Художественное совершенство поэзии Блока

Художественная литература,   как  и  другие  виды  искусства,  воздействует не только на умы, но и на сердца читателей, приучает их  восхищаться   прекрасным   и  вызывает   отвращение ко всему безобразному, уродливому, противоестественному.  Пробуждая  стремление  к  красоте  и  справедливости, искусство способствует воспитанию высокой нравственности   убежденности   советских   людей.   Поэтому   в   эстетическое  воспитание трудящихся рассматривается как одна из важнейших  составных  частей   воспитания.  Хотелось бы указывать   на   необходимость    «позаботиться  о том,   чтобы  эстетическое  воспитание  молодежи велось на высоком идейном и художественном уровне, чтобы оно развивало здоровые вкусы, было радостным, чтобы   оно   одухотворяло труд и жизнь   молодежи.

Большие возможности для этого дает поэзия Александра Блока. Блок прошел сложный путь от мистики и символизма к признанию и воспеванию величия революции. Его поэма  «Двенадцать»   стала не только   популярнейшим произведением революционных лет. Она оказала большое влияние на последующее развитие молодой советской литературы. Почему поэт-символист, певец Прекрасной Дамы и заоблачных высей стал автором первой поэмы об Октябре?

Потому что справедливость революции стала очевидной и неопровержимой, а свершение ее - неизбежным и закономерным явлением. Этого не мог не признать такой предельно честный, правдивый художник, каким был Александр Блок. Нужно, чтобы в этом убедились наши десятиклассники в процессе знакомства с творчеством поэта.

Кроме социально-нравственной значительности, поэзия Блока открывается ученику в ее эстетическом качестве. Зачаровывающую музыку стиха, красоту выраженного чувства десятиклассники, как и все читатели Блока, ощущают непроизвольно. Помочь им сознательно воспринять художественное совершенство и неповторимость блоковской лирики - тоже одна из задач учителя при изучении ее в выпускном классе.

Как же воспринять художественное совершенство поэзии Блока? Авторы некоторых дискуссионных статей предлагали вообще отказаться от всякого анализа художественных произведений    (особенно   лирических)   и   ограничиться одним лишь чтением. Анализ называли «анатомированием», «препарированием», «умерщвлением живого организма» и т. п. Учительская общественность активно выступила «в защиту анализа» (так была озаглавлена одна из статей журнала «Литература в школе»), за серьезное, глубокое изучение литературы.

Мысли о необходимости дополнять эмоциональное восприятие логическим высказывались еще в начале прошлого столетия. Н. И. Новиков писал: «Не нужно бы нам было предаваться одному слепому чувствованию, но умели бы мы объявлять причину большей части наших чувствований и могли бы ясно показывать, для чего мы что-нибудь прекрасным или дурным почитаем». В. Г. Белинский страстно утверждал: «...Нам мало наслаждаться мы хотим знать; без знания для нас нет наслаждения. Тот обманулся бы, кто сказал бы, что такое-то произведение наполнило его восторгом, если он не отдал себе отчета в этом наслаждении, не исследовал его причин».

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент