Выборочное устное изложение текста повествовательного характера с элементами описания внешности человека

Цель: научить определять стилевые и композиционные особенности текста; находить элементы описания внешности человека; усовершенствовать умения пересказывать текст в сжатой форме. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Красота души придаёт прелесть даже Невзрачному телу, точно так же, как Безобразие души кладёт какой-то Отпечаток, который возбуждает в нас Необъяснимое отвращение. Лессинг ХОД УРОКА
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний
учащихся Беседа Что такое текст? Что значит писать и говорить на тему?

• Какие стили речи вам известны? • Как различают типы речи? III. Мотивация учебной деятельности Слово учителя — Основные типы речи — повествование, описание, рассуждение. В повествовании обычно говорится о действиях и событиях (что было Сначала, потом, затем…

и наконец). В описании изображаются предме Ты, люди, животные, природа и т. п. В рассуждении излагаются причи Ны явлений и событий, их взаимная связь. Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло?; к описанию — какой? ; к рассуждению — почему?

Портрет в литературном произведении — это изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды. Описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя произведения. IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний И умений учащихся 1. Чтение текста учителем Практикант В поздний час мы попросили у начальника дать человека, который мог нас проводить на один из объектов, где утром ожидались важные производственные события. Начальник потёр большой, рабочей рукой высокий лоб и сказал задумчиво: — а знаете, придётся, пожалуй, ехать без провожатого. Весь мой на Род должен быть тут, на совещании.

Впрочем,— и в его спокойных боль Ших, стального цвета глазах вдруг мелькнула лукавинка,— впрочем, есть Один человек… очень серьёзный товарищ… Начальник позвонил и сказал пожилой секретарше, бесшумно возникшей в дверях: «Пригласите ко мне практиканта. Если ушёл, пошлите за ним машину».

Дверь открылась, и из-за портьеры появилась щупленькая фигура в ватнике. Слишком большой по размеру ватник сидел на нём, как водолазная рубаха, а рукава его даже были закатаны. На вид вошедшему можно было дать лет четырнадцать, но лицо его, совсем ещё детское, было серьёзно, и это взрослое выражение как-то особенно не вязалось с носом-пуговкой, густо поперчённым крупными золотистыми веснушками, с пушком на щеках. — Вот, познакомьтесь,— Константин Ермоленко, наш практикант. Проводник оказался бесценным спутником. Он всю дорогу рассказывал о строительстве, точнее, не рассказывал, а отвечал на вопросы, и ни один из них не застал его врасплох.

Строительство он знал отлично, знал о нём именно то, что могло показаться интересным новичкам. Память у него была поразительная. Впрочем, относясь к своему делу очень ответственно, он не вполне доверял памяти и иногда лез в карман, извлекал замурзанную и истёртую записную книжку и уточнял по ней названия или цифры. Но особенно в нём подкупало то, что он как бы сросся со стройкой — думал о ней, как о чём-то своём, личном.

Простившись, мы искренне поблагодарили его за содержательную беседу, за помощь и с нетерпением отправились в кабинет начальника. — Ну как? — спросил тот, поднимая от бумаги глаза. — Замечательно! — а как наш практикант: пояснил, показал? — Объясните, где вы откопали такого чудесного парнишку?

В усталых глазах строителя опять засверкали ласковые лукавинки. — а, хорош, правда? Ему сейчас пятнадцатый год. а он — живая Энциклопедия стройки. Всё знает, всем интересуется, во всё встревает. Взял его курьером.

а он, видите, как-то сам собой в порученцы выдви Нулся. Светлая голова! а память какая! (335 сл. ) (По Б.

Полевому) 2. Комментарий учителя к тексту Текст представляет собой повествование с элементами описания внешности человека, содержит характеристику персонажа. Выбирается материал о Косте Ермоленко, опускаются сведения о начальнике строительства. Начало и конец текста передаются сжато от 3-го лица. Возможный вариант начала изложения: «Приехавшие на стройку обратились к начальнику с просьбой дать провожатого». 3.

вопросы и задания 1) Определите основную мысль. Как она сформулирована в тексте? 2) Выделите части, в которых говорится о Косте. 3) Как описывается внешний вид вошедшего (одежда, лицо)? Какие детали портрета выделены? Почему? 4) С помощью каких языковых средств описывается портрет Кости? 5) Каким проявил себя практикант во время показа строительного объекта? 6) Какие детали говорят о том, что Костя ответственно относился к порученному делу? 7) Каково мнение начальника строительства о практиканте? Объясните значение выражения «живая энциклопедия стройки». 8) Как автор относится к Косте? 9) На основе данного плана (а) внешний вид Кости Ермоленко; б) необыкновенный практикант; в) чем вас привлекает Костя?) составьте свой вариант. 10) Озаглавьте текст, перескажите его (выборочно) по плану. V. Итог урока

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент