x x
menu

Характеристика Образа Роксоланы

Ход урока

1.         Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Проведение конкурса «интеллектуал»

III.       Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV.       Основное содержание урока

1. Характеристика образа Насти Лисовськой, Хуррем, Роксоланы

 1.1. Ориентированный план для характеристики образа героини.

 I. Роксолана - выдающаяся фигура исторических пор XVI столетие.

II.        Происхождение Насти Лисовской, ее воспитание

III.       Портрет и внешность

IV.       Черты характера героини:    решительная и находчивая;

Все уроки украинской литературы в 8 классе

 •         благородная и скромная;

  • веселая (Хуррем) и оптимистичная;
  • целенаправленное то свободолюбие;
  • терпимая и безоглядная к любым трудностям.

V. Мотивы и деятельность Роксоланы:

  • внешняя красота и внутренняя мудрость;
  • способность к принятию весомого решения;
  • глубокое уважение к своим родителей, Абдуллага, Сулеймана;
  • стремление познать новое и интересное;
  • уважительное отношение к религии;
  • умение бороться со врагом;
  • самопожертвование ради народа, родного края;
  • стойко воспринимает жизненные трудности.

VI. Уникальность женщины из Украины в отечественной и мировой истории

1.2. Материал относительно характеристики образа произведения

1.2.1. О. Назарук о героине произведения: «Роксолана - сие историческая фигура.

Жила она на переломе Средневековья и Новых Времен, когда люди белой расы открыли Новый Мир, печать, классические книги и себя как индивидуальность, когда «тронулись из основ землю и задержали солнце». В том большом времени выступают на исторической арене Европы много знаменитых и деятельных женщин. Украинский народ переживал тогда в самый раз глубочайший упадок. Государственность его разрушенная была так основное, что потерялись даже воспоминания о ней в памяти украинского народа. Он был тогда почти только беспросветно темной массой, которая в тяжелой неволе коротала свой возраст и не имела возможности выдать из себя даже знаменитых мужей, не то знаменитых женщин. Но словно на знак, которые большие способности кроются в народе нашей земли, выдвинула из него Божья воля в самый раз в том времени одну женщину как наибольшую женскую фигуру мировой истории той эпохи. Той женщиной была Анастасия Лисовская, дочь нашего священника. О сей мощнейшей с тогдашний женщин, о радостной и веселой, полную энергии Настуню Лисовскую, знаемую в истории под именем Роксоланы, и написанная повесть.

Я проиллюстрировал странную жизнь большой султанки, которая своим грехом начала развал могущественного мирового государства Развал тот шел уже неудержимо вплоть до наших дней... Влияния - украинские, восточные, византийские, западные, ренессансу и другие - сплетаются и цветистый ковер фона, по которому, будто светлая комета, перелетала Роксолана, тот украинский Одиссей в женском платье. Сие было тем труднее представить, что ни у нас, ни у других народов нет до сих пор ни одной работы о синтеза тех факторов, как они сплелись в том времени на Востоке. Пусть ни мне, ни тем, с которыми я говорил о тех временах, неизвестная ни одна такая работа.

Пусть же не первая попытка - вжиться в те времена поощрило писателей будущих поколений украинской наций лучше и лучше представить ту эпоху и найвеличественную фигуру ее, какая столетиями будет обращать внимание на себя. Так как став своей красотой женщиной султана, исключительно своим блестящим умом и волей стала она неограниченной панной двора и большого государства, была безоглядная, как ее время. Но сердце имела хорошо сокровищ своего мужа часто употребляла на уменьшение человеческого терпения. Была благородная и скромная и большая, мимо своих грехов, которые тяжело заслужила прощение самая и ее потомство.

Итальянский (венецкий) посол, который видел Роксолану как султанку, укажет, что и госпожа, по народностям русинка, не была красивая, но приятная. И каждый имеет свое понятие о красоте. Портрет Роксоланы, который находится в нашем Национальном музее в Льве работы итальянского мастера, указывает, по моему мнению, что она была очень красивая: очень деликатная, очень скромная и очень спокойная из вида,- такая спокойная, что успокаивает даже взгляд на ее портрет. Кроме сего прекрасного портрета Роксоланы, видел я еще один, работы немецкого артиста, на котором кресла и буквально вся ее одежда взорваны большим жемчугом. В нашем Национальном муз есть два ее портрета». 1.2.2. Другие сведения о Роксолану.

Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась возле 1506 года - умершая возле 1562 года) была дочерью священника Гаврила Лисовского с Рогатина - небольшого города на Западной Украине, расположенного неподалеку Тернополя. В XVI столетии эта территория принадлежала Вещи Посполитий и постоянно подлежала опустошительным набегам крымских татар. Во время одного из них летом 1522 года молодая дочь священнослужителя попала в плен к врагу. Легенда свидетельствует, что это несчастье случилось накануне свадьбы Анастасии.

Сначала девушка попала к Крыму - это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под пыльным контролем охраны везли на конях, даже не связывая рук, чтобы не испортить бечевками нежную девичью кожу. Пораженные красотой полонянки, крымские татары решили отправить девушку в Стамбул, надеясь удобно продать ее на одном из самых больших невольницких рынков мусульманского Востока.

В столицу султану прекрасную полонянку повез ее хозяин - его имени история не сохранила. Там Рустема -подножный корм захватила красота девушки и он решил ее купить и сделать подарок Сулейману .

Подножный корм получил красивое образование и много знал, поэтому он дал красавицы новое имя - Роксоляна, под которым она и вошла в историю. Роксоланами или Роксанами в давность называли сарматские племена в II-IV столетиях нашей эры, которые кочевали в степях между Днепром и Доном. В Средних столетиях Роксоланов считали праотцами славян. Это и обусловило выбор нового имени для Анастасии. Попав к султанскому гарему, Роксолана Анастасия поклялась себе, что она достигнет положения законной жены падишаха - выйти из гарема на волю и возвратить домой ничего было даже и мечтать!

Она научилась хорошо говорить по-турецки, ее Рустем-Подножный корм не продал султану, а подарил. Поэтому Роксолана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня некогда не могла стать султанкой.

Роксолана принимает ислам - она спешит, так как может родить детей, а они должны были быть законными наследниками султана. Своего первенца она назвала Селимон - в честь предшественника ее мужчины, султана Селима I, названного Грозным.

Стремясь во всякое время укрепить свое положение, Роксоляна родила Сулейману еще двух сыновей и дочь. Но наследником престола официально считался Мустафа - старший сын первой женщины падишаха, красавицы -черкешинки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами Роксоланы.

Лисовская прекрасно понимала, что ее ребенок должна унаследовать власть от Сулеймана и потому она начала действовать решительно и жестоко в течение пятнадцати лет.

Обвинив в преступном сговоре первую жену и ее детей против Сулеймана, падишах предоставляет приказ их уничтожить.

Сулейман находился под большим влиянием Роксоланы. Ее объявляют первой женой Султана.

Продолжая кровавые мероприятия, Роксолана уничтожает всех сыновей Сулеймана, которых родили ему женщины и одалиски.

Сорок лет была Роксолана женой султана. Она долго и умело создавала себе славу просвещенной женщины мусульманского Востока. Она умершая, оставив мужчины вдовцом.

1.2.3. Цитатная характеристика:

  • «Настя была веселого характера»;
  • «...Слово «Хуррем» значит: или спокойная, или беззаботная, или веселая. Не знала только, или сие по-татарски, или по-турецки»;
  • «Она все время желала себе одного: жить, жить, жить - за всякую цену жить, хотя бы в беде и понижении, в татарской неволе! Так как мир был такой красивый, красивый ! А она была еще такая молодая, молодая!»;
  • «Она была в черных скрипучих матах. Казалось ей, что сие гроб. И что в том черном гробу захороненная вся ее ясная девичье минувшее»;
  • «...Галичанкая Настуся»;

 «Чему дети той земли, из которой вышли, шли в неволю, хотя они ростом и силой больше татар. Чему они гонят татар в неволю, но татары их?»;

Страницы: 1 2 3 4 5
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать