Вопрос о специфике драматического произведения

Вопрос о специфике драматического произведения — до сих пор один из наименее разработанных в литературоведении. В. И. Сорокин своеобразие драматических произведений усматривает в том, «что в них обычно изображаются острые жизненные конфликты и все развитие действия носит ярко выраженный характер борьбы... драматург изображает переломные моменты в жизни своих героев; эти острые столкновения, влияющие на дальнейшую судьбу людей, и называются драматизмом в собственном смысле слова». Г. Л. Абрамович также «первой существенной особенностью драмы» считает «драматический характер развивающегося в ней действия».

Действительно, острота конфликтов, выбор наиболее значительных, часто переломных моментов в жизни героев и, как следствие этого, напряженность развития действия — характерные качества драматического произведения, которые нельзя игнорировать при его анализе. Но в то же время было бы неверно видеть в них специфические особенности драмы. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», также раскрыты «острые конфликты», действие романа «носит ярко выраженный характер борьбы», для изображения отобраны «переломные моменты в жизни героев».

Вообще драматизм, являясь необходимым условием драмы, характерен в той или иной степени и для эпических произведений. Важнейшей особенностью произведений классической драматургии, на наш взгляд, следует считать непрерывность действия внутри отдельных сцен и актов.

Если внутри отдельных сцен действие течет непрерывно, то между событиями, изображенными в смежных сценах, проходит какое-то время. Это позволяет драматургу отобрать ряд сцен, в которых с наибольшей полнотой раскрылись бы характеры героев. Подобный отбор характерен и для эпического произведения, однако там писатель обычно связывает изображаемые картины своим рассказом. В драме таких связующих звеньев нет. О событиях, происшедших между отдельными сценами, мы узнаем из слов героев в ходе действия. Такое построение драматического произведения приводит к исключительной концентрированности действия.

Отбор тех или иных сцен предопределяется замыслом автора, особенностями его стиля, требованиями сценичности и т. п. Так, в психологической пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» сцена продажи вишневого сада не представлена: внимание читателя сосредоточено не на самом факте продажи дворянской усадьбы, а па отношении к этой продаже Раневской, Гаева, Лопахина и других героев.

Непрерывность действия внутри отдельных сцен и актов обусловливает и другие особенности сюжетной организации драмы, в частности своеобразие её экспозиции. Экспозиция эпического произведения, данная автором обычно в описательной или повествовательной форме, знакомит нас с обстоятельствами, в которых будет совершаться действие; экспозиция в драматическом произведении, воплощенная в диалоге, сама по себе насыщена действием, энергичной борьбой. Так, уже в первых явлениях «Грозы» мы становимся свидетелями острых столкновений между жителями города Кали-нова.

Применительно к драматическому произведению необходимо уточнить и традиционное определение завязки как «события, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события».

 Действие в драме начинается с первых реплик героев. Определяя завязку и другие элементы сюжета в драме, необходимо исходить из сущности заложенных в ней конфликтов. Обычно в драматическом произведении заключено несколько конфликтов, однако в основе развития действия лежит один из них, что придает стройность сюжету и обусловливает единство действия.

Образующие сюжет пьесы действия могут быть двух родов «физические» и «психические». Особенно большое значение имеют психические действия. Из физических действий мы обратим внимание учеников прежде всего на те, которые, являясь внешним проявлением внутренней жизни героев, помогают понять их душевное состояние. Физические и психические действия складываются в пьесе в единое целенаправленное движение сюжета, которое применительно к работе режиссера над спектаклем и артиста над ролью Станиславский называл «сквозным действием».

«Нащупать «зерно» драмы, — писал Станиславский, — и проследить основную линию действия, проходящего сквозь все её эпизоды и потому называемого мною «скво з н ы м действие м», — вот первый этап в работе актера и режиссера».

  • «Не будь сквозного действии, все куски и задачи пьесы... прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить.

Но линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче». В школьном анализе пьесы также каждый элемент действия необходимо рассматривать как звено в общей цепи, как часть целого. Каждая новая ситуация ставит героя в новые отношения к миру и людям, «...с каждой фразой персонаж делает шаг по лестнице своей судьбы. Если он сел и замолчал, то через минуту встанет иным. Он ушел одним, — вернется другим», — писал А. Толстой. Поэтому единство анализа действия и характера — важнейший методический принцип изучения драматического произведения. Одним из наиболее рациональных путей изучения пьесы является анализ по ходу развития действия с последующим обобщением материала по ведущим проблемам и образам.

Конечно, на уроке нельзя уделить равное внимание всем эпизодам, составляющим драматическое действие. Приходится отбирать лишь те из них, которые имеют особенно большое значение в раскрытии духовного облика героев. В «Грозе» это сцены, знакомящие нас с расстановкой сил перед началом борьбы (первое явление первого действия), сцены, вводящие в атмосферу жизни героев (начало второго, третьего и четвертого действий). Эти эпизоды позволяют читателю и зрителю присмотреться к героям, определить их жизненные позиции, их взаимоотношения.

Особенно большое внимание следует уделить анализу эпизодов, этапных в развитии действия. Каждый из них представляет собою острую драматическую коллизию. «Драматизм, — писал В. Г. Белинский, — состоит по в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого. Если, например, двое спорят о каком-нибудь предмете, тут нет не только драмы, но и драматического элемента; но когда спорящие, желая приобрести друг над другом поверхность, стараются затронуть друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за слабые струны души и когда через это в споре выказываются их характеры, а конец спора становит их в новые отношения друг к другу, — это уже своего рода драма».

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент