Язык основное средство художественного изображения жизни и литературе. Поэтический язык отличается от других форм речевой деятельности тем, что он подчинен созданию художественных образов. Именно этим определяются его особые свойства и закономерности. Слова в художественном произведении выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки. Образность художественной речи выражается в ее непосредственности, эмоциональной насыщенности, в предельной точности, экономности и одновременно емкости. «Художественность состоит в том,-  писал Чернышевский, - чтобы каждое слово было не только у места, - чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно было меньше слов». Поиски самого нужного, единственно возможного слова сопряжены с большими творческими усилиями писателя.

Олицетворение - это такая метафора, в которой предметы, явления природы и понятия наделяются признаками живого существа: «Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», «Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов); «Руки милой - пара лебедей - в золоте волос моих ныряют» (Есенин). Олицетворение чаще всего встречается в произведениях устного народного творчества. Человек на ранней ступени своего развития, еще не зная законов природы, одухотворял ее. Позднее такое олицетворение переросло в устойчивый поэтический оборот, помогающий раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

Некоторые произведения (басни, сказки) целиком строятся по принципу метафоры, когда все содержание имеет переносное значение («Кот и повар» и «Кукушка и петух» Крылова, «Премудрый пескарь» и «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина). Такие произведения называют аллегорическими. Аллегория - это образное иносказание. Аллегорические образы условны, так как под ними всегда подразумевается нечто (премудрый пискарь, например, олицетворяет собой трусливого обывателя), однозначны, просты, прило-жимы к одному понятию. Иносказательность басен, сказок, пословиц характеризуется устойчивостью; за их персонажами постоянно закреплены определенные качества (за волком - жадность, злоба; за лисой - хитрость, ловкость; за львом - власть, сила и т. д.).

Аллегорические образы тесно связаны с образами-символами. Символический образ отличается сложностью и многозначностью, его иносказательный смысл проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций («Анчар» Пушкина, «Парус» и «Три пальмы»   Лермонтова,   «Песня   о   Соколе»   и   «Песня   о Буревестнике» Горького). Принципиальной разницы между аллегорией и символом нет.

Метонимия (переименование) - замена прямого кампания предмета или явления переносным - основана па сближении несходных предметов, но находящихся и прим и иной (временной, пространственной) или другой внешней или внутренней связи. Гак, и четверостишии Некрасова «Скоро сам узнаешь и школе, как архангельский мужик по своей и божьей поле стал разумен и велик» под архангельским мужиком подразумевается М. В. Ломоносов; Некрасову важно подчеркнуть, что великий русский ученый и поэт вышел из народа.

Особую разновидность метонимии представляет значение с одного предмета или явления переносится на другое по принципу их количественного соотношения. Для синекдохи характерно употребление единственного числа вместо множественного или множественного вместо единственного: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (Лермонтов): «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» (Ломоносов). Иногда употребляется определенное число вместо неопределенного: «миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь). И некоторых случаях видовое понятие заменяет родовое - видовое: «и гордый внук славян» (Пушкин): «Ну что ж, садись, светило!» (Маяковский).

Переносное значение гиперболы (преувеличение) и литоты (преуменьшение) основано на том, что сказанное не следует понимать буквально: «раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский);  «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов). Очень часто прибегали к гиперболе Гоголь и Маяковский. Гипербола и литота как средства создания художественного образа используются в произведениях фольклора (например, образы богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича).

Ирония (насмешка) - это употребление слов в значении, прямо противоположном их прямому значению. Ирония основывается на контрасте внутреннего значения и внешней формы. «...Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи», - пишет Некрасов о «владельце роскошных палат», раскрывая истинный смысл отношения к вельможе семьи: «...ждущей смерти твоей с нетерпением».

Высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка - сарказм. Так, ирония Некрасова в «Размышлениях у парадного подъезда» приобретает негодующий, обличительный характер и перерастает в сарказм. «И сойдешь ты в могилу... герой, втихомолку проклятый отчизною», и далее поэт гневно продолжает: «Впрочем, что ж мы такую особу беспокоим для мелких людей?» Слова герой и особа в контексте стихотворения звучат контрастно по отношению к их прямым значениям и придают стихотворению саркастическую окраску.

Перифраз - это замена имени собственного, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета. Лермонтов в стихотворении «Смерть Поэта» называет Пушкина невольником чести, раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему.

Тропы способствуют художественной выразительности поэтического языка. Большее или меньшее использование тропов зависит от характера таланта писателя, от жанра произведения и его конкретных особенностей. В лирике, например, тропы используются значительно шире, чем в эпосе и драме. Таким образом, тропы являются лишь одним из средств художественной выразительности языка и только во взаимодействии со всеми остальными средствами помогают писателю создавать картины и образы.

Художественная выразительность языка достигается не только соответствующим подбором слов, но и их интонационно-синтаксической организацией. Синтаксис

используется писателем для индивидуализации и типизации речи, являясь средством создания характеров. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить неторопливую, спокойную речь Базарова («Отцы и дети» Тургенева), выражающую его глубокую убежденность в своей идейной правоте, и взволнованную, порывистую речь Павла Петровича, потрясенного отрицанием всех его жизненных принципов: «Павел Петрович взмахнул руками.

  • -        Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. В силу чего же вы действуете? <
  • -        Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным,- промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем.
  • -        Все?
  • -        Все!
  • -        Как? не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...
  • -        Все,-с невыразимым спокойствием повторил Базаров».

В зависимости от интонации и построения фраза и отдельные слова, входящие в нее, приобретают различные смысловые оттенки и эмоциональную окрашенность. Например, фраза Дождь идет будет звучать иначе и при перестановке слов (Идет дождь), и при изменении интонации (Дождь идет!; Дождь! Идет!). Свойственные языку выразительность и эмоциональность различных интонационно-синтаксических форм особенно характерны для художественной речи. Писатель максимально использует многозначность слов не только при их подборе, но и при их синтаксической организации. Особые способы построения предложения, усиливающие выразительность художественной речи, называют стилистическими (риторическими) фигурами. К важнейшим фигурам относятся инверсия, антитеза, повторение, риторический вопрос, риторические обращение и восклицание, параллелизм.

Инверсия (перестановка) - это необычный порядок слов в предложении: «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной...»  (А.  К.  Толстой).

Антитеза (противоположение) - это оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления:

  • Они сошлись.
  • Волна и камень,
  • Стихи и проза, лед и пламень
  • Не столь различны меж собой.
  • Пушкин)

Сочетание контрастных по смыслу понятий сильнее оттеняет значения слов и делает поэтическую речь более яркой и образной. По принципу антитезы могут быть построены иногда целые произведения: например, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, «Война и мир» Л. Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского.

Параллелизм - это сочетание двух или нескольких смежных стихотворных строк с одинаковой синтаксической конструкцией:

  • В синем небе звезды блещут,
  • В синем море волны хлещут
  • (Пушкин)