«Я ваш хозяин» (Лариса и Карандышев в драме «Бесприданница»)

План:

1. Кто такой Карандышев? Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими героями?

2. Как складываются взаимоотношения Каранды-шева и Ларисы? Проследите по тексту драмы (четвертое явление первого действия; шестое явление второго действия; одиннадцатое, тринадцатое, четырнадцатое явления третьего действия; десятое — одиннадцатое явления четвертого действия).

3. В чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает?

Карандышев вырос в мещанской среде, он с детства испытывал на себе унижения со стороны сильных мира сего. Однако, осуждая их нравы, их поведение, Карандышев, в то же время мучительно завидует им и сам претендует на положение хозяина жизни.

Это человек с болезненным самолюбием и крайне честолюбивый. Мелкий чиновник с небольшим достатком, Карандышев из кожи лезет, чтобы показать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления. Его любимое присловие—«Что за...» («Что за странная фантазия пить чай в это время? Удивляюсь» «Что за фамильярность с молодым человеком» «...Что за ребячество!»). Заметим, однако же, что речь Карандышева резко меняется, в зависимости от Того, к кому он обращается. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Дапилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!» Формы разговорной речи «вот что», «приезжайте-ка», небрежная расстановка слов в предложении придают обращению Карандышева непринужденность и даже фамильярность. Он как бы похлопывает Вожеватова по плечу. Иначе он беседует с именитым купцом Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?» Со слугами Карандышев барски высокомерен. В этом изменении оттенков обращения невольно и незаметно для самого Карандышева раскрывается его низкая, холопская, чиновничья натура.

В своем стремлении «повеличаться» Карандышев смешон и жалок. Над ним явно издеваются и купцы и слуги, а Кнуров просто игнорирует Карандышева и даже закрывается газетой, когда тот пытается с ним наговорить.

Взаимоотношения Карандышева и Ларисы были рассмотрены в первом варианте урока. Заметим лишь, что женитьба на Ларисе для Карандышева средство самоутверждения и в то же время средство поднять свой престиж в глазах окружающих. «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь, — «сквозь слёзы» говорит он Ларисе. — Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен».

Средством самоутверждения является для Карандышева и званый обед и тост в честь Ларисы за этим обедом: Карандышев благодарит Ларису за то, что та предпочла его всем другим своим поклонникам, сумела «отличить золото от мишуры».

Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Постепенно мы начинаем понимать, что за его самоуверенностью скрывается внутренняя робость и незащищенность. Конечно, претензии. Карандышева стать вровень с Паратовым, Кнуровым и. Вожеватовым нелепы, и все же мы с горечью следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни.

Бегство Ларисы за Волгу с теми, кому Карандышев завидовал и перед кем хотел «повеличаться», для него страшная катастрофа. В конце третьего действия раскрывается целая гамма чувств и настроений, которые владеют теперь его душой: это и растерянность, и глубокая горечь, и чувство оскорбленного человеческого достоинства, и бессильная злоба. Карандышев решает мстить своим обидчикам. Чем кончается этот бунт маленького, униженного жизнью человека, мы узнаем в четвертом действии.

Каждый докладчик рассматривал взаимоотношения Ларисы с тем или иным героем и таким образом раскрывал одну из сторон жизненной драмы бесприданницы. Обобщить эти сведения можно при работе над домашними сочинениями по Островскому. В число тем сочинений наряду с темой «В городе Калинове» мы предлагаем включить две темы, связанные с образом Ларисы: «В чём причина гибели Ларисы Огудаловой?» и «Люди с горячими сердцами в драмах «Гроза» и «Бесприданница».

  • «Лариса, обманутая Паратовым, не только разочаровывается в человеке, которого искренне любила, но и теряет веру п жизнь, надежду на счастье... Но если Катерина из драмы «Гроза» находит силу броситься в Волгу, то Лариса таких сил не находит. Она понимает, что лучше умереть, чем жить как-нибудь, и все равно: «Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь да жить... когда нельзя жить и не нужно».

В некоторых из этих работ ощущается излишняя прямолинейность и категоричность, отсутствие исторического подхода к характеристике героини драмы, однако, думается, ученики правы, ставя вопрос об ответственности самого человека за свою судьбу. Ученики в целом верно определяют роль Ларисы в пьесо как роль пассивную, чисто страдательную. На протяжении действия пьесы она не совершила ни одного самостоятельного поступка, волей или неволей подчиняясь желаниям хозяев жизни.

При обсуждении сочинений учитель обратит внимание на историческую обусловленность этой пассивности Ларисы. На первый взгляд кажется, что по сравнению с Катериной Лариса внутренне более свободна. На нее не оказывают такого воздействия религиозные догмы, над нею не тяготеет постоянная опека самодуров. Островский убедительно показал, что эта свобода иллюзорна. Лариса — игрушка, «вещь» в руках новых хозяев жизни.

Образное представление об обстановке действия, нарисовать Ларису в тех или иных сценах. Так, ученица А. рисует возвращение Ларисы с пикника:

«Тот же бульвар, где проходило первое действие. Но теперь ночь. Темнота. Лишь из окон падают снопы света да фонарь слегка освещает угол сцены, где перед решеткой стоит скамейка. На бульваре лежат тени деревьев. Сзади, за решеткой — мрачная, черная бездна.

Лариса медленно поднимается по ступенькам лестницы, ведущей из этой бездны. Её слегка поддерживает Паратов. Она совершенно разбита. Останавливается и медленно опускается па скамейку. На этой же скамейке она сидела днем и глядела на Волгу, на дальние поля, деревни, рощи, мечтала об отдыхе. Теперь мечты и надежды разбиты. Перед нею проходят разрозненные воспоминания поездки: влюбленное лицо Паратова, почтительно склоненная фигура Кнурова, цыганские песий, пляски, какое-то нервное и дикое веселье, поцелуи, ласки. «Цыганский табор!» А потом... Паратов стал холодно вежлив, официален, и она поняла, что надежды на счастье нет. Вот и сейчас

он говорит ей какие-то холодные, учтивые слова: «Позвольте поблагодарить вас за удовольствие, которое вы мне доставили». Удовольствие? Она ради него уехала от матери и жениха, бросила все. И это, оказывается, лишь ради того, чтобы доставить ему удовольствие».

Сочинения подобного типа свидетельствуют о том, что работа над развитием творческого воображения учеников, проведенная при изучении «Грозы», не прошла даром.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент