изысканным рифмам.

Поэзия Тютчева выдающееся явление в истории русской литературы XIX века. На новом этапе развития русской общественной жизни Тютчев по-своему продолжал традиции этико-философического романтизма Жуковского. Но Тютчев отказался от наивных, религиозно-мифологических представлений и самостоятельно создал своеобразное идеалистическое миропонимание, «пантеистическое» по своим основам. Однако тютчевское миропонимание было более пессимистическим по сравнению с миросозерцанием Жуковского и выражало трагические настроения, связанные с деградацией дворянского уклада жизни.

Однако объективное значение поэзии Тютчева выходит далеко за пределы выраженных в ней субъективных представлений поэта и иногда противоречит им. Лирические пейзажи Тютчева, связанные в его сознании с мотивами эфемерности человеческой жизни, выражают романтическое восхищение красотой природы, передают тончайшее восприятие ее очертаний, красок, звуков и этим способствуют развитию эстетического сознания общества. Философские «медитации» поэта, связанные с настроениями трагизма, заключают в себе утонченную эмоциональную рефлексию, погружающую мысль человека в его внутренний мир, и этим способствуют нравственному развитию общества - углублению и облагораживанию человеческих переживаний. Поэзия Тютчева стала значительным вкладом в национальную духовную культуру и до сих пор сохраняет свое значение.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать