Внеклассное чтение. Б. Комар «Чудаки»

Цель: сжато ознакомить учеников с творчеством Б. Комара, проанализировать его произведение «Чудаки»; раскрыть идейно-тематическое направление, охарактеризовать образы юных друзей Саши и Николая; проследить поведение персонажей, высказывая собственную мысль относительно ее оценки; развивать культуру связной речи, умение внимательно и осмысленно читать художественные произведения, грамотно высказывать чувства, наблюдения, логически мыслить; формировать мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству Б. Комара, родной культуры, языка; познавательный интерес; интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Б. Комара, рисунки к произведению «Чудаки», библиотечка произведений писателя; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Почему, на ваш взгляд, детские годы в жизни человека считаются самыми счастливыми?

• Каким произведениям художественной литературы вы предоставляете преимущество? Почему?

• Что характерно для приключенческого произведения? Приведите убедительные доказательства, ссылаясь на уже известные вам произведения художественной литературы?

• Вспомните рассказ Григора Тютюнника «Чудак», изученный вами в 5 классе. Чем Олесь отличался от других детей? Так кто же такие чудаки?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

  • Если дети не делают ничего, они делают зло.
  • Г. Филдинг.
  • То, что развито в детстве, дает плоды в будущем.
  • Я. Княжин.

2. Обработка произведения Б. Комара «Чудаки» (фрагменты).

2.1. Выборочное выразительное чтение отрывков произведения.

2.2. Тема: изображение мира приключений, неповторимого детства юных друзей Саши и Николая, их отношение к собственным поступкам, поступкам окружающих, старание самоутвердиться и объясниться с взрослыми.

2.3. Идея: осуждение расхитителей государственного имущества, их коварства жадности, пьянства как отрицательного социального явления (Василий Шморгун); воспитание порядочности, вежливости, доброты, искренности, уважения, любви к работе, к человеку.

2.4. Основная мысль: старание писателя подкрепить примером поведения и поступков ребят, что они - будущее общества и от них зависит, каким будет хозяин страны (таким, как В. Шморгун или дед Антип, Валентина Михайловна).

2.5. Композиция.

В произведении изображается период из жизни Николая и Саши когда они были на летних каникулах и их обучения в шестом классе.

Экспозиция: знакомство с Митькой и Сашей, их неординарным поведением и поступками, семейной жизнью ребят.

Завязка: новая учительница по ботанике Валентина Михайловна - классный руководитель класса, где учатся ребята; изобличение преступления Шморгуна.

Кульминация: получение Николаем пощечины от учительницы.

Развязка: согласие Николая и Валентины Михайловны.

2.6. Проблематика:

• семейные взаимоотношения: родители и дети;

• уровень социальной жизни людей;

• вор и честный работник;

• дружеские отношения;

• ответственность за поступок, поведение.

2.7. Характеристика образов Николая и Саши по плану:

1. Николай и Саша - ученики шестого класса Лепеховской сельской школы.

2. Портретная характеристика, внешность:

а) Петренко Николай - «...высокий, длиннорукий...», «...тонкий, худой, длинноногий...».

б) Антонюк Саша - «низкий», «...кругленький, низенький, точь-в-точь, как птенец», «...штаны примяты, на коленях протерлись, и рубашка на локтях аж светится насквозь».

3. Черты характера ребят.

3.1. Петренко Николай.

а) хвастливый, способный на выдумку;

б) бесшабашный;

в) уважает дружбу;

г) ценит чувство юмора;

д) не имеет быстроты и силы выполнять упражнения на перекладине турника;

е) защитник Саши.

3.2. Антонюк Сергей.

а) самостоятельный (стирал белье, готовил пищу);

б) трудолюбивый (растил овощи);

в) непримиримый к преступлениям, пьянству;

г) «...не принадлежал ни к сильным, ни к драчунам»;

д) уважение к спорту («на турнике выкручивал «солнце», выпячивался «лягушкой»).

Оба не любили учиться.

4. Николай и Саша - чудаки.

2.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

2.8.1. К І разделу.

• На что «охотились» ребята в колхозном саду?

• Удовлетворили ли Николай и Саша собственные нужды, находясь в саду?

• ПОчему ребятам не удалось убежать из сада через овраг?

• Что препятствовало ребятам убегать от сторожей?

• Из-за чего ребята опасались Шморгуна?

• Как Шморгун высказал свое неудовольствие ворами? («Отбоя нет... Как саранча лезут... С листвой обносят, а ты отвечай тогда за них. А как уже распоясались, сортовое дерево обпанахали да еще и ветвь поломали!...И чьи то они?.. Чему их только в той школе учат?...»)

• Для чего Шмаргун решил обратиться в школу? Кто ему это посоветовал?

• О чем состоялся разговор между ребятами и девушкой?

• Почему Саша угостил незнакомку яблоками?

• Чем объяснить то, что ребята рвали зеленые яблоки?

• Как ребята объяснили девушке причину того, что они крадут яблоки?

• За что ребята не уважали Шморгуна и его сыновей?

• Чем ребята доказали девушке, что они взрослые?

• Какой вред нанес Николай учительнице?

• Почему ребята ее не любили?

• О чем происходил разговор между ребятами и девушкой во время их путешествия в село?

2.8.2. К ІV разделу.

• Почему мать рано будила Николая? Как это воспринял мальчик?

• Чем объяснить недружелюбное отношение Николая к своей собаке?

• Какое горе было у дяди Павла, отца Саши?

• Что свидетельствует об убогой жизни Саши?

• Что имел в виду автор, указав, что на селе будет все спокойно, так как Николай и Саша идут в школу?

• Что увидел Саша, находясь на перекладине турника?

• Прочитайте описание братьев Олега и Сергея Шморгунов. О чем оно свидетельствует? («Олег...такой же здоровяк, как и его отец и брат Сергей. Только лицо в веснушках, будто обрызганное ржавчиной, даже уши и те рыжие: щеки полные, будто за каждой лежало по яблоку»).

• Каким образом ребята попали в закрытый класс?

• Как в произведении изображено начало учебного рока? Похоже ли оно с тем, как это происходит в нашей школе?

• О чем свидетельствует настроение учеников в учебном классе?

• Почему Николай не любил Олю Шинкаренко и Светлану Коломиец?

• Чем были удивлены ребята, когда в класс зашла новая учительница?

• Как объяснить первое требование учительницы к классу и первый смех школьников?

• С кем и почему пришлось сидеть ребятам в классе по предложению Валентины Михайловны?

• Почему Николай волновался во время занятий?

2.8.3. К ХІ разделу.

• Почему Шморгун явился к отцу Саши после того, как тот вернулся с работы?

• Что Саша готовил отцу на ужин?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент