x x
menu

Художественная литература как форма общественного сознания

Общественное сознание - это духовная жизнь народа. Оно имеет разные формы: политическое сознание (социальные идеи, взгляды, идеалы), правовое сознание (законы, указы, распоряжения), научное (познанные человеком закономерности жизни общества и природы и изложенные в умозаключениях, теоретических выводах, положениях, теоремах, формулах и т.п.), художественное сознание (искусство). Художественным сознанием искусство называется потому, что оно воссоздает жизнь в художественных образах. Вы видите на небе тучку - это предмет природы. Когда же художник изобразит ее на картине или поэт напишет:

  • Тучка в небе голубом
  • Плывет, как мечта, одиноко

- это это будут живописный и литературный образы тучки. Вы слышите завывание бури - это явление природы. Когда же в музыкальном произведении слышатся подобные звуки или в рассказе «Морозенко» Афанасий Мирный пишет: «На дворе ревела сердитая буря, стонала в стены, прыгала по жилищу, выла в дымовой трубе, громыхала у окна» - это будет художественный образ бури. Художественный образ является созданное воображением художника поэтическое отображение событий, людей, явлений, предметов. Каждый вид искусства создает художественные образы присущими лишь ему средствами и на соответствующем материале. В изобразительном искусстве они создаются нанесением линий, черточек, точек, пятен красками разных цветов на полотно, бумагу, доску и т.п. Скульптурный образ создается вырезанием линий, углов, округлостей, выемок на дереве, камне, металле, мраморе и др. В музыке - соединением звуков разной высоты, силы, тембра и т.п.

Литературный образ - словесный: он создается отбором наиболее точных  для выражения мысли слов и использованием разных художественных средств языка. Чтобы создать поэтический образ тучки, необходимо передать плавность, замедленность ее движения, поэт подбирает слово плывет (а не бежит, не мчится), использует ласковую форму, эпитет, сравнение. Художественные образы существуют разных видов: образ человека (действующее лицо, персонаж, герой), образ события, явления, животных, предмета, переживания. Жизнь людей и природы является объектом не только литературы, но и науки. Чтобы правильно воссоздать действительность, и писатель, и ученый глубоко изучают ее, выделяют главное, определяющее и правдиво отображают его в своих работах. При этом важную роль в работе ученого сыграет научное предусмотрение, определенной мерой - фантазия, которая в литературе является одним из основных элементов создания образов.   Из диалогов и монологов читатель узнает о чувствах, мыслях персонажей, их интересах, стремлениях, отношении к событиям, явлениям, другим действующим лицам и т.п. Разные компоненты произведения - рассказ, описания, высказывания персонажей - в единое художественное целое объединяются темой и идеей произведения.

  • Тема - основной вопрос, который освещает писатель в произведении.
  • Идея - основная мысль об изображенных в художественном произведении жизненных явлениях.

Тема и идея тесно связаны между собой. Задумав написать о таком важном вопросе в свое время, как положение крестьян при крепостничестве и в пореформенное время (тема), И. Нечуй-Левицкий выучил историческое прошлое и современную ему действительность, характерные события, человеческие типы (господ и крепостных), их настроения, переживание и т.п.. Весь этот жизненный материал писатель глубоко продумал и на его основе создал новые образы людей, событий, пейзажей и т.п., в которых выразил свои общественные взгляды. Он убедительно показал, что положение крестьян при крепостничестве было очень трудным, что такое положение закономерно порождало протест против угнетателей, что в народе всегда жило стремление к воле. Читая произведение, мы не только познаем описанную в нем действительность, а и воспринимаем точку зрения писателя на изображенное, его оценку, т.е. познаем идею произведения. Чтобы доходчиво раскрыть тему, выразить идею, писатель в определенной последовательности излагает рассказу о событиях, описаниях места, где они происходят, передает высказывания персонажей, т.е. определенным образом строит произведение.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать