x x
menu

Воплощение в « Мещанине-Шляхтиче» черт классицистической комедии (герой – носитель одной страсти

Мы наносим порокам тяжелый удар,

Выставляя их на общее посмешище.

Лучшее, что я могу сделать, - это, высмеивая,

Разоблачать пороки моего столетия.

Ж. Б. Мольер.

Ход урока.

I. Актуализация знаний

Беседа по домашней задаче.

Что называется комедией? (Комедия - драматический жанр, в котором конфликт, действие, характеры, ситуации возникают в смешных, комических формах.

Комедия высмеивает общественные явления, человеческие недостатки). Комедия в иерархии жанров классицизма - это высокий или низкий жанр? (Низкий).

Чем классицистическая комедия отличается от комедии античной и древнегреческой?

Что вы знаете о комедии масок, или комедии дель арте? (итал. commedia dell'arte - профессиональная комедия - разновидность итальянского импровизированного народного театра эпохи Возрождения, который унаследовал традиции римской эпохи. Персонажи комедии масок были воплощениями комического гротеска, буффонады, яркого зрелища карнавального типа. Как театральный жанр комедия масок повлияла на творчество Мольера).

Чем комедия ситуаций отличается от комедии характеров? (В первой преимущество отдается событиям, хитроумной интриге. Во второй высмеиваются характеры. В некоторых комедиях объединяются оба компонента).

Какие комедии Мольера наиболее известные?

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. В отличие от трагедии, где изображались короли, полководцы, герои, комедия изображала обычную повседневную жизнь. Она показывала мелких дворян, бюргеров, прислугу. Именно в их среде Мольер находил смешные черты в поведении, характерах, образе жизни и жизненных стремлениях. Благодаря правлению Людовика XIV престиж дворянства поднялся очень высоко. Нередко зажиточные купцы покупали себе дворянские титулы. Титул дворянина для рядового бюргера был символом величия и утонченности. Мольер же старался показать, что ничего высокого в дворянстве нет: дворяне могут быть ограниченными, неправдивыми, грубыми и капризными. Так же он высмеивал жадность к наживе, стремлению бюргеров во что бы то ни стало попасть в высший свет.

Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Слова самого драматурга будут своеобразным ключом для понимания пьесы «Мещанин-Шляхтич», которая уже более 300 лет не сходит с мировой сцены. Именно с этой пьесой мы сегодня будем знакомиться. (Ученики записывают тему и эпиграф урока).

III. РАбота с художественным произведением.

Общий обзор комедии Мольера «Мещанин-Шляхтич» работа в группах.

Методический комментарий.

Класс объединяется в группы (количество групп отвечает количеству лиц в группе), например, жеребьевкой а1, а2, ...Б1, Б2, ...В1, В2, ...Г1, Г2, ...Д1, Д2...Д5.

Сначала группы объединяются по букве. Каждая группа получает от учителя карточку с информацией, которую необходимо обработать, выбрать самое главное, коротко записать в тетради и передать информацию другим (записи вести обязательно!). На этот вид работы отводится 10 минут.

На втором этапе ученики перегруппировываются по числовым показателям. В новообразованных группах поочередно, согласно порядковому номеру буквы (предыдущее деление), они передают информацию, обработанную в предыдущей группе. Дополняются записи в тетрадях. После завершения этого этапа урока учитель проводит перекрестное опрашивание.

Тексты для обработки.

Группа А. Последняя выдающаяся комедия Мольера «Мещанин-Шляхтич» (1670) написанная в жанре «комедии балета»: по указанию короля.

В нее были включены турецкие танцы. Мольер смог, вводя танцевальные сцены в сюжет комедии, сохранить единство ее структуры. Основной закон структуры заключается в том, что комедия характера развивается на фоне комедии обычаев. Носители обычаев - все герои комедии, за исключением господина Журдена, главного действующего лица. Сфера обычаев - традиции, привычки общества. Персонажи - жена и дочь Журдена, его слуги, учителя, аристократы Дорант и Доримена, которые имеют целью нажиться за счет богатого буржуа Журдена. Они наделены характерными особенностями, но не характерами; эти черты комически обостренные, но являются правдоподобными. Журден, в отличие от персонажей комедии обычаев, возникает как комедийный персонаж. Особенностями мольеровских персонажей является то, что поступки героя выходят за рамки естественного, умного порядка. Такими являются все герои пьес Мольера - герои в высшей степени честные и бесчестные, мученики благородных страстей и глупые. Таким являются Журден, буржуа, который решил стать дворянином.

Группа Б. Комедии предшествовала увертюра, по окончании которой на сцене появлялись учителя музыки и танцев, они чрезвычайно удовлетворены, что отыскали себе богатого покровителя - господина Журдена, благосклонного к дворянству и светскому обращению. Так сразу же, из первых реплик пьесы, определяется ее основная тема. Журден грезит стать знатным лицом. Эта цель определяет все его помыслы, желания и деятельность, полностью подчиняет его натуру, становится смыслом его жизни. Знаменательным является первый выход господина Журдена: одевшись так, как одевается знать,- он уверен, что его мечта - мечта стать дворянином - становится действительностью. Господин Журден охотно входит в новую роль и в самом деле считает себя достойным этого звания. Он дружит с людьми, близкими к королевскому двору. Но чем увереннее ведет себя Журден, тем становится более гордым, и тем комичнее выглядит его желание быть аристократом. Что же вызвало «сумасшествие» господина Журдена? А то, что его представления об исключительном значении дворянства были обманчивыми. И потому сатира рождалась из кричащего несоответствия суждений о величии и благородстве знати и настоящего значения господствующего класса.

Группа В. Смеясь над Журденом, который стремится стать аристократом, Мольер одновременно смеялся и над тем идеалом, который придумал для себя Журден. Но хотя как старался шляхтич Журден не быть похожим на самого себя, все же таки он оставался бывшим. Одалживая графу деньги, он считает их до последнего су; ссорясь с портным, служанкой или женой, он прибегает к бранному слову и даже к потасовке, забывая обо всех «великосветских» уроках; стремясь изучать науки, он выбрал ту из них, в которой видел практическую необходимость; простую веселую песенку любил больше, чем тоскливое пение. Его желание получить дворянство не было хитрым расчетом буржуа, субъективно оно становилось искренней мечтой, которая овладела Журденом. Это приводит к тому, что уважаемый господин Журден легко вступает в последний, буфонадный акт комедии и свободно действует в маскараде посвящения в сан «Мамамуши». Его лупцуют палками, зато он достиг желаемой цели. И очень знаменательно, что в этой атмосфере общего веселья звучат серьезные слова, которые откровенно выражают позицию автора.

Группа Г. На вопрос, который ставит Журден Леонту, жениху своей дочери Люсиль, дворянин он или нет, Леонт не без гордости отвечает, что он нe имеет намерения присваивать себе дворянское звание и не является дворянином. Он прослужил шесть лет в армии и ощущает себя полезным государству и обществу. Благородство Леонта, по мнению Мольера, приобретенное его образом жизни и деятельностью, тогда как поведение изображенных в пьесе аристократов - графа Доранта и маркизы Доримены - полностью лишены благородства, которое было предоставлено им от рождения. В общей композиции пьесы задачей карнавального финала являются осмеяния позорной и вульгарной страсти к «одворянению» - господин Журден становится общим посмешищем. Конечно, Журден - совсем не такой дурак, за которого его принимают все персонажи комедии, и уже совсем не такой старый дурак, чтобы объяснять его поступки почтенным возрастом (ему лишь немного за сорок). И вдобавок возрастные особенности, как и глупость,- не предмет комедии.

Группа Д. На премьере « Мещанина-Шляхтича» 14 февраля 1670 года, устроенной для Людовика и его двора в королевском замке Шамбор, «очень» смеяться не спешили. Ведь первым при дворе смеялся король. А он - ни во время спектакля, ни после него - вообще никак не проявил своего отношения к комедии: ни смехом, ни жестом, ни словом. Двор решил, что комедия провалилась. Слухи об этом вмиг облетели весь Париж. Так было и после второго спектакля. Однако предъявлять обвинение Мольеру в крамоле причин не было. «Я ничего не сказал вам о вашей пьесе после премьеры,- через несколько дней сказал Мольеру Людовик.- Мне казалось, что я был очарован лишь тем, как она поставлена. В самом деле, Мольер, из всего, что вы создали, до сих пор ничто не давало мне такой утехи, и сама пьеса ваша - замечательная». Придворные выстроились в очередь к Мольеру. Каждый из них заявлял, что «всегда являлся пылким сторонником» искусства комедиографа и «всегда знал», что его новая комедия - лучшее из всего, чем богат этот жанр...

Беседа

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать