x x
menu

Воображение для вовлечения в образную систему сказки

Есть много путей к активизации детского воображения,  к  вовлечению его в образную систему сказки. Можно спросить ребят, почему это произведение названо  автором  не  сказкой, а "приключениями в семи сказках". А мы уже знаем, что по-датски "эвентюр" означает и "сказка" и "приключение". Выходит, что перед нами сказка-приключение, состоящая из семи сказок. Может ли такое быть? Может ли быть сказка внутри другой сказки? Это серьезные вопросы, и, если дети не могут на них ответить, учитель сообщает, что такое переплетение, сцепление нескольких небольших произведений или эпизодов в одно большое произведение - это обычное явление искусства. И тут же дается наглядный пример. Дети получают домашнее задание нарисовать или подобрать, скажем, рисунки на зимние мотивы. Пусть  один   принесет  рисунок   зимнего  леса,   другой - зайчика на снегу, третий - волка с хвостом в проруби и т. д.

Если все эти рисунки будут экспонированы одновременно в классе, то совокупность их и может создать некую "Зимнюю сюиту", единое произведение - пусть оно и разношерстно, неравноценно эстетически. Главное, чтобы дети увидели воочию, что значит принцип сборки, монтажа целого из различных частей. Конечно, у писателя сказки-главы в "Снежной королеве" куда более тщательно подогнаны друг к другу, чем в нашей детской "сюите", но и в каждой такой части ребята легко найдут свой самостоятельный сюжет. Первая сказка  "О зеркале и его осколках" вообще может публиковаться отдельно. Четвертая посвящена истории сватовства принца к принцессе и жизни четы воронов, пятая - колоритной маленькой разбойнице и т. д.

По мотивам каждой из них дети могут создавать свои маленькие истории, микросочинения. Так, волшебное кривое зеркало первой сказки - это по существу прекрасный фантастический образ-метафора,  скрытое сравнение с зеркалом нашей холодности, жестокости, всех тех отвратительных свойств души, которые искажают зрение человека, побуждают его видеть в окружающем только плохое, да еще и гиперболизировать его, а хорошее превращают в литоту, то есть сводят до микроскопических размеров. Тут ребятам можно предложить игру в волшебные зеркала. Некоторым учителям она покажется опасной и вредной, но в западных странах, где распространен психоанализ, давно уже поняли пользу подобных  игр - см.   хотя  бы  замечательную  книгу Джанни Родари "Грамматика фантазии". Ее подзаголовок гласит: "Введение в искусство придумывания историй". Основанная на богатейшем опыте итальянских учителей и школьников, эта работа талантливого детского писателя показывает, что не нужно бояться "эксцессов" детской фантазии. Пусть переполняющие их душу образы выплеснутся на бумагу, переплавка в творчество детских инстинктов служит одним из видов психотерапии - разумеется,   под   руководством   опытного учителя. А суть игры в зеркала следующая.

Детям дается двойное задание: "Перед тобой два волшебных зеркала, одно - из сказки Андерсена, другое - наоборот, ничего не искажает и говорит только правду, оно из сказки Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях, Опиши какого-нибудь человека или группу людей, может быть, самого себя, либо какое-то явление природы, глядя на него попеременно в оба зеркала". Если детям это непонятно, надо дать им кратко образец подобной работы. Опыт общения с детьми показывает, что они, как правило, быстро схватывают суть подобных задач, они оказываются подчас талантливыми пародистами, характерными актерами, легко имитирующими недостатки окружающих. Куда труднее научить их видеть со стороны самих себя - но и эта задача в принципе выполнима.   Волшебные  зеркала  дадут  учителю богатейший материал для раскрытия внутреннего мира учеников, их симпатий и антипатий, а для детей они будут самопроверкой, да еще организованной в оригинальной игровой форме.

Что касается сказки в целом, то здесь важно, чтобы школьники могли по достоинству оценить подвиг маленькой Герды. Ее образ не нужно "засахаривать", не надо говорить о ней "с придыханием", мол, ах, какая она смелая, добрая, умная. Дети не терпят поучений. Пусть дети увидят в ней свою маленькую сверстницу - наивную, немного смешную, иногда жалкую, беспомощную. Она плачет бессильно в саду колдуньи, наивно восхищается умом Кая - он ведь знает все четыре действия арифметики! - побаивается острого ножа маленькой разбойницы. Герда верующая, она верит в силу молитвы, которая спасает ее от ледяных ветров Снежной королевы. Набожным был и сам творец сказки Андерсен. Именно этот мягкий юмор и наивная трепетная вера сказочника в силу добра делают образ Герды живым, убедительным, прекрасным. Есть в ее образе и чисто сказочное начало, но об этом чуть ниже.

Конечно, современные "практичные" дети могут опровергнуть всю эту "добренькую" сказку одним неотразимым аргументом - не может маленькая девочка на самом деле победить великую силу зла! Дети гибнут на войне, в землетрясениях, сгорают в закрытых домах, замерзают в снегу, чахнут от болезней, порождаемых фабрично-заводской системой. Все это так. И тем не менее главнейшей задачей учителя остается внушать детям веру в великую силу добра. Ибо только доброта вкупе с красотой могут спасти мир.

Героизм Герды не будет понятен, если мы не рассмотрим яркий, замечательный образ ее врага, Снежной королевы. Кстати, пятиклассники вполне могут усвоить представление о том, что такое художественный образ. Они должны знать, например, что может быть слабый образ хорошего человека и прекрасный образ человека отвратительного.

Скажем, Кай - это довольно условная, искусственно   сконструированная   писателем   фигура мальчика, который был хорошим, затем вдруг из-за осколка волшебного зеркала стал плохим и благодаря подвигу девочки столь же внезапно избавился от зла. Если же кому-то из ребят его образ представляется хорошим, убедительным, пусть они отстаивают свою точку зрения. Что до Снежной королевы, то ее тип символичен, многозначен. Во-первых, она есть образное воплощение ледяного Севера, зимней стужи, мрака, смерти. В сотнях мифов и сказок злая северная волшебница, колдунья похищает солнце, ребенка, а весна возвращает его обратно, отвоевывает его.

В сказке Андерсена функции весны отданы Герде. Недаром от ее слез выходят из земли кусты роз, а когда она с Каем возвращается домой, тогда "запели первые птички, деревья покрылись зелеными почками". Во-вторых, образ Снежной королевы олицетворяет мрачную силу холодного бездушного знания, лишенного душевного жара доброты. Недаром в конце второй главы-сказки мы читаем: едва познакомившись с Королевой, Кай начинает хвастать ей своими познаниями в арифметике и географии. А сама богиня холода восседает на некоем ледяном озере - "зеркале разума" и заставляет бедного Кая решать труднейшую "ледяную  головоломку",   решив  которую  он  может якобы стать господином всего мира!

Здесь так и напрашивается аналогия с современностью, которую можно развернуть в форме свободной беседы на уроке или после занятий. Согласны ли ребята с тем, что самые выдающиеся знания, лишенные доброты, несут человечеству смерть? Если да, то надо ли вообще учиться? Представляю, как могут испугаться иные учителя таких вопросов. Это что же, скажут они, вы хотите полной дезориентации наших детей? Они и так не очень-то усердны в учении, а тут еще мы должны оправдывать их лень? Думаю, что, скрывая от детей страшные противоречия жизни, мы поступаем с ними хуже, чем Снежная королева с Каем. Нам всем нужны и арифметика, и литература, и география, и физика, и юриспруденция,  нужны все науки, все знания - но только тогда будут они приносить счастье нам, когда все мы будем честными, добрыми, трудолюбивыми, мужественными. А бездушная, холодная наука - это создание все большего количества водородных бомб, взрыв которых может создать "ядерную зиму".

Это ли не прямая жизненная и страшная параллель сказке о Снежной королеве? Можно только удивляться мудрости великого сказочника, который в семи коротких главах-сказках сумел так много сказать, создать столь яркие образы.

Приведенный здесь материал и предлагаемые виды работы над ним вряд ли уместятся в четыре урока. Но учителю и не нужно доводить все до учеников, важно взять общие принципы подхода к сказке и те направления, которые словесник сочтет приемлемыми для себя самого.

В конце занятий по литературе в V классе желательно провести урок мировой литературы. Строить его можно опять-таки в самых разнообразных вариантах. Например, из накопленных за год творческих сочинений учащихся отбираются самые интересные и по ним строится инсценировка - дети выступают в костюмах Тома Сойера, капитана Гранта, королевича Елисея, Герды, двенадцати месяцев из сказки Маршака, написанной по сюжету словацкой народной сказки. Персонажи вступают в диалоги, которые взяты из книг, но соединены каким-либо единым мотивом.

  • Например, каждый говорит, как он понимает счастье. Том Сойср видит его в приключениях и рассказывает о том, как ему удалось побелку забора превратить из наказания в веселую игру. Лучше всего представить этот эпизод в виде сценки. Для королевича Елисея и Герды это будет рассказ об их скитаниях в поисках любимого человека. Рассказ о Герде - носительнице весны можно закончить стихотворением Тютчева "Зима недаром злится...":
  • Взбесилась ведьма злая
  • И, снегу захвати,
  • Пустила, убегая,
  • В прекрасное дитя...
  • Весне и горя мало:
  • Умылася в снегу
  • И лишь румяней стала
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать