Объясните особенности романтизма как художественного направления, его истоки и эстетичные принципы. Сравните Просвещение и Романтизм. Чем они отличаются? Просвещение обращается к пропаганде философских идей как средство перевоспитания человечества. Основная идея Просвещения - идея «естественного человека», которая от рождения имеет права и свободы. Критерий красоты у Просвещения - умное и полезное. Романтизм отбрасывает современность, родившуюся Французской революцией, игнорирует новорожденную буржуазность, в которой видит триумф бездуховности. Романтики обращаются к темам природы, истории, фантастики, фольклора, воспевают возможное, а не реальное, устанавливают культ бесконечного движения, романтического расположения духа, вечного творчества. Критерий красоты - новое, необыкновенное, неведомое.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ К теме «Литература Просвещения».
- Где зародилось Просвещение? Которые его основные принципы? Просвещение - течение, которое зародилось в Франции. Идея «естественного человека» и ее естественных прав. Идеи равенства и братства людей независимо от социального положения, вероисповедание, главенства науки и культуры над всеми сферами жизни.
- Назовите основных представителей Просвещения в мировой литературе.
- Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо (Франция), Гете (Германия), Ломоносов (Россия).
- Почему XVIII столетие в Франции названо не именем какого-то монарха, а не Вольтера ? Книги Вольтера были распространены по всей Европе, даже в России. После революционных идей писателя называли вольтерьянцами.
- Кто является главным героем повести Вольтера «Простак» и поему повесть названная именно так? Повесть Вольтера «Простак» затрагивает проблемы религиозных расхождений, государственного устройства, общественных обычаев.
- 6. Почему свое произведение «Фауст» Гете назвал трагедией?
Примерные планы сочинений.
- Вера в силу человеческого ума и образования - основа идеологии Просвещения.
- Вольтер - центральная фигура европейского Просвещения. Конфликт «естественного человека» и французского общества (за произведением Вольтера «Простак»). Философская повесть как жанр и ее творец Вольтер. Это одновременно и эссе, и памфлет, которые отвечают на главный вопрос жизни. Вольтер, автор «Задига», «Кандида» и «Простака».
- Повесть Вольтера «Простак», смысл ее названия, художественное содержание.
- Антиклерикальные мотивы произведения Вольтера «Простак».
- Трагедия «Фауст» - вершина творчества Гете.
- Поиски смысла бытия и назначение человека в трагедии «Фауст».
- Фауст и Рафаэль: странствования жизням в поисках прекрасного. Философское значение образа Фауста. Смерть Фауста как победа истины над сомнениями и соблазнами. Прекрасное в будущем. Душу Фауста забирают ангелы. Мысли Гете о величии человеческого духа.
- История любви Фауста и Гретхен в трагедии Й. В. Гете «Фауст».
Назовите основную идею творчества Гофмана. Приведите примеры произведений, в которых воплощенная эта идея. Основная идея творчества Гофмана - противостояние художника и филистера - обывателя и мещанина. Примерами таких произведений есть «Малыш Цахес», «Жизненное мировоззрение Кота Мура» и др.
Как объединяются у Гофмана сатирическое, фантастическое и реальное? Сатирическое рисуется с филистерского мира. Для изображения реального Гофман прибегает к метафоре. Метафорическое изображение милитаризма, бюрократизма, проблем власти и образования тогдашней Германии. Фантастические персонажи, сюжеты и события необходимые для создания невозможных в жизни ситуаций, из-за которых ярче можно увидеть реальность.
- Откуда взялся Цахес и чему все его восхваляют? Цахес - ужасный урод, рожденный бедной крестьянкой. Фея Розабельверде, сочувствуя, вонзает в его голову три волшебных золотых волосинки, благодаря которым все достоинства других людей приписывают безобразному Цахесу.
- Какую награду получил Цахес от князя Барзануфа? Орден зелено-пятнистого тигра с двадцатью бриллиантовыми пуговицами.
- С кого на самом деле иронизирует Гофман? С людей, которые создают себе кумиров и кланяются им, будто идолам, не видят недостатков и недостатков кумиров.
- Назовите следствия просветительской деятельности Пафнутия Большого в произведении Гофмана «Малыш Цахес». Изгнание фей и волшебников, вырублены леса ради насаждения картофеля, внедрены пения молитв на два голоса утром и вечером.
- Кто виновный в потому, что Цахес стал правителем? Как предотвратить появление таких Цахесов?
- Какая легенда стала основанием стиха Гейне «Не знаю, что стало со мной...»?
- Назовите ваши любимые произведения Гейне. Чему Гейне назвал себя «последним романтиком» ?
- Как объяснить выражения: «романтическое расположение духа», «романтическая душа», «романтическая природа».
- Объясните сроки «романтический юмор» и «романтическая ирония»?