x x
menu

Внеклассное чтение. В. Нестайко «Незнакомец из тринадцатой квартиры»

Цель: распространить читательский кругозор учеников; познакомить их со следующим произведением и приключениями уже известных героев; выяснить идейно-тематическое направление и значение повести; развивать культуру связной речи, память, желание познать новое, интересное, полезное; умение грамотно, последовательно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдение; формировать эстетичные вкусы; воспитывать любовь к родной литературе, языку, красоте природы, уважение к творчеству В. Нестайко; прививать пунктуальность, ответственность за порученное дело.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет В. Нестайко, рисунки учеников к произведению, библиотечка произведений писателя, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

• Что вам уже известно о В. Нестайко как детском писателе?

• Какие произведения содержит трилогия писателя «Тореадоры из Васюковки»? Чем они связаны между собой?

• Почему, на ваш взгляд, В. Нестайко избрал в своем творчестве приключенческий жанр?

• Случались ли с вами такие разнообразные приключения, как у героев писателя?

• Как вы относитесь к главным героям трилогии  В. Нестайко - Явы и Павла?

• Из-за чего ребята все время попадают в разные интересные ситуации? Как они их воспринимают?

• Чем поучительны произведения В. Нестайко? Отвечая, ссылайтесь на фактический материал содержания произведений.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

1. Обзор рисунков учеников к произведению В. Нестайко «Незнакомец из тринадцатой квартиры» с соответствующим комментарием.

2. Работа над приключенческим произведением В. Нестайко.

2.1. Тема: изображение пребывания Павла и Явы в Киеве и разнообразных приключений, в которые они попадали, особенно во время возвращения часов незнакомому актеру.

2.2. Идея: возвеличивание дружбы, порядочности, вежливости, силы воли, умения проявлять мужество и преодолевать любые препятствия, быть честным перед самим собой.

2.3. Основная мысль: человека украшает не одежда, а поступки, манера поведения, отношение к окружающим, умение прощать зло и отвечать на него добром.

2.4. Композиция.

Экспозиция: приезд ребят в Киев к дяде и тетке Павла погостить.

Завязка: часы незнакомца попали в руки Павла.

Развитие действия: ребята ищут незнакомца, чтобы возвратить ему часы, и в настоящее время с Павлом и Явой случаются разнообразные приключения.

Кульминация: возвращение часов неизвестному актеру.

Развязка: решение ребят написать произведение о собственных приключениях.

2.5. Сюжет.

Ребята приезжают в Киев погостить у родственников Павла. Во время пребывания в столице с Павлом и Явой случаются разнообразные приключения, которые связаны с возвращением часов незнакомому актеру, который жил в 13 квартире. Незнакомец перед купанием дал Павлу часы, чтобы тот положил их на брюки, но мальчик не успел это сделать из-за несчастного случая, который произошел на пляже. Так часы незнакомца остались у Павла. Мальчик чувствует свою вину и считает себя грабителем. Начинаются продолжительные поиски незнакомца, чтобы вернуть ему часы. В конце произведения происходит интересное знакомство с владельцем часов.

Ребята решают написать произведение о своих приключениях.

2.6. Обработка идейного содержания произведения согласно разделам с вопросами.

Примечание. I раздел «е», - сказали мы с Явой» уже проанализирован во время изучения творчества В. Нестайко и его трилогии.

ІІ раздел «Случай в метро «Космонавт», конфликт с киевской милицией».

• Чем объяснить радостное, приподнятое настроение Явы и Павла, когда они приехали в Киев?

• Какие чувства возникли у ребят во время их пребывания на Крещатике?

• О чем свидетельствует стычка милиционера с интуристом? Как ребята отнеслись к интуристу - нарушителю правил дорожного движения?

• Чем мотивирует Ява престижность профессии милиционера?

• О каких профессиях мечтал Ява и почему?

• Опишите, чем ребят поразил Киев.

• Что случилось с ребятами в метро? Чем они были напуганы?

• В чем суть «закона парности», который преследовал Яву с Павлом? («...разные неприятности всегда ходят в паре - как одна произойдет, жди второй. Недаром же и в народе говорят: «И так горе, и так двое»).

• Чем Яву привлекала Валька? Почему он все время стыдился вспоминать о ней?

• Для чего ребята решили разыскать Валю?

Содержание ІІ раздела.

Ребята приехали погостить в Киев, где живут дядя и тетка Павла.

Павел и Ява любовались красотой Крещатика, сооружениями столицы, были свидетелями нарушения правил дорожного движения интуристом и реакцией милиционера на это. В метро ребята по ошибке подумали, что по эскалатору движется старшина Поляничко и, стараясь его догнать, нанесли вред. Павел зацепил ночевки, которые были у дяди, они покатились вниз по эскалатору, в них попала «кинозвезда», что двигалась ниже дяди. Из-за этого поднял страшный грохот.

Убегая с места события, ребята оказались снова на улице. Опомнившись, Павел и Ява решили разыскать Вальку, Игоря, Сашу, с которыми они подружились раньше, чтобы те познакомили их с Киевом.

ІІІ раздел. «Ява спешит на свидание. Ухо».

• Какое неприятное событие произошло, когда ребята позвонили в квартиру Вали? Чем это было обусловлено?

• Каким образом ребята решили развлечься?

• На что ребята израсходовали последние деньги?

• Что увидели ребята, когда сидели в кабине чертового колеса (карусели)?

• Для чего ребята решили посетить пляж на побережье Днепра?

• Как на Яву повлиял просмотр фильма «Семеро смелых»?

• Что обусловило Яву и Павла посетить павильон «Мороженое»?

• Кем мечтал стать Павел? Чем это было обусловлено?

Содержание ІІІ раздела.

Найдя квартиру Вали, Ява нажал кнопку звонка, двери отворились и на пороге появилась огромная фигура, которая схватила Яву за ухо. Услышав голос Вали, Ява вырвался от мужчины и вместе с Павлом убежал вниз по ступенькам.

Страдая, ребята посетили павильон «Мороженое». Во время катания на чертовом колесе Павел с Явой решили пойти на пляж и попрыгать с парашютной вышки.

IV раздел «Пляж. Карусели. Утопленник. Незнакомец из тринадцатой квартиры».

• Чем поразил ребят памятник, который увидели Павел и Ява во время путешествия в пляж?

• Как ребята отнеслись к надписям на памятнике?

• Почему Павел с Явой боялись прыгать с вышки, но все же таки готовились к прыжку?

• Что воспрепятствовало героям произведения осуществить прыжок с вышки?

• Какие впечатления получили ребята, находясь на карусели?

• Опишите летний пляж глазами Павла и Явы. Сравните это описание с собственными наблюдениями во время отдыха возле любого водохранилища.

• Как писатель изобразил людей, которые отдыхали на пляже?

• Каким образом часы незнакомца попали в руки Павла?

• Что произошло на пляже?

• Чем объяснить то, что Павел не вернул часы незнакомцу и считал себя грабителем?

• Почему ребята не обратились в милицию, чтобы найти хозяина часы?

• Из-за чего страдал Павел?

• Как отнеслись ребята к милостыне - трем копейкам, которые они получили, сидя возле моста?

• Чем был недоволен дядя, когда ребята вечером вернулись к родственникам?

• Почему Павел и Ява решили говорить только правду? Какое наказание должен был получить лжец?

Содержание IV раздела.

По дороге к пляжу Павел с Явой увидели памятник 1802 г., который был весь исписан однообразными формулами, например: «Коля + Ляля = любовь». Ребята хотели прыгнуть с вышки, но этого не состоялось, так как сам парашют кто-то украл. Вместо этого они покатались на карусели. На пляже было много людей, из-за этого ребята едва попали на берег реки. Незнакомец попросил Павла положить часы на одежду, которая лежала на берегу, так как дядя уже стоял в воде.

На крик: «Утопленника вытянули» ребята побежали на место события. Часы остались на руке у Павла. Спустя некоторое время ребята начали искать владельца часов, но не нашли. Павел ощутил себя грабителем, обратиться в милицию он боялся.

После позднего возвращения ребят к родственникам, дядя накричал на них, грозясь отправить домой. Павел и Ява пообещали друг другу говорить только правду, кто солжет - получит «за первое вранье три щелбана, за второе - шесть, за третье - двенадцать и так далее».

V Раздел «Ищем царя-незнакомца из тринадцатой квартиры. Встреча в театре. Величие и падение Явы Реня».

• Чем был вспугнут Ява с самого утра?

• Что интересного рассказал Павел Яве о своем дяде?

• Что случилось с теткой Павла, когда дядя продемонстрировал ребятам выстрел из спортивного пистолета?

• Где Павел и Ява решили искать хозяина часов? Что им было известно о незнакомце?

• Чем закончились поиски ребят незнакомца в театре кинокомедии?

• За что получил Павел от Явы первый щелбан?

• Где ребята встретились с Валькой? Как состоялась эта встреча?

• Что случилось на сцене во время театрального спектакля? Каким образом Ява оказал содействие тому, чтобы спектакль не останавливался?

• Почему Валька была удивлена, когда Павел давал щелбаны Яве?

Содержание V раздела.

Проснувшись утром, Ява был взволнован тем, что увидел в ящике письменного стола дяди Павла пистолет. Как выяснилось, это оружие было спортивного назначения, так как дядя - мастер спорта по легкой атлетике (в прошлом), а сейчас - судья республиканской категории.

После завтрака Павел с Явой получили от дяди деньги и решили организовать поход в театр юного зрителя.

О возвращении часов ребята помнили все время, и потому они начали поиски незнакомца, полного на вид мужчины, с лысиной, исполнителя роли царя. Для этого они посетили театр музкомедии, оперный театр, театр русской драмы им. Леси Украинки, театр им. И. Франко, театр юного зрителя, в котором встретились с Валькой, но незнакомца из тринадцатой квартиры не было.

Павел с Явой решили пересмотреть спектакль «Красная Шапочка». Во время спектакля Ява помог курице на сцене, которая запуталась.

После окончания спектакля ребята договорились встретиться с Валькой и рассказать ей о приключении, которое с ними произошло.

VI раздел «Будка. Ухо за ухо!».

• Почему Павел не имел большого желания после спектакля встречаться с Валькой?

• Чем объяснить то, что Ява рассказал Вале о той неприятной ситуации, которая состоялась с ним и Павлом?

• К кому и чему посоветовала обратиться Валя ребятам для решения их проблемы?

• Что хотел посетить Ява, когда друзья шли к Максиму Валерьяновичу?

• Какие впечатления были у ребят во время обзора церкви Рождества Богородицы?

• Что интересного узнали Павел и Ява из рассказа Вали о выдающихся исторических лицах прошлого?

• С каким предложением обратилась Валя к ребятам, когда оказалось, что Максима Валерьяновича не было дома?

• Как язык Будки характеризует его?

• Почему Валька пожаловалась Павлу с Явой на Будку? Какая реакция на это была у ребят?

Содержание VI раздела.

После окончания спектакля ребята увиделись с Валей. Девушка была рада этой встрече, а вот Павел... Почему-то ему девочка не нравилась. Ява рассказал Вале о неприятном приключении с часами и о немедленной необходимости найти незнакомца-актера, хозяина этой ценной вещи. Девушка посоветовала ребятам обратиться к Максиму Валерьяновичу, который знал многих артистов.

По дороге к старому артисту Ява изъявил желание увидеть лавру, храм Рождества Богородицы. Максима Валерьяновича не было дома, поэтому Валя предложила зайти ребятам к ней домой и посмотреть книги, фотографии.

Во дворе, где жила девушка, друзья увидели Будку, который по словам Вали, неоднократно звонил в двери ее квартиры и убегал. Ява с Павлом отомстили Будке за вред, причиненный девушке.

Толя (Будка) хотя и расплакался, но пообещал тоже доказать свою силу над защитниками.

В скором времени друзья увидели Максима Валерьяновича, который шел из подворотни.

VII раздел «Максим Валерьянович».

• Как В. Нестайко описывает внешность Максима Валерьяновича? О чем она свидетельствует?

• Что интересного увидели ребята, находясь в доме старого артиста?

• Чем пообещал помочь старый артист ребятам?

• Что рассказал Максим Валерьянович о своем прошлом?

• За что старый артист полюбил театр? Какой была его первая роль?

• Узнав о Максиме Валерьяновиче, выскажите собственное отношение к нему, как человеку, артисту.

Содержание VII раздела.

Поздоровавшись с Максимом Валерьяновичем, Валя начала рассказывать ему о серьезном деле ребят, но старый артист приостановил ее и пригласил молодежь к себе. Зайдя к Максиму Валерьяновичу, гости увидели на стенах множество разных фотографий. Они отображали прошлую жизнь актера. Валя поведала Максиму Валерьяновичу о неприятной ситуации, которая случилась с ребятами. Старый актер согласился помочь Яве и Павлу.

Максим Валерьянович рассказал гостям о том, как он оказался в Киеве, какой была первая его роль на сцене и о том, почему он посвятил всю свою жизнь актерской деятельности.

Ребята были удовлетворены знакомством с настоящим артистом.

VIII раздел «Товарищь царь, вы арестованы!» « В-В, понесу!..».

• Почему Ява решил стать артистом? Как он это объяснил?

• Что приснилось Павлу? Почему он внезапно проснулся?

• Какое предчувствие было у Павла перед поездкой на киностудию?

• Что случилось, когда Будка со своими друзьями окружили Яву и Павла?

• Где и при каких условиях происходила потасовка между Павлом и Будкой?

• Кто прекратил войну? (Валя).

• Как оценил Ява поведение Павла во время его потасовки с Будкой?

• Почему потасовку Павла Максим Валерьянович назвал делом чести, доблести и геройства?

Содержание VIII раздела.

После посещения Максима Валерьяновича Ява решил стать актером, о чем он и заявил Павлу. Артист, по мнению Явы, известнейший человек в обществе.

Павлу приснилось, что он царь и выступает перед скотом. В скором времени появляется Ява в милицейской форме и арестовывает Павла за кражу часов.

Проснувшись, ребята отправились к Вале, а потом к Максиму Валерьяновича. Но во дворе ребята встретились с Будкой и его компанией.

В яру возникла потасовка между Павлом и Будкой, которую прекратила Валька. Она пригрозила Будке милицией.

Валя, Павел и Ява пришли к Максиму Валерьяновича и были готовы с ним ехать на студию.

IX раздел «На студии. Неожиданность первая. Неожиданность вторая».

• Чем территория студии поразила Павла?

• С какими героями-актерами встретились друзья, находясь на территории студии?

• Почему знакомый Максима Валерьяновича по телефону высказывал неудовлетворенность синоптической службой?

• Какие впечатления на ребят и Валю оказал режиссер Евгений Михайлович?

• Что было предложено ребятам на киностудии? Как они это восприняли?

• Какое событие в студии напомнило Павлу о часах?

• Что ощутил мальчик, когда в кармане не было часов?

Содержание ІХ раздела.

Максим Валерьянович и его юные друзья попали на территорию студии. Ребята и Валя были удивлены фруктовым садом студии, актерами. Друзья были свидетелями, когда незнакомый им работник по телефону высказывал неудовольствие синоптической службой, которая усложняла работу на киностудии.

Павлу и Яве было предложено сняться в массовом эпизоде фильма.

Внимание друзей привлек самолет, который находился на съемочной площадке. Режиссер высказал неудовольствие актеру Васе за опоздание на съемку. Тот объяснил, что у него остановились часы. Сразу Павел тронул собственный карман, в котором не было часов.

X раздел. «Где часы? Мы идем во вражеское логово».

• Как воспринял Ява то, что ему было предложено сняться в эпизоде фильма?

• Что было решено друзьями, когда Павел сообщил об отсутствии часов в его кармане?

• Какое предположение высказал Павел относительно исчезновения часов?

• Почему Валя предложила ребятам искать часы у Будки? Как воспринял Будка предъявленные ему обвинения?

• У кого были часы по предположению Будки?

• Что предложил Будка для решения вопроса относительно возвращения часов Павлу?

• О какой новости сообщил дядя ребятам, когда те появились на обед? Чем было связано то, что Ява и Павел решили посетить футбольный матч отдельно от дяди?

Содержание Х раздела.

Павел сообщил Вале и Яве об отсутствии в его кармане часов. Друзья ищут исчезнувшую вещь на месте потасовки Павла и Будки.

Валя предлагает ребятам идти к Будке и принудить его вернуть часы.

После разговора с Будкой выяснилось, что часы у мальчика, который когда-то находился в тюрьме.

Чтобы получить часы, Павлу и Яве нужно встретиться с Будкой возле входа на стадион.

Дядя приобрел билеты на футбольный матч с наилучшими местами и предложил их ребятам. Павел с Явой не отказались от этого предложения, но изъявили желание самостоятельно посетить это спортивное мероприятие.

Раздел ХІ «Динамо» (Киев) - «Торпедо» (Москва).

• Какой выдалась поездка ребят в троллейбусе?

• В связи с чем у входа на стадион образовалась толпа?

• Что интересного можно было узнать о бабушках, которые торгуют возле стадиона?

• Почему Будка решил предложить ребятам билеты на футбольный матч, когда те встретились с ним неподалеку от входа на стадион?

• Как состоялась футбольная разминка перед матчем?

• Опишите, как вели себя болельщики во время футбольной игры.

• Почему у дяди было замечательное настроение после окончания матча?

• О чем состоялся разговор Будки с ребятами относительно возвращения часов?

• Как отнеслись Ява и Павел к предложению Будки встретиться в полночь возле могилы Кайсарова, чтобы получить часы? Пошли ли бы вы на эту встречу на месте ребят?

Содержание ХІ раздела.

На футбольный матч ребята ехали в переполненном троллейбусе, поэтому они не имели возможности заплатить за проезд.

Возле стадиона образовалась толпа людей - это киевляне покупали у бабушек семечки перед матчем. Торговля семечками запрещалась милицией.

Перед матчем Ява и Павел встретились с Будкой, который предложил билеты на футбол, но ребята отказались, так как уже их имели. Во время футбольной игры Ява и Павел временно забыли о всяческих неприятностях.

После окончания матча ребята снова увиделись с Будкой, который пообещал организовать встречу в полночь с «чуваком» и гарантировал возвращение часов, на что Ява и Павел вынуждены были согласиться.

Раздел ХІІ «Казацкому роду нет перевода. - Кошевой Карафолька. Письмо запорожцев. Ночь на кладбище (воспоминания)».

• Из-за чего ребята не спали ночью?

• Что вспомнил Павел об археологической экспедиции, которая находилась в селе?

• Чем были интересны рассказы археологов?

• О чем разговаривали археологи с бабой Триндичхой? Было ли это общение результативным?

• Чем дед Варава доказал преимущества собственного рода над казацким?

• Что организовал Степа Карафолька на селе?

• Для чего ребята переписывались с Карафолькой и его войском? Почему Павел с Явой потерпели поражение вследствие этой переписки?

• Почему ребята решили пойти ночью на кладбище? Чем закончился их поход?

Содержание ХІІ раздела.

Для того чтобы выйти незаметно из квартиры, ребята, лежа в кровати, ждали, пока заснут дядя с теткой. В это время Павел с Явой упомянули об археологической экспедиции, которая в их селе раскапывала казацкие могилы, интересовалась казацкими потомками Васюковки. Одним из них оказался Степка Карафолька, которому ребята очень завидовали. Степка организовал под своим председательством казацкое войско и этим очень гордился.

Также Павел вспомнил, как они с Явой решили пойти ночью на кладбище, найти старую казацкую могилу и раскопать ее. Находясь на кладбище, ребята перепугались и поклялись больше не приходить туда ночью.

Раздел ХІІІ. «Ночные приключения. Выстрел в пещере».

• Каким образом Павел и Ява покинули квартиру ночью?

• Какое письмо написали ребята дяде, отправляясь на ночную встречу с Будкой?

• Почему ребята волновались, идя улицами ночного Киева?

• Как отреагировал Будка на то, что у ребят не было фонариков? Чем Павел привел в удивление Будку? (Пистолетом).

• Что произошло с ребятами в подземелье? Кто им помог, когда они оказались в трудной ситуации?

• Каким образом Будка едва не погиб?

• В чем заключалась суть выдуманной истории Будки с «чуваком»?

• Как были возвращены часы Павлу?

• Какие трудности возникли у ребят во время их возвращения ночью в квартиру родственников?

• Как Павел и Ява объяснили тетке свое ночное пребывание на улице?

• Почему тетка, как и ребята, была вынуждена врать мужу об отсутствии компота, который она сварила на три дня?

Содержание ХІІІ раздела.

Покидая квартиру, Павел и Ява написали письмо дяде о месте своего пребывания. Двигаясь по ночному Киеву, ребята ощущали страх.

Друзья, в конце концов, встретились с Будкой и «чуваком». Они шли темными подвальными помещениями. У Павла и Явы не было фонаря, но они имели пистолет дяди.

Вдруг на голову Павла и Явы было накинуто будто одеяло, фонарь Будки не горел. Павел стрельнул.

Если бы не Валька, что бы тогда было с ребятами?

Друзья спасают Будку. Возвращение Будкой часов.

Тетка приняла ребят, которые поднимались по веревке вверх, за грабителей и вылила на них трехдневный запас компота.

Раздел XIV «Внимание!.. Начали!.. Мотор!..».

Часы находят своего хозяина. Рождение Явы Станиславского и Павлуши Немировича-Данченко».

• Что снилось Павлу после той страшной ночи?

• За что ребята, проснувшись утром, одновременно влепили друг другу по шесть щелбанов?

• Как дядя воспринял адресованное ему письмо от ребят?

• В чем дядя усматривал воспитательный момент, надавать каждому из друзей по одному щелбану?

• Чем был удивлен ассистент, когда приехал за ребятами для киносъемки?

• Почему Павел решил пригласить на киносъемку Валю? Как она восприняла это предложение?

• Каким образом Будка попал на киносъемку?

• О чем свидетельствуют слова Максима Валерьяновича, обращенные к молодым: «Запомните этот день, для кого-то из вас он будет историческим и знаменитым на всю жизнь»?

• Какие произведения А. Довженко упоминаются в этом разделе повести?

• Опишите место съемки «актеров».

• Почему съемка с «актерами» могла не состояться?

• В каком эпизоде фильма принимали участие Павел, Ява, Валька и Будка?

• Почему киносъемка - это непростое дело? Докажите  это на примере произведения.

• Что препятствовало съемке того «знаменитого» кадра?

• Чем был поражен Павел во время разговора с жандармом?

• Какое денежное вознаграждение получили ребята за участие в киносъемке?

• Куда пригласил Олег Иванович (незнакомец из тринадцатой квартиры) ребят после киносъемок? В чем ребята видели собственное счастье?

• Почему Ява решил в родной Васюковке организовать театр?

Содержание XIV раздела.

Утром Ява и Павел получили от дяди по одном хорошему щелбану, после чего у каждого на лбу появилась большая шишка.

Максим Валерьянович, ассистент, ребята, а также Валя и даже Будка уезжают на киностудию.

На киностудии едва не случилась неприятность: режиссер был недоволен тем, что у ребят были на лбу шишки.

Фильм, в эпизоде которого снимались приглашенные герои, рассказывает о революционных событиях 1905 года на Украине. Кадр переснимался шесть раз.

Жандарм, царь, Олег Иванович - это один человек, незнакомец из тринадцатой квартиры, которому Павел наконец вернул часы.

Олег Иванович пригласил Максима Валерьяновича и ребят в ресторан.

После киносъемок Ява предложил Павлу в родной Васюклвке организовать свой театр.

Раздел XV «Гибель Явы Станиславского и Павлуши Немировича-Данченко. И все-таки мы живем! Держись, человечество!».

• Почему ребята страдали из-за собственного организованного ВХАТа?

• Из-за чего три села съехалось в Васюковку посмотреть фильм?

• Что предполагалось провести после просмотра кинокартины, где снимались Ява и Павел?

• Чем были удивлены ребята, зрители после окончания фильма?

• Что сообщила Валька в своем письме к ребятам относительно их отсутствия в фильме?

• За что упрекали себя ребята, когда они убежали со сцены, где проходил спектакль Н. Гоголя «Ревизор»?

• В чем заключалась особенность творческой деятельности друзей?

• Для чего ребята составили план написания собственной книги?

Содержание XV раздела.

Жители Васюковки и других соседних сел собрались посмотреть фильм «Артем», где снимались Ява и Павел. К сожалению, ребята не увидели себя в фильме. Валька написала о причине этого в письме.

Ява и Павел решают посвятить себя писательской деятельности - написать приключенческую повесть о самих себе.

VI. Закрепление обработанного учебного материала.

1. Решение тестовых задач.

1. На какой срок приехали ребята к родственникам Павла в Киев? а) неделя; б) полмесяца;

в) месяц.

2. При каких обстоятельствах Ява и Павел впервые находились в Киеве?

а) во время экскурсии всем классом;

б) туристического путешествия с родителями;

в) в составе краеведческой экспедиции.

3. Каждый, кто приезжал в Киеву, старался попасть на: а) Контрактовую площадь;

б) Крещатик; в) Подол.

4. Кем мечтал стать Ява в будущем?

а) врачом; б) милиционером; в) военным.

5. Ява менял профессии, как:

а) семечки щелкал; б) цыгане коней; в) приключения придумывал.

6. В какой квартире жила Валя?

а) двадцать пятой; б) семнадцатой; в) тринадцатой.

7. Ява нажал на кнопку звонка квартиры, где жила Валя, двери отворились, и перед ребятами появилась:

а) бабушка с большой собакой; б) огромная мужская фигура; в) женщина в светлой одежде.

8. В какой кинотеатр хотел попасть Павел?

а) «Днепр»; б) «Украина»; в) «Мечта».

9. Посетив кинотеатр, Ява и Павел посмотрели фильм: а) «Непокоренные»; б) «На западном фронте без перемен»; в) «Семеро смелых».

10. В каком году был сооружен памятник, которые увидели ребята, путешествуя на пляж?

а) В 1802; б) 1902; в) 1702.

11. Леха по-украински означает:

а) неосторожный; б) свинья; в) медленный.

12. Какой игрой на пляже развлекались люди?

а) Волейболом; б) футболом; в) настольным теннисом.

13. О чем мечтали Ява и Павел?

а) Спасти кого-то и стать героями;

б) быть настоящими профессионалами театрального искусства;

в) поселиться навсегда в Киеве.

14. Дядя Павла имел пистолет, так как он был:

а) судьей по легкой атлетики; б) пограничником; в) контрразведчиком.

15. Тетка Павла была пугливой, как:

а) дикая птичка; б) заяц под голым кустом; в) маленький  ребенок.

16. Незнакомец, часы которого остались в руках у Павла, был:

а) известный архитектор; б) талантливый актер; в) мастер живописи.

17. Где Ява и Павел не искали незнакомца-царя?

а) в цирке; б) оперном театре; в) театре музкомедии.

18. Какой спектакль посетили ребята?

а) «Снегурочка»; б) «Красная Шапочка»; в) «Борис Годунов».

19. Внимание Явы и Павла предрасположило во внешности Будки то, что:

а) он имел латанную одежду;

б) на его штанах можно было увидеть множество блестящих металлических

заклепок;

в) рубашка была загрязнена мелом.

20. После стычки ребят с Будкой, Валя и ее братец Николай встречали

Яву и Павла, как:

а) мужественных защитников; б) героев-космонавтов; в) воинов-освободителей.

21. Почему Толю ребята по-уличному называли Будкой?

а) так как любил мастерить будки для псов; б) за его большое лицо; в) поскольку он недостаточно четко произносил слова, а бубнил.

22. Сколько лет было Максиму Валерьяновичу? а) восемьдесят; б) девяносто два;

в) семьдесят шесть.

23. Портрет какого знаменитого артиста ребята увидели на стене помещения Максима Валерьяновича? а) Станиславского; б) Щепкина; в) Шаляпина.

24. Потасовка между Палом и Будкой произошла: а) на спортивной площадке; б) у оврага; в) за гаражами.

25. Чем пригрозила Валька Будке, который устроил потасовку? а) Милицией; б) родителями; в) директором школы.

26. Чтобы стать настоящим артистом, по мнению Павла, необходимо: а) закончить университет; б) иметь талант; в) прочитать много классики.

27. Какое домашнее животное Павел рекомендовал использовать вместо метеослужбы?

а) курицу; б) свинью; в) собаку.

28. На съемочной площадке друзья увидели самолет: а) Ту-71; б) Ту - 104; в) Ту-92.

29. Из-за чего актер Вася опоздал на съемку? а) движение транспорта; б) семейные обстоятельства; в) остановились часы.

30. Какого героя напоминал Будка, когда Валя и ребята обратились к нему, чтобы тот вернул часы? а) Робинзона Крузо; б) Остапа Бендера; в) Тома Сойера.

31. Часы незнакомца, которые похитили у Павла, были позолоченные, с черным циферблатом, марки: а) «Зенит»; б) «Салют»; в) «Луч».

32. Где был штаб Будки и его компании? а) На чердаке высотного дома; б) за сараями;

в) в подвале разрушенного магазина.

33. Ява и Павел ехали в троллейбусе на футбольный матч «зайцами», так как:

а) не могли платить за проезд из-за переполненного транспорта; б) забыли деньги дома; в) решили сэкономить деньги на мороженое.

34. Киевляне не представляли футбола без: а) прохладного напитка; б) семечек; в) сигарет.

35. В каком месте хранил часы «чувак», который согласился их отдать Яве и Павлу?

а) в пещере возле лавры; б) неподалеку от церкви Рождества Богородицы;

в) на тайной квартире.

36. На каком предмете, которые выкопали археологи, были изложены следующие слова: «Казацкая... - добрая мысль»?

а) сабле; б) колыбели; в) пистоле.

37. Какого кошевого Екатерина ІІ заслала в Соловецкий монастырь, где он просидел в сырой, темной, холодной яме аж двадцать пять лет? а) П. Калнишевского; б) И. Сирко;

в) И. Богуна.

38. Ребята завидовали Степке Карафольце, так как он был: а) отличником; б) потомком знаменитого запорожца; в) инициатором археологических раскопок на селе.

39. Что решили с собой взять Ява и Павел, идя на ночную встречу с Будкой?

а) деньги; б) пистолет дяди; в) продукты.

40. Тетка темно подумала на ребят, что лезут воры, и вылила на них: а) суп; б) компот; в) горячую воду.

41. Выдуманную Будкой роль «чувака» выполнял:

а) Во

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать