x x
menu

Вольность либреттиста

Вот XXIX строфа восьмой главы «Евгения Онегина»:

  •  Любви все возрасты покорны;
  •  Но юным, девственным сердцам
  • Её порывы благотворны,
  •  Как бури вешние полям:
  •  В дожде страстей они свежеют,
  •  И обновляются, и зреют
  • И жизнь могущая даёт
  •  И пышный цвет, и сладкий плод.
  • Но в возраст поздний и бесплодный,
  •  На повороте наших лет,
  •  Печален страсти мёртвый след:
  •  Так бури осени холодной
  • В болото обращает луг
  • И обнажают лес вокруг.

 А вот как выглядит это в либретто оперы «евгений Онегин»: «любви все возрасты покорны, её порывы благотворны и юноше во цвете лет, едва увидевшему свет, и закалённому судьбой бойцу с седою головой…». Поспорьте с автором либретто, докажите, что он непростительно вольно обошёлся с мудрыми пушкинскими строками. Загадка Лермонтова Если бы мы были свидетелями спора о лермонтове тех, кто встречался с поэтом, близко знал его, нам пришлось бы выслушать самые противоречивые мнения. — Он был заносчив и горд. Характер имел тяжёлый.

Вы ещё не успели с ним заговорить, а он вас насквозь уже раскусил, он всё замечает. его взор тяжёл, и чувствовать этот взор на себе утомительно. — О нет, он был не таким. лермонтов был добр и предан своим друзьям. но нужно было быть его другом, чтобы узнать.

— Другом? а разве не было у него страсти отыскивать в каждом своём знакомом какую-нибудь комическую сторону, какую-нибудь слабость? И отыскав её, он упорно и постоянно преследовал такого человека, подтрунивал над ним и выводил, наконец, из терпения. — Что касается его таланта, об этом и говорить нечего, но человек он был пустой и притом не доброго сердца. Подтрунивать — подшучивать. — Позвольте, позвольте…

В наружности его, может быть, и было что-то зловещее, но внутренне он, вероятно, скучал глубоко, ему душно было в той тесной среде, куда втолкнула его судьба. Так кто же из спорящих прав и в чём тут загадка? Быть может, ответ на неё вы найдете в стихах самого Лермонтова? (По И. Андроникову) «салонный герой»?

Н. В. Шелгунов, видный представитель демократического лагеря, обвинял писателей — создателей образов «лишних людей» в том, что они вывели в своих книгах не «общественных деятелей», а «великосветских болтунов». «Чересчур обобщая салонную жизнь,— писал Шелгунов,— они называли «героями нашего времени» тех, кого бы правильнее назвать «салонными героями». Вы чувствуете: обвинение направлено, главным образом, против Лермонтова и его героя.

Так кто же такой Печорин: герой своего времени или герой великосветских салонов? не выдал ли на самом деле Лермонтов салонную жизнь за народную? Вступитесь за Лермонтова, если у вас появилось такое желание.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать