Максим: «Но мой отец умный селовек и радушно служит общине. Как он говорит на раде общественной, так не сумеет никто в целой верховине. Община слушает отцовского совета, но власти отец мой не имеет и не жаждет ее».

«...Сие был седой, как голубь, 90-летний старец, старейший возрастом в целой тухольской общине. Отец восьми сыновей, из которых три сидели уже вместе с ним среди старцев... Высокий ростом, уважительный осанкой, строгий лицом, богатый опытом жизни и знанием людей и обстоятельств, З. Беркут был правдивым образом тех давних патриархов, родителей и проводников целого народа, о которых говорят нам тысячелетние песни и пересказы. Несмотря на глубокую старость, Захар Беркут был еще сильный и коренастый. ...Сад, пасека и лекарство - сие была его робота». «Община - это был его мир, то была цель его жизни». «В своему странствии Захар Беркут познал мир, был и в Галиции, и в Киеве, видел князей и их дела, познал воинов и купцов, а его простой, ясный ум составлял все виданное и слышанное, зерно к зерну, в казну памяти, как материалы для мысли».

«...Все то зажигало его горячую душу к желанию - отдать целую свою жизнь на скрепление добрых общественных порядков в своей родной Тухольщине».

«...Знали его не лишь как врача, который лечит раны и всякие болезни, но и не менее чем замечательного беседника и руководителя, который «как заговорит, то словно бы тебе в сердце вступает», а как посоветует то ли одному человеку, или целой общине, то хоть целую площадь старцев набери, то и те вместе, вероятно, лучшего совета не придумают... С давних пор Захар Беркут пришел к твердому убеждению, что как человек сам-один среди общины слабый, так и одна община слаба и что только общее согласие и общие дела многих соседних общин могут предоставить им силу и может в каждой общине отдельно укрепить свободные порядки общественные». «Он в младшие времена часто ходил по общинам, бывал на их копных собраниях, старался познать хорошо их нужды и людей, и всюду советы его побеждали: к скреплению дружеских, товарищеских и братских связей между людьми в общинах и между общинами в соседстве». «Нам не нужно милости от боярина и ни за что становиться нам рабами - сие причина, для чего он ненавидит нас и прозывает нас смердами. Но мы знаем, что гордость его пустая и что правдиво свободному человеку к лицу не гордость, а спокойные уважение и ум». «Раз умирать каждому, но славно умирать - сие не каждому случается».

«Недалеко от побоища, защищенный каменной глыбой от стрел, сидел на соломе Захар Беркут, занятый при раненых. Он повынимал им из ран стрелы, повымывал раны при помощи Мирославы и принялся перевязывать их, прикладывая какую-то искусно прилаженную живицу». «Когда бы о нем в самом деле шло дело, то я сказал бы вам: “Я не имею сына, мой сын погиб в бою. Но здесь дело идет о нашей обороне и теперь должны были б все, неприготовленные, погибнуь от монголов. Для того я говорю вам: не заботьтесь о моем сыне, а решайте так, если бы он был уже в гробу»».

• «...Менять одного юношу за руину наших соседей сие был бы позор, была бы измена».

• «Когда бы дело шло только между мной и твоим бегадиром, то я радушно отдал ему все, что имею, даже свою собственную старую голову, за освобождение сына. Но ты советуешь нам неравную замену, при которой использовать могу только я сам и мой род, но казнить должен не только одну общину, а все те общины, из-за которых должен идти ваш поход».

• «Сломи второй раз плохую силу так, как сломил ее первый раз, когда могущественной рукой разбил сею каменную стену, и дал водам протоку, и дарил людям ту прекрасную долину! Запруди ее теперь назад, пусть сгинет гордая вражеская сила, которая теперь издевается над нами».

• Максим: «Мой отец не на ветер говорит. Он привык хорошо передумать, за кем что говорит».

• «Пока будете жить в общественном порядке, дружно держаться вместе, стоять все за одного, а один за всех, до тех пор никакая вражеская сила не победит вас».

• Захар Беркут - центральный персонаж повести, предводитель тухольской общины. Ему уже более 90 лет, и всю своя жизнь этот человек отдал общине. «Община - это был его мир, то была цель его жизни»,- пишет автор. Наиболее полно раскрывается характер Захара Беркута в грозное для его народа время, когда он становится во главе тухольской общины в борьбе с монгольскими захватчиками. Именно он составляет план уничтожения монголов, на его призыв приходят на помощь тухольцам верховинцы и загоряне, он непосредственно руководит борьбой тухольцев. И в этой борьбе более всего проявляется его мужество, светлый ум и предусмотрительность. Он предлагает не отразить нападение монголов, а разгромить врага в тухольской долине, чтобы защитить соседние села от неожиданного нападения монголов.

Им руководят в первую очередь общественные интересы. Чувство общественного долга, которое тесно связано с глубоким патриотизмом, у Захара Беркута ярчайше проявляется в трагическую минуту, когда в плен к врагу попадает его сын. Всей силой своей души он любит сына, но когда Тугар Волк предлагает тухольцам выпустить монголов из тухольской долины в обмен на пленного Максима и часть тухольцев просит Захара принять это предложение и освободить своего сына, то он отказывается. Захар объясняет, что здесь речь идет не о его сыне, а о судьбе их соседей - верховинцах и загорянах, которые, неподготовленные, испытают еще страшнее горя от нападения монголов. «Не заботьтесь о моем сыне, а решайте так, если бы он был уже в гробу»,- говорит Захар Беркут, сдерживая боль в душе. Он подчиняет свои родительские чувства гражданским интересам. И его ответ посланцу Бурунды звучит твердо и убедительно: «Или мы все погибнем, или вы все - другого выбора нет».

Когда же вторично заходит речь о судьбе его сына, которого можно было спасти, отпустив живыми предводителей монгольского войска, Захар Беркут и здесь проявляет свою принципиальность и твердость убеждений. Он не может даже тогда, когда монгольское войско уничтожено, принять предложение Бурунды, так как знает, какой это коварный и жестокий враг. Бурунда никогда не забудет гибели своего войска и приведет на тухольцев еще более страшную силу. «Пусть лучше гибнет мой сын, чем ради него должен уйти хоть один враг из нашего края!» - говорит Захар Беркут. Своей рукой посылает он огромный камень в кучу, где, кроме врагов был и его сын.

(Покажем, какие сверхчеловеческие силы нужны были Захару, чтобы отважиться на это, так как у некоторых учеников может сложиться мысль, что он черствый человек, без родительских чувств, когда отказывается освободить сына). После того как Захар послал смертельное оружие, он «дрожал, будто маленький  ребенок, и, закрыв лицо руками, рыдал тяжело». Вот как дорого стоил ему тот последний удар по врагу. Возможно, от этого он так внезапно и умирает. Но какую силу духа, твердость и стойкость он проявляет перед этим, в грозное для своего народа время.

Нужно подчеркнуть и честность старого Захара. («Беркуты держат свое слово даже врагу и предателю»). Он прекрасный во всем, даже в своей смерти. В своей последней речи перед общиной Захар говорит о том, что тухольцы победили врага не только своим оружием, а и мудростью и дружбой, сплоченностью, высказывает уверенность в счастливом будущем родного народа. Как завещание потомкам звучат его слова: «Пока будете жить в общественном порядке, дружно держаться вместе, стоять все за одного, а один за всех, до тех пор никакая вражеская сила не победит нас». В этом образе воплощенные мудрость, мечты и стремления народа.