Цель: распространить читательский кругозор учеников; познакомить их со следующим произведением и приключениями уже известных героев; выяснить идейно-тематическое направление и значение повести; развивать культуру связной речи, память, желание познать новое, интересное, полезное; умение грамотно, последовательно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдение; формировать эстетичные вкусы; воспитывать любовь к родной литературе, языку, красоте природы, уважение к творчеству В. Нестайко; прививать пунктуальность, ответственность за порученное дело.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет В. Нестайко, рисунки учеников к произведению, библиотечка произведений писателя, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
• Что вам уже известно о В. Нестайко как детском писателе?
• Какие произведения содержит трилогия писателя «Тореадоры из Васюковки»? Чем они связаны между собой?
• Почему, на ваш взгляд, В. Нестайко избрал в своем творчестве приключенческий жанр?
• Случались ли с вами такие разнообразные приключения, как у героев писателя?
• Как вы относитесь к главным героям трилогии В. Нестайко - Явы и Павла?
• Из-за чего ребята все время попадают в разные интересные ситуации? Как они их воспринимают?
• Чем поучительны произведения В. Нестайко? Отвечая, ссылайтесь на фактический материал содержания произведений.
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.
IV. Основное содержание урока.
1. Обзор рисунков учеников к произведению В. Нестайко «Незнакомец из тринадцатой квартиры» с соответствующим комментарием.
2. Работа над приключенческим произведением В. Нестайко.
2.1. Тема: изображение пребывания Павла и Явы в Киеве и разнообразных приключений, в которые они попадали, особенно во время возвращения часов незнакомому актеру.
2.2. Идея: возвеличивание дружбы, порядочности, вежливости, силы воли, умения проявлять мужество и преодолевать любые препятствия, быть честным перед самим собой.
2.3. Основная мысль: человека украшает не одежда, а поступки, манера поведения, отношение к окружающим, умение прощать зло и отвечать на него добром.
2.4. Композиция.
Экспозиция: приезд ребят в Киев к дяде и тетке Павла погостить.
Завязка: часы незнакомца попали в руки Павла.
Развитие действия: ребята ищут незнакомца, чтобы возвратить ему часы, и в настоящее время с Павлом и Явой случаются разнообразные приключения.
Кульминация: возвращение часов неизвестному актеру.
Развязка: решение ребят написать произведение о собственных приключениях.
2.5. Сюжет.
Ребята приезжают в Киев погостить у родственников Павла. Во время пребывания в столице с Павлом и Явой случаются разнообразные приключения, которые связаны с возвращением часов незнакомому актеру, который жил в 13 квартире. Незнакомец перед купанием дал Павлу часы, чтобы тот положил их на брюки, но мальчик не успел это сделать из-за несчастного случая, который произошел на пляже. Так часы незнакомца остались у Павла. Мальчик чувствует свою вину и считает себя грабителем. Начинаются продолжительные поиски незнакомца, чтобы вернуть ему часы. В конце произведения происходит интересное знакомство с владельцем часов.
Ребята решают написать произведение о своих приключениях.
2.6. Обработка идейного содержания произведения согласно разделам с вопросами.
Примечание. I раздел «е», - сказали мы с Явой» уже проанализирован во время изучения творчества В. Нестайко и его трилогии.
ІІ раздел «Случай в метро «Космонавт», конфликт с киевской милицией».
• Чем объяснить радостное, приподнятое настроение Явы и Павла, когда они приехали в Киев?
• Какие чувства возникли у ребят во время их пребывания на Крещатике?
• О чем свидетельствует стычка милиционера с интуристом? Как ребята отнеслись к интуристу - нарушителю правил дорожного движения?
• Чем мотивирует Ява престижность профессии милиционера?
• О каких профессиях мечтал Ява и почему?
• Опишите, чем ребят поразил Киев.
• Что случилось с ребятами в метро? Чем они были напуганы?
• В чем суть «закона парности», который преследовал Яву с Павлом? («...разные неприятности всегда ходят в паре - как одна произойдет, жди второй. Недаром же и в народе говорят: «И так горе, и так двое»).
• Чем Яву привлекала Валька? Почему он все время стыдился вспоминать о ней?
• Для чего ребята решили разыскать Валю?
Содержание ІІ раздела.
Ребята приехали погостить в Киев, где живут дядя и тетка Павла.
Павел и Ява любовались красотой Крещатика, сооружениями столицы, были свидетелями нарушения правил дорожного движения интуристом и реакцией милиционера на это. В метро ребята по ошибке подумали, что по эскалатору движется старшина Поляничко и, стараясь его догнать, нанесли вред. Павел зацепил ночевки, которые были у дяди, они покатились вниз по эскалатору, в них попала «кинозвезда», что двигалась ниже дяди. Из-за этого поднял страшный грохот.
Убегая с места события, ребята оказались снова на улице. Опомнившись, Павел и Ява решили разыскать Вальку, Игоря, Сашу, с которыми они подружились раньше, чтобы те познакомили их с Киевом.
ІІІ раздел. «Ява спешит на свидание. Ухо».
• Какое неприятное событие произошло, когда ребята позвонили в квартиру Вали? Чем это было обусловлено?
• Каким образом ребята решили развлечься?
• На что ребята израсходовали последние деньги?
• Что увидели ребята, когда сидели в кабине чертового колеса (карусели)?
• Для чего ребята решили посетить пляж на побережье Днепра?
• Как на Яву повлиял просмотр фильма «Семеро смелых»?
• Что обусловило Яву и Павла посетить павильон «Мороженое»?
• Кем мечтал стать Павел? Чем это было обусловлено?
Содержание ІІІ раздела.
Найдя квартиру Вали, Ява нажал кнопку звонка, двери отворились и на пороге появилась огромная фигура, которая схватила Яву за ухо. Услышав голос Вали, Ява вырвался от мужчины и вместе с Павлом убежал вниз по ступенькам.
Страдая, ребята посетили павильон «Мороженое». Во время катания на чертовом колесе Павел с Явой решили пойти на пляж и попрыгать с парашютной вышки.
IV раздел «Пляж. Карусели. Утопленник. Незнакомец из тринадцатой квартиры».
• Чем поразил ребят памятник, который увидели Павел и Ява во время путешествия в пляж?
• Как ребята отнеслись к надписям на памятнике?
• Почему Павел с Явой боялись прыгать с вышки, но все же таки готовились к прыжку?
• Что воспрепятствовало героям произведения осуществить прыжок с вышки?
• Какие впечатления получили ребята, находясь на карусели?
• Опишите летний пляж глазами Павла и Явы. Сравните это описание с собственными наблюдениями во время отдыха возле любого водохранилища.
• Как писатель изобразил людей, которые отдыхали на пляже?
• Каким образом часы незнакомца попали в руки Павла?
• Что произошло на пляже?
• Чем объяснить то, что Павел не вернул часы незнакомцу и считал себя грабителем?
• Почему ребята не обратились в милицию, чтобы найти хозяина часы?
• Из-за чего страдал Павел?
• Как отнеслись ребята к милостыне - трем копейкам, которые они получили, сидя возле моста?
• Чем был недоволен дядя, когда ребята вечером вернулись к родственникам?
• Почему Павел и Ява решили говорить только правду? Какое наказание должен был получить лжец?
Содержание IV раздела.
По дороге к пляжу Павел с Явой увидели памятник 1802 г., который был весь исписан однообразными формулами, например: «Коля + Ляля = любовь». Ребята хотели прыгнуть с вышки, но этого не состоялось, так как сам парашют кто-то украл. Вместо этого они покатались на карусели. На пляже было много людей, из-за этого ребята едва попали на берег реки. Незнакомец попросил Павла положить часы на одежду, которая лежала на берегу, так как дядя уже стоял в воде.
На крик: «Утопленника вытянули» ребята побежали на место события. Часы остались на руке у Павла. Спустя некоторое время ребята начали искать владельца часов, но не нашли. Павел ощутил себя грабителем, обратиться в милицию он боялся.
После позднего возвращения ребят к родственникам, дядя накричал на них, грозясь отправить домой. Павел и Ява пообещали друг другу говорить только правду, кто солжет - получит «за первое вранье три щелбана, за второе - шесть, за третье - двенадцать и так далее».
V Раздел «Ищем царя-незнакомца из тринадцатой квартиры. Встреча в театре. Величие и падение Явы Реня».
• Чем был вспугнут Ява с самого утра?
• Что интересного рассказал Павел Яве о своем дяде?
• Что случилось с теткой Павла, когда дядя продемонстрировал ребятам выстрел из спортивного пистолета?
• Где Павел и Ява решили искать хозяина часов? Что им было известно о незнакомце?
• Чем закончились поиски ребят незнакомца в театре кинокомедии?
• За что получил Павел от Явы первый щелбан?
• Где ребята встретились с Валькой? Как состоялась эта встреча?
• Что случилось на сцене во время театрального спектакля? Каким образом Ява оказал содействие тому, чтобы спектакль не останавливался?
• Почему Валька была удивлена, когда Павел давал щелбаны Яве?
Содержание V раздела.
Проснувшись утром, Ява был взволнован тем, что увидел в ящике письменного стола дяди Павла пистолет. Как выяснилось, это оружие было спортивного назначения, так как дядя - мастер спорта по легкой атлетике (в прошлом), а сейчас - судья республиканской категории.
После завтрака Павел с Явой получили от дяди деньги и решили организовать поход в театр юного зрителя.
О возвращении часов ребята помнили все время, и потому они начали поиски незнакомца, полного на вид мужчины, с лысиной, исполнителя роли царя. Для этого они посетили театр музкомедии, оперный театр, театр русской драмы им. Леси Украинки, театр им. И. Франко, театр юного зрителя, в котором встретились с Валькой, но незнакомца из тринадцатой квартиры не было.
Павел с Явой решили пересмотреть спектакль «Красная Шапочка». Во время спектакля Ява помог курице на сцене, которая запуталась.
После окончания спектакля ребята договорились встретиться с Валькой и рассказать ей о приключении, которое с ними произошло.
VI раздел «Будка. Ухо за ухо!».
• Почему Павел не имел большого желания после спектакля встречаться с Валькой?
• Чем объяснить то, что Ява рассказал Вале о той неприятной ситуации, которая состоялась с ним и Павлом?
• К кому и чему посоветовала обратиться Валя ребятам для решения их проблемы?
• Что хотел посетить Ява, когда друзья шли к Максиму Валерьяновичу?
• Какие впечатления были у ребят во время обзора церкви Рождества Богородицы?
• Что интересного узнали Павел и Ява из рассказа Вали о выдающихся исторических лицах прошлого?
• С каким предложением обратилась Валя к ребятам, когда оказалось, что Максима Валерьяновича не было дома?
• Как язык Будки характеризует его?
• Почему Валька пожаловалась Павлу с Явой на Будку? Какая реакция на это была у ребят?
Содержание VI раздела.
После окончания спектакля ребята увиделись с Валей. Девушка была рада этой встрече, а вот Павел... Почему-то ему девочка не нравилась. Ява рассказал Вале о неприятном приключении с часами и о немедленной необходимости найти незнакомца-актера, хозяина этой ценной вещи. Девушка посоветовала ребятам обратиться к Максиму Валерьяновичу, который знал многих артистов.
По дороге к старому артисту Ява изъявил желание увидеть лавру, храм Рождества Богородицы. Максима Валерьяновича не было дома, поэтому Валя предложила зайти ребятам к ней домой и посмотреть книги, фотографии.
Во дворе, где жила девушка, друзья увидели Будку, который по словам Вали, неоднократно звонил в двери ее квартиры и убегал. Ява с Павлом отомстили Будке за вред, причиненный девушке.
Толя (Будка) хотя и расплакался, но пообещал тоже доказать свою силу над защитниками.
В скором времени друзья увидели Максима Валерьяновича, который шел из подворотни.
VII раздел «Максим Валерьянович».
• Как В. Нестайко описывает внешность Максима Валерьяновича? О чем она свидетельствует?
• Что интересного увидели ребята, находясь в доме старого артиста?
• Чем пообещал помочь старый артист ребятам?
• Что рассказал Максим Валерьянович о своем прошлом?
• За что старый артист полюбил театр? Какой была его первая роль?
• Узнав о Максиме Валерьяновиче, выскажите собственное отношение к нему, как человеку, артисту.
Содержание VII раздела.
Поздоровавшись с Максимом Валерьяновичем, Валя начала рассказывать ему о серьезном деле ребят, но старый артист приостановил ее и пригласил молодежь к себе. Зайдя к Максиму Валерьяновичу, гости увидели на стенах множество разных фотографий. Они отображали прошлую жизнь актера. Валя поведала Максиму Валерьяновичу о неприятной ситуации, которая случилась с ребятами. Старый актер согласился помочь Яве и Павлу.
Максим Валерьянович рассказал гостям о том, как он оказался в Киеве, какой была первая его роль на сцене и о том, почему он посвятил всю свою жизнь актерской деятельности.
Ребята были удовлетворены знакомством с настоящим артистом.
VIII раздел «Товарищь царь, вы арестованы!» « В-В, понесу!..».
• Почему Ява решил стать артистом? Как он это объяснил?
• Что приснилось Павлу? Почему он внезапно проснулся?
• Какое предчувствие было у Павла перед поездкой на киностудию?
• Что случилось, когда Будка со своими друзьями окружили Яву и Павла?
• Где и при каких условиях происходила потасовка между Павлом и Будкой?
• Кто прекратил войну? (Валя).
• Как оценил Ява поведение Павла во время его потасовки с Будкой?
• Почему потасовку Павла Максим Валерьянович назвал делом чести, доблести и геройства?
Содержание VIII раздела.
После посещения Максима Валерьяновича Ява решил стать актером, о чем он и заявил Павлу. Артист, по мнению Явы, известнейший человек в обществе.
Павлу приснилось, что он царь и выступает перед скотом. В скором времени появляется Ява в милицейской форме и арестовывает Павла за кражу часов.
Проснувшись, ребята отправились к Вале, а потом к Максиму Валерьяновича. Но во дворе ребята встретились с Будкой и его компанией.
В яру возникла потасовка между Павлом и Будкой, которую прекратила Валька. Она пригрозила Будке милицией.
Валя, Павел и Ява пришли к Максиму Валерьяновича и были готовы с ним ехать на студию.
IX раздел «На студии. Неожиданность первая. Неожиданность вторая».
• Чем территория студии поразила Павла?
• С какими героями-актерами встретились друзья, находясь на территории студии?
• Почему знакомый Максима Валерьяновича по телефону высказывал неудовлетворенность синоптической службой?
• Какие впечатления на ребят и Валю оказал режиссер Евгений Михайлович?
• Что было предложено ребятам на киностудии? Как они это восприняли?
• Какое событие в студии напомнило Павлу о часах?
• Что ощутил мальчик, когда в кармане не было часов?
Содержание ІХ раздела.
Максим Валерьянович и его юные друзья попали на территорию студии. Ребята и Валя были удивлены фруктовым садом студии, актерами. Друзья были свидетелями, когда незнакомый им работник по телефону высказывал неудовольствие синоптической службой, которая усложняла работу на киностудии.
Павлу и Яве было предложено сняться в массовом эпизоде фильма.
Внимание друзей привлек самолет, который находился на съемочной площадке. Режиссер высказал неудовольствие актеру Васе за опоздание на съемку. Тот объяснил, что у него остановились часы. Сразу Павел тронул собственный карман, в котором не было часов.
X раздел. «Где часы? Мы идем во вражеское логово».
• Как воспринял Ява то, что ему было предложено сняться в эпизоде фильма?
• Что было решено друзьями, когда Павел сообщил об отсутствии часов в его кармане?
• Какое предположение высказал Павел относительно исчезновения часов?
• Почему Валя предложила ребятам искать часы у Будки? Как воспринял Будка предъявленные ему обвинения?
• У кого были часы по предположению Будки?
• Что предложил Будка для решения вопроса относительно возвращения часов Павлу?
• О какой новости сообщил дядя ребятам, когда те появились на обед? Чем было связано то, что Ява и Павел решили посетить футбольный матч отдельно от дяди?
Содержание Х раздела.
Павел сообщил Вале и Яве об отсутствии в его кармане часов. Друзья ищут исчезнувшую вещь на месте потасовки Павла и Будки.
Валя предлагает ребятам идти к Будке и принудить его вернуть часы.
После разговора с Будкой выяснилось, что часы у мальчика, который когда-то находился в тюрьме.
Чтобы получить часы, Павлу и Яве нужно встретиться с Будкой возле входа на стадион.
Дядя приобрел билеты на футбольный матч с наилучшими местами и предложил их ребятам. Павел с Явой не отказались от этого предложения, но изъявили желание самостоятельно посетить это спортивное мероприятие.
Раздел ХІ «Динамо» (Киев) - «Торпедо» (Москва).
• Какой выдалась поездка ребят в троллейбусе?
• В связи с чем у входа на стадион образовалась толпа?
• Что интересного можно было узнать о бабушках, которые торгуют возле стадиона?
• Почему Будка решил предложить ребятам билеты на футбольный матч, когда те встретились с ним неподалеку от входа на стадион?
• Как состоялась футбольная разминка перед матчем?
• Опишите, как вели себя болельщики во время футбольной игры.
• Почему у дяди было замечательное настроение после окончания матча?
• О чем состоялся разговор Будки с ребятами относительно возвращения часов?
• Как отнеслись Ява и Павел к предложению Будки встретиться в полночь возле могилы Кайсарова, чтобы получить часы? Пошли ли бы вы на эту встречу на месте ребят?
Содержание ХІ раздела.
На футбольный матч ребята ехали в переполненном троллейбусе, поэтому они не имели возможности заплатить за проезд.
Возле стадиона образовалась толпа людей - это киевляне покупали у бабушек семечки перед матчем. Торговля семечками запрещалась милицией.
Перед матчем Ява и Павел встретились с Будкой, который предложил билеты на футбол, но ребята отказались, так как уже их имели. Во время футбольной игры Ява и Павел временно забыли о всяческих неприятностях.
После окончания матча ребята снова увиделись с Будкой, который пообещал организовать встречу в полночь с «чуваком» и гарантировал возвращение часов, на что Ява и Павел вынуждены были согласиться.
Раздел ХІІ «Казацкому роду нет перевода. - Кошевой Карафолька. Письмо запорожцев. Ночь на кладбище (воспоминания)».
• Из-за чего ребята не спали ночью?
• Что вспомнил Павел об археологической экспедиции, которая находилась в селе?
• Чем были интересны рассказы археологов?
• О чем разговаривали археологи с бабой Триндичхой? Было ли это общение результативным?
• Чем дед Варава доказал преимущества собственного рода над казацким?
• Что организовал Степа Карафолька на селе?
• Для чего ребята переписывались с Карафолькой и его войском? Почему Павел с Явой потерпели поражение вследствие этой переписки?
• Почему ребята решили пойти ночью на кладбище? Чем закончился их поход?
Содержание ХІІ раздела.
Для того чтобы выйти незаметно из квартиры, ребята, лежа в кровати, ждали, пока заснут дядя с теткой. В это время Павел с Явой упомянули об археологической экспедиции, которая в их селе раскапывала казацкие могилы, интересовалась казацкими потомками Васюковки. Одним из них оказался Степка Карафолька, которому ребята очень завидовали. Степка организовал под своим председательством казацкое войско и этим очень гордился.
Также Павел вспомнил, как они с Явой решили пойти ночью на кладбище, найти старую казацкую могилу и раскопать ее. Находясь на кладбище, ребята перепугались и поклялись больше не приходить туда ночью.
Раздел ХІІІ. «Ночные приключения. Выстрел в пещере».
• Каким образом Павел и Ява покинули квартиру ночью?
• Какое письмо написали ребята дяде, отправляясь на ночную встречу с Будкой?
• Почему ребята волновались, идя улицами ночного Киева?
• Как отреагировал Будка на то, что у ребят не было фонариков? Чем Павел привел в удивление Будку? (Пистолетом).
• Что произошло с ребятами в подземелье? Кто им помог, когда они оказались в трудной ситуации?
• Каким образом Будка едва не погиб?
• В чем заключалась суть выдуманной истории Будки с «чуваком»?
• Как были возвращены часы Павлу?
• Какие трудности возникли у ребят во время их возвращения ночью в квартиру родственников?
• Как Павел и Ява объяснили тетке свое ночное пребывание на улице?
• Почему тетка, как и ребята, была вынуждена врать мужу об отсутствии компота, который она сварила на три дня?
Содержание ХІІІ раздела.
Покидая квартиру, Павел и Ява написали письмо дяде о месте своего пребывания. Двигаясь по ночному Киеву, ребята ощущали страх.
Друзья, в конце концов, встретились с Будкой и «чуваком». Они шли темными подвальными помещениями. У Павла и Явы не было фонаря, но они имели пистолет дяди.
Вдруг на голову Павла и Явы было накинуто будто одеяло, фонарь Будки не горел. Павел стрельнул.
Если бы не Валька, что бы тогда было с ребятами?
Друзья спасают Будку. Возвращение Будкой часов.
Тетка приняла ребят, которые поднимались по веревке вверх, за грабителей и вылила на них трехдневный запас компота.
Раздел XIV «Внимание!.. Начали!.. Мотор!..».
Часы находят своего хозяина. Рождение Явы Станиславского и Павлуши Немировича-Данченко».
• Что снилось Павлу после той страшной ночи?
• За что ребята, проснувшись утром, одновременно влепили друг другу по шесть щелбанов?
• Как дядя воспринял адресованное ему письмо от ребят?
• В чем дядя усматривал воспитательный момент, надавать каждому из друзей по одному щелбану?
• Чем был удивлен ассистент, когда приехал за ребятами для киносъемки?
• Почему Павел решил пригласить на киносъемку Валю? Как она восприняла это предложение?
• Каким образом Будка попал на киносъемку?
• О чем свидетельствуют слова Максима Валерьяновича, обращенные к молодым: «Запомните этот день, для кого-то из вас он будет историческим и знаменитым на всю жизнь»?
• Какие произведения А. Довженко упоминаются в этом разделе повести?
• Опишите место съемки «актеров».
• Почему съемка с «актерами» могла не состояться?
• В каком эпизоде фильма принимали участие Павел, Ява, Валька и Будка?
• Почему киносъемка - это непростое дело? Докажите это на примере произведения.
• Что препятствовало съемке того «знаменитого» кадра?
• Чем был поражен Павел во время разговора с жандармом?
• Какое денежное вознаграждение получили ребята за участие в киносъемке?
• Куда пригласил Олег Иванович (незнакомец из тринадцатой квартиры) ребят после киносъемок? В чем ребята видели собственное счастье?
• Почему Ява решил в родной Васюковке организовать театр?
Содержание XIV раздела.
Утром Ява и Павел получили от дяди по одном хорошему щелбану, после чего у каждого на лбу появилась большая шишка.
Максим Валерьянович, ассистент, ребята, а также Валя и даже Будка уезжают на киностудию.
На киностудии едва не случилась неприятность: режиссер был недоволен тем, что у ребят были на лбу шишки.
Фильм, в эпизоде которого снимались приглашенные герои, рассказывает о революционных событиях 1905 года на Украине. Кадр переснимался шесть раз.
Жандарм, царь, Олег Иванович - это один человек, незнакомец из тринадцатой квартиры, которому Павел наконец вернул часы.
Олег Иванович пригласил Максима Валерьяновича и ребят в ресторан.
После киносъемок Ява предложил Павлу в родной Васюклвке организовать свой театр.
Раздел XV «Гибель Явы Станиславского и Павлуши Немировича-Данченко. И все-таки мы живем! Держись, человечество!».
• Почему ребята страдали из-за собственного организованного ВХАТа?
• Из-за чего три села съехалось в Васюковку посмотреть фильм?
• Что предполагалось провести после просмотра кинокартины, где снимались Ява и Павел?
• Чем были удивлены ребята, зрители после окончания фильма?
• Что сообщила Валька в своем письме к ребятам относительно их отсутствия в фильме?
• За что упрекали себя ребята, когда они убежали со сцены, где проходил спектакль Н. Гоголя «Ревизор»?
• В чем заключалась особенность творческой деятельности друзей?
• Для чего ребята составили план написания собственной книги?
Содержание XV раздела.
Жители Васюковки и других соседних сел собрались посмотреть фильм «Артем», где снимались Ява и Павел. К сожалению, ребята не увидели себя в фильме. Валька написала о причине этого в письме.
Ява и Павел решают посвятить себя писательской деятельности - написать приключенческую повесть о самих себе.
VI. Закрепление обработанного учебного материала.
1. Решение тестовых задач.
1. На какой срок приехали ребята к родственникам Павла в Киев? а) неделя; б) полмесяца;
в) месяц.
2. При каких обстоятельствах Ява и Павел впервые находились в Киеве?
а) во время экскурсии всем классом;
б) туристического путешествия с родителями;
в) в составе краеведческой экспедиции.
3. Каждый, кто приезжал в Киеву, старался попасть на: а) Контрактовую площадь;
б) Крещатик; в) Подол.
4. Кем мечтал стать Ява в будущем?
а) врачом; б) милиционером; в) военным.
5. Ява менял профессии, как:
а) семечки щелкал; б) цыгане коней; в) приключения придумывал.
6. В какой квартире жила Валя?
а) двадцать пятой; б) семнадцатой; в) тринадцатой.
7. Ява нажал на кнопку звонка квартиры, где жила Валя, двери отворились, и перед ребятами появилась:
а) бабушка с большой собакой; б) огромная мужская фигура; в) женщина в светлой одежде.
8. В какой кинотеатр хотел попасть Павел?
а) «Днепр»; б) «Украина»; в) «Мечта».
9. Посетив кинотеатр, Ява и Павел посмотрели фильм: а) «Непокоренные»; б) «На западном фронте без перемен»; в) «Семеро смелых».
10. В каком году был сооружен памятник, которые увидели ребята, путешествуя на пляж?
а) В 1802; б) 1902; в) 1702.
11. Леха по-украински означает:
а) неосторожный; б) свинья; в) медленный.
12. Какой игрой на пляже развлекались люди?
а) Волейболом; б) футболом; в) настольным теннисом.
13. О чем мечтали Ява и Павел?
а) Спасти кого-то и стать героями;
б) быть настоящими профессионалами театрального искусства;
в) поселиться навсегда в Киеве.
14. Дядя Павла имел пистолет, так как он был:
а) судьей по легкой атлетики; б) пограничником; в) контрразведчиком.
15. Тетка Павла была пугливой, как:
а) дикая птичка; б) заяц под голым кустом; в) маленький ребенок.
16. Незнакомец, часы которого остались в руках у Павла, был:
а) известный архитектор; б) талантливый актер; в) мастер живописи.
17. Где Ява и Павел не искали незнакомца-царя?
а) в цирке; б) оперном театре; в) театре музкомедии.
18. Какой спектакль посетили ребята?
а) «Снегурочка»; б) «Красная Шапочка»; в) «Борис Годунов».
19. Внимание Явы и Павла предрасположило во внешности Будки то, что:
а) он имел латанную одежду;
б) на его штанах можно было увидеть множество блестящих металлических
заклепок;
в) рубашка была загрязнена мелом.
20. После стычки ребят с Будкой, Валя и ее братец Николай встречали
Яву и Павла, как:
а) мужественных защитников; б) героев-космонавтов; в) воинов-освободителей.
21. Почему Толю ребята по-уличному называли Будкой?
а) так как любил мастерить будки для псов; б) за его большое лицо; в) поскольку он недостаточно четко произносил слова, а бубнил.
22. Сколько лет было Максиму Валерьяновичу? а) восемьдесят; б) девяносто два;
в) семьдесят шесть.
23. Портрет какого знаменитого артиста ребята увидели на стене помещения Максима Валерьяновича? а) Станиславского; б) Щепкина; в) Шаляпина.
24. Потасовка между Палом и Будкой произошла: а) на спортивной площадке; б) у оврага; в) за гаражами.
25. Чем пригрозила Валька Будке, который устроил потасовку? а) Милицией; б) родителями; в) директором школы.
26. Чтобы стать настоящим артистом, по мнению Павла, необходимо: а) закончить университет; б) иметь талант; в) прочитать много классики.
27. Какое домашнее животное Павел рекомендовал использовать вместо метеослужбы?
а) курицу; б) свинью; в) собаку.
28. На съемочной площадке друзья увидели самолет: а) Ту-71; б) Ту - 104; в) Ту-92.
29. Из-за чего актер Вася опоздал на съемку? а) движение транспорта; б) семейные обстоятельства; в) остановились часы.
30. Какого героя напоминал Будка, когда Валя и ребята обратились к нему, чтобы тот вернул часы? а) Робинзона Крузо; б) Остапа Бендера; в) Тома Сойера.
31. Часы незнакомца, которые похитили у Павла, были позолоченные, с черным циферблатом, марки: а) «Зенит»; б) «Салют»; в) «Луч».
32. Где был штаб Будки и его компании? а) На чердаке высотного дома; б) за сараями;
в) в подвале разрушенного магазина.
33. Ява и Павел ехали в троллейбусе на футбольный матч «зайцами», так как:
а) не могли платить за проезд из-за переполненного транспорта; б) забыли деньги дома; в) решили сэкономить деньги на мороженое.
34. Киевляне не представляли футбола без: а) прохладного напитка; б) семечек; в) сигарет.
35. В каком месте хранил часы «чувак», который согласился их отдать Яве и Павлу?
а) в пещере возле лавры; б) неподалеку от церкви Рождества Богородицы;
в) на тайной квартире.
36. На каком предмете, которые выкопали археологи, были изложены следующие слова: «Казацкая... - добрая мысль»?
а) сабле; б) колыбели; в) пистоле.
37. Какого кошевого Екатерина ІІ заслала в Соловецкий монастырь, где он просидел в сырой, темной, холодной яме аж двадцать пять лет? а) П. Калнишевского; б) И. Сирко;
в) И. Богуна.
38. Ребята завидовали Степке Карафольце, так как он был: а) отличником; б) потомком знаменитого запорожца; в) инициатором археологических раскопок на селе.
39. Что решили с собой взять Ява и Павел, идя на ночную встречу с Будкой?
а) деньги; б) пистолет дяди; в) продукты.
40. Тетка темно подумала на ребят, что лезут воры, и вылила на них: а) суп; б) компот; в) горячую воду.
41. Выдуманную Будкой роль «чувака» выполнял:
а) Во