Характеристика образа Трофимова в пьесе «Вишневый сад»

Образ Трофимова тоже эмоционально двоится, и нетрудно  указать ту грань, которая отделяет эмоциональное соучастие автора от сочувственно-скептической, грустно-недоверчивой улыбки, направленной к его личности.  Там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни, о ее бедности, нечистоте, там, где он порицает вялую болтливость интеллигенции, ее сонный индифферентизм к окружающей несправедливости, там, где раскрывает Ане зло крепостнической праздности, где указывает Лопахину на объективно-хищническую природу  его купеческого положения, где зовет людей к ниспровержению  эксплуататорских порядков, к построению новой светлой жизни  на основе всеобщего труда и гуманности, здесь всюду Чехов с ним. 

В этих случаях Трофимов имеет все преимущества сравнительно  со всеми иными лицами пьесы, в том числе не только перед Раневской, но и перед Лопахиным. Ему дано наибольшее сознание коренных общественных недостатков жизни.  Высказывания Трофимова об этом нище и никем не снимаются.  Но при всем этом вся характеристика личности Трофимова  направлена одновременно и к тому, чтобы показать его слабость  перед теми силами, которые он собирается преодолеть. «Вечный студент», «облезлый барин», Трофимов не имеет никаких  качеств, которые хотя бы в какой-нибудь мере свидетельствовали о его умении влиять на жизнь. Наоборот, жизнь толкает его и  треплет, а он является лишь жертвой ее холода и жестокости. 

Трофимову дано понимание лучших идей, с ним связаны  бодрые порывы к будущему, он зовет от рабской инерции к борьбе  за новую прекрасную жизнь. За ним восторженно идет Аня, легко оставляя бремя пустого, морально и идейно тусклого и праздного прошлого. Самый факт сознания социального несовершенства жизни и желания разбудить спячку, перевернуть жизнь  самым решительным образом для Чехова являлся фактом глубокого прогрессивного значения, поэтому и критика действительности в словах Трофимова, и его призывы к лучшему будущему  всюду даны в чертах явного авторского сочувствия. Но Чехов не  верит, что люди, подобные Трофимову, будут в состоянии изменить жизнь, не верит, что Трофимовым действительно удастся  разломать устоявшиеся твердыни господствующих жизненных  форм.

Так в «Вишневом саде» распределяются эмоциональные оттенки в освещении всех персонажей. В сочетании разнообразных и противоречивых эмоциональных тональностей имеется  своя осмысленность и, следовательно, внутренняя закономерность.

Бодрость Лопахина, Трофимова и Ани - это один из слагающих элементов общей, определенно-осмысленной картины  жизни. Для смысла пьесы этот элемент необходим. Он не занимает в пьесе победного, решающего значения, но и не является  механическим наложением на общем полотне грусти и печали.  В «Вишневом саде» осуждается весь порядок, весь уклад старой жизни.

Несчастье и страдание человека взяты не с той стороны, где человек сам является виновником своих неудач, и не с  той стороны, где его преследует злая воля другого человека, а с  той стороны, где «виноватых» нет, где источником печального  уродства и горькой неудовлетворенности является само сложение жизни.

Чехов видит, как в этой обстановке бесплодно пропадают  лучшие движения души человеческой, как бессилен человек перед задачей претворить свои светлые порывы в действительную  реальность. Одни бессильны потому, что хорошие, добрые стороны их морального существа искалечены привычками жить на  чужой счет, и они не замечают вреда своего праздного существования (Раневская).

Другие бессильны потому, что их деятельность, даже при лучших субъективных намерениях, в общественно-объективном значении получает отрицательный смысл  (Лопахин).

Третьи бессильны потому, что, несмотря на правильность и беззаветность их стремлений к радикальному изменению общественных отношений, они ни в какой мере не располагают силами и возможностью для выполнения таких целей  (Трофимов).  Переживаемый общественный сдвиг Чехов расценивает положительно, как пробуждение от застоя, как симптом приближения лучшего будущего. Однако жизнь сдвинулась, на его  взгляд, еще не в такой степени решительно и победоносно, как  это необходимо для ее обновления. Чехов видит, что появились  люди, воодушевленные новыми целями, с ясным сознанием необходимости перемен, люди с большой верой в успех своего дела.  Какие-то хорошие результаты от этого должны быть, но они  еще не видны и перспективы их теряются в самой отдаленной  неизвестности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент