x x
menu

Внеклассное чтение. Б. Комар «Чудаки»

Цель: сжато ознакомить учеников с творчеством Б. Комара, проанализировать его произведение «Чудаки»; раскрыть идейно-тематическое направление, охарактеризовать образы юных друзей Саши и Николая; проследить поведение персонажей, высказывая собственную мысль относительно ее оценки; развивать культуру связной речи, умение внимательно и осмысленно читать художественные произведения, грамотно высказывать чувства, наблюдения, логически мыслить; формировать мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству Б. Комара, родной культуры, языка; познавательный интерес; интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Б. Комара, рисунки к произведению «Чудаки», библиотечка произведений писателя; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Почему, на ваш взгляд, детские годы в жизни человека считаются самыми счастливыми?

• Каким произведениям художественной литературы вы предоставляете преимущество? Почему?

• Что характерно для приключенческого произведения? Приведите убедительные доказательства, ссылаясь на уже известные вам произведения художественной литературы?

• Вспомните рассказ Григора Тютюнника «Чудак», изученный вами в 5 классе. Чем Олесь отличался от других детей? Так кто же такие чудаки?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

  • Если дети не делают ничего, они делают зло.
  • Г. Филдинг.
  • То, что развито в детстве, дает плоды в будущем.
  • Я. Княжин.

2. Обработка произведения Б. Комара «Чудаки» (фрагменты).

2.1. Выборочное выразительное чтение отрывков произведения.

2.2. Тема: изображение мира приключений, неповторимого детства юных друзей Саши и Николая, их отношение к собственным поступкам, поступкам окружающих, старание самоутвердиться и объясниться с взрослыми.

2.3. Идея: осуждение расхитителей государственного имущества, их коварства жадности, пьянства как отрицательного социального явления (Василий Шморгун); воспитание порядочности, вежливости, доброты, искренности, уважения, любви к работе, к человеку.

2.4. Основная мысль: старание писателя подкрепить примером поведения и поступков ребят, что они - будущее общества и от них зависит, каким будет хозяин страны (таким, как В. Шморгун или дед Антип, Валентина Михайловна).

2.5. Композиция.

В произведении изображается период из жизни Николая и Саши когда они были на летних каникулах и их обучения в шестом классе.

Экспозиция: знакомство с Митькой и Сашей, их неординарным поведением и поступками, семейной жизнью ребят.

Завязка: новая учительница по ботанике Валентина Михайловна - классный руководитель класса, где учатся ребята; изобличение преступления Шморгуна.

Кульминация: получение Николаем пощечины от учительницы.

Развязка: согласие Николая и Валентины Михайловны.

2.6. Проблематика:

• семейные взаимоотношения: родители и дети;

• уровень социальной жизни людей;

• вор и честный работник;

• дружеские отношения;

• ответственность за поступок, поведение.

2.7. Характеристика образов Николая и Саши по плану:

1. Николай и Саша - ученики шестого класса Лепеховской сельской школы.

2. Портретная характеристика, внешность:

а) Петренко Николай - «...высокий, длиннорукий...», «...тонкий, худой, длинноногий...».

б) Антонюк Саша - «низкий», «...кругленький, низенький, точь-в-точь, как птенец», «...штаны примяты, на коленях протерлись, и рубашка на локтях аж светится насквозь».

3. Черты характера ребят.

3.1. Петренко Николай.

а) хвастливый, способный на выдумку;

б) бесшабашный;

в) уважает дружбу;

г) ценит чувство юмора;

д) не имеет быстроты и силы выполнять упражнения на перекладине турника;

е) защитник Саши.

3.2. Антонюк Сергей.

а) самостоятельный (стирал белье, готовил пищу);

б) трудолюбивый (растил овощи);

в) непримиримый к преступлениям, пьянству;

г) «...не принадлежал ни к сильным, ни к драчунам»;

д) уважение к спорту («на турнике выкручивал «солнце», выпячивался «лягушкой»).

Оба не любили учиться.

4. Николай и Саша - чудаки.

2.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

2.8.1. К І разделу.

• На что «охотились» ребята в колхозном саду?

• Удовлетворили ли Николай и Саша собственные нужды, находясь в саду?

• ПОчему ребятам не удалось убежать из сада через овраг?

• Что препятствовало ребятам убегать от сторожей?

• Из-за чего ребята опасались Шморгуна?

• Как Шморгун высказал свое неудовольствие ворами? («Отбоя нет... Как саранча лезут... С листвой обносят, а ты отвечай тогда за них. А как уже распоясались, сортовое дерево обпанахали да еще и ветвь поломали!...И чьи то они?.. Чему их только в той школе учат?...»)

• Для чего Шмаргун решил обратиться в школу? Кто ему это посоветовал?

• О чем состоялся разговор между ребятами и девушкой?

• Почему Саша угостил незнакомку яблоками?

• Чем объяснить то, что ребята рвали зеленые яблоки?

• Как ребята объяснили девушке причину того, что они крадут яблоки?

• За что ребята не уважали Шморгуна и его сыновей?

• Чем ребята доказали девушке, что они взрослые?

• Какой вред нанес Николай учительнице?

• Почему ребята ее не любили?

• О чем происходил разговор между ребятами и девушкой во время их путешествия в село?

2.8.2. К ІV разделу.

• Почему мать рано будила Николая? Как это воспринял мальчик?

• Чем объяснить недружелюбное отношение Николая к своей собаке?

• Какое горе было у дяди Павла, отца Саши?

• Что свидетельствует об убогой жизни Саши?

• Что имел в виду автор, указав, что на селе будет все спокойно, так как Николай и Саша идут в школу?

• Что увидел Саша, находясь на перекладине турника?

• Прочитайте описание братьев Олега и Сергея Шморгунов. О чем оно свидетельствует? («Олег...такой же здоровяк, как и его отец и брат Сергей. Только лицо в веснушках, будто обрызганное ржавчиной, даже уши и те рыжие: щеки полные, будто за каждой лежало по яблоку»).

• Каким образом ребята попали в закрытый класс?

• Как в произведении изображено начало учебного рока? Похоже ли оно с тем, как это происходит в нашей школе?

• О чем свидетельствует настроение учеников в учебном классе?

• Почему Николай не любил Олю Шинкаренко и Светлану Коломиец?

• Чем были удивлены ребята, когда в класс зашла новая учительница?

• Как объяснить первое требование учительницы к классу и первый смех школьников?

• С кем и почему пришлось сидеть ребятам в классе по предложению Валентины Михайловны?

• Почему Николай волновался во время занятий?

2.8.3. К ХІ разделу.

• Почему Шморгун явился к отцу Саши после того, как тот вернулся с работы?

• Что Саша готовил отцу на ужин?

• Почему Саша не присел за стол, где выпивал отец с Шморгуном, хотя и очень хотел есть?

• Что решил сделать Шморгун, заручаясь поддержкой отца Саши? Как к этому отнесся отец?

• Какая реакция была у Саши на воровство Шморгуна?

• О каком ошибочном прошлом, которое касалось Василия Шморгуна, вспомнил Саша?

• Почему Саша старался как можно скорее выпроводить Шморгуна со двора?

• Какая мечта была у Шморгуна относительно будущего своих сыновей?

• Чем был взволнован Саша после прихода Шморгуна? Что он решил сделать?

• Почему отец не хотел брать с собой Сашу? Какое требование сына не понравилось отцу?

2.8.4. К ХІІ разделу.

• Опишите, как школьники приготовились к трудовому десанту. («Тот нес на плечах лопату, у того торчало в руках пустое ведро. В хвосте колонны ребята с восьмого тянули тележки, катили тачки, нагруженные кроличьим последом. Две конные грабарки, которые дали из бригады, выехали на дорогу и тарахтели по торфянистой почве»).

• Как Николай воспринял пасмурное настроение Саши?

• Почему Саша не захотел рассказать Николаю о своей обеспокоенности?

• О чем свидетельствует старательность ребят во время проведения воскресника?

• Почему во время разговора о краже яблок из колхозного сада Валентина Михайловна не рассказала, что это сделали ребята? Как при этом чувствовали себя Николай и Саша?

• Какого мнения был Саша о Шморгуне, услышав, как тот старался доказать свою честность, порядочность, оберегая колхозный сад?

• Что послужило причиной того, что Саша оставил роботу и пошел к сторожке колхозного сада?

• Какая беда произошла с Сашей, когда тот хотел из ямы вытянуть зайчонка?

• Что представлял мальчик, находясь в яме?

• Перескажите, как Николай и Валентина Михайловна вытянули Саши из ямы.

• Что увидели ребята, подойдя ближе к сушке?

• Почему Саша не хотел к этому ошибочному делу привлекать участкового милиционера?

• Почему Шморгун был очень зол на дядю Павла?

• Каким образом Василий Шморгун увидел ребят, которые за ним следили?

• Почему Шморгуну не удалось выкрутиться из того лихого дела, которое он затеял?

2.8.5. К ХV разделу.

• Куда на экскурсию попали школьники пятого и шестого классов?

• Какую задачу предложила мать Николая школьникам?

• Объясните, что означал заговор бабушки Саши, когда она сажала капусту?

• Что ученики не знали о капусте? Каким образом этот вопрос был решен?

• Какую историю рассказала школьникам Валентина Михайловна?

• Чего интересного узнали ученики об огородных культурах?

• Почему школьники и учителя решили помочь бригадирке?

• Как произошло, что Николай пошутил над Валентиной Михайловной?

• Чем объяснить решение Николая покинуть село?

• Почему учительница решила попросить прощения у Николая?

• Как наконец был найден компромисс между Николаем и учительницей?

V. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

1. Яблоня, которая росла на косогоре, была похожа: а) на тополь; б) вербу; в) калину.

2. Собаку Николая звали:

а) Султан; б) Бородай; в) Кудлай.

3. Перед тем как идти рвать колхозные яблоки, Саша предложил Николаю:

а) обследовать территорию сада; б) рвать яблоки по очереди; в) переодеться в темное тряпье.

4. Из-за чего сторож увидел ребят возле яблони?

а) ветвь треснула, залаяла собака;

б) Николай упал с яблони и закричал от боли;

в) дед решил походить по саду.

5. Какая трава не росла на склонах оврага?

а) крапива; б) тысячелистник; в) перекати-поле.

6. Крик сторожа словно:

а) наказание страшное преследовала ребят;

б) кнутом ударил Николая и Сашу;

в) гром среди ясного неба звучал со всех сторон.

7. Саше было тяжело догнать Николая, так как у того ноги длинные, будто: а) у жирафа;

б) аиста; в) страуса.

8. Убегая из колхозного яблоневого сада, ребята решили спрятаться: а) там, где окопаны свеклы; б) за сушилкой; в) неподалеку от акациевой посадки.

9. Чтобы разыскать воров, Шморгун решил обратиться:

а) в милицию; б) к школьным учителям; в) местным активистам.

10. Девушка, увидев ребят, назвала их:

а) Добчинским и Бобчинским; б) тореадорами из Васюковки; в) Дон Кихотом и Санчо Пансо.

11. Как девушка определила, где ребята прятались от сторожа?

а) из-за собачьего хвоста; б) по вытоптанной тропе; в) по забытому ботинку Николая.

12. Что случилось с Сашей после бегства от сторожа?

а) потерял деньги; б) подвернул ногу; в) загнал колючку в ногу.

13. Из-за чего ребята не любили В. Шморгуна? а) его строгости, скряжничества; б) коварства и хитрости старика; в) непорядочности и хвастливости сторожа.

14. Какой класс закончили Николай и Саша? а) третий; б) пятый; в) шестой.

15. О каком учреждении на селе девушка не расспрашивала у ребят? а) библиотеке; б) школе;  в) клубе.

16. Николаю сложно было утром вставать, так как он до подздна с Сашей: а) гулял на улице; б) крал яблоки в колхозном саду; в) телевизор смотрел.

17. На завтрак мать Николаю приготовила: а) картофель; б) яичницу; в) кашу.

18. Какую должность занимал отец Саши до того, как его уволили из-за того, что он выпивал? а) глава колхоза; б) районный рыбовод; в) директор школы.

19. Что обещал отец купить Саше? а) картуз; б) рубашку; в) ботинки.

20. Ребята любили в классе: а) играть в фантики; б) сидеть на последней парте; в) дергать девушек за косы.

21. Николай не умел делать на перекладине ни одного упражнения и висел на ней, как: а) мешок; б) чемодан с одеждой; в) яблоко на ветви.

22. Как Олег и Сергей Шморгуны попали в закрытый класс? а) подобрали ключ к школьным дверям; б) через окно; в) в форточку.

23. На последних партах сидели ребята: а) слабые; б) драчуны; в) всезнайки.

24. Светлана Коломиец любила сидеть за первой партой, так как: а) была немного близорукой; б) имела плохой слух; в) все время заглядывала в классный журнал.

25. Новенькая учительница, по словам девушек, будет преподавать: а) анатомию; б) ботанику; в) зоологию.

26. С каким первым требованием обратилась новая учительница к классу? а) приносить сменную обувь; б) обернуть тетради и учебники; в) снимать девушкам платки.

27. С чем было связано решение Валентины Михайловны пересадить Сашу на первую парту?

а) плохо вел себя на задней парте; б) имел маленький рост; в) понравился учительнице еще с первого знакомства.

28. О чем попросила рассказать учеников Валентина Михайловна, начиная урок?

а) отдыхе летом;

б) количество прочитанных книг и каких именно;

в) бережливое отношение к природе, уважение к людям преклонного возраста.

29. Из какого овоща древние египтяне варили похлебку, пекли пироги? а) картофеля;

б) капусты; в) помидоров.

30. Учительница дала Саше учебник, которых у нее было два: а) по алгебре; б) ботанике;

в) зоологии.

31. Что повезет в город отец Саши? а) пшеницу; б) рыбу; в) яблоки.

32. Шморгун при Саше обозвал его отца: а) пройдохой; б) напуганной вороной;

в) пустомелей.

33. Что вспомнил Саша о прошлом Шморгуна? а) он пропил семейное имущество; б) его судили за кражу; в) сторож, стреляя, ранил мальчика.

34. Чтобы не слышать пьяного шума отца и Шморгуна, Саша прихватил в сарае лопату и пошел на огород: а) вырубать кукурузу; б) выкопать морковь; в) обкопать деревья.

35. Шморгун хотел, чтобы его сыновья после обучения поехали: а) за границу; б) в город кататься на вертолетах; в) на заработки.

36. Какое мероприятие должно был состояться в воскресенье, куда Саша должен был попасть?

а) уборка школьной территории; б) спортивные соревнования по футболу; в) насаждение будущего сада у оврага.

37. Сорт яблок, который предложил дед Артем учителям и ученикам, назывался: а) лепеховские; б) антоновкой; в) звездочкой.

38. Василий Шморгун хотел, чтобы отец Саша вывез то, что украл: а) на базар; б) к Ольге-Самогонщице; в) к себе домой.

39. Идя к сторожке колхозного сада, Саша с собакой увидели: а) маленьких воробьев; б) щенков; в) зайчика-тушкана.

40. Кто помог найти Сашу, который попал в яму? а) дед Артем; б) собака;

в) Светлана Коломиец.

41. Сушилка напоминала: а) целое производственное предприятие; б) сказочный терем;

в) ароматизированный цех.

42. Следя за Шморгуном, ребята спрятались неподалеку от дороги, по которой проехал:

а) какой-то мальчик, волосы у него было рыжие, будто ржавчина;

б) участковый милиционер;

в) грузовая машина с зерном.

43. Почему дед Артем решил наведаться в сушилку?

а) посмотреть, не сгорели ли яблоки;

б) проверить, не наделал ли там что-то пьяный сторож;

в) выяснить, куда делись ребята.

44. После того как дед Артем выгнал Шморгуна, тот «поплелся по дороге в село», будто:

а) с креста снятый; б) побитый пес; в) плохое животное.

45. Хотя Николай и не хотел наносить Валентине Михайловне неприятностей, но это произошло во время: а) школьной олимпиады; б) экскурсии на колхозный огород; в) написания контрольной работы.

46. Неподалеку от реки, «где выше берега в низине простерлись плодородные участки чернозема», можно было увидеть: а) покинутую ветряную мельницу; б) памятник земледельцам; в) старую сушилку.

47. «Бригадиркой садово-огороднической» была мать: а) Саши; б) Николая; в) Олега.

48. Отгадкой на вопрос, который предложила бригадир школьникам, был следующий ответ: а) земля; б) трактор; в) капуста.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 0,25 балла.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Как фамилия Шморгун характеризует суть этого героя? Личную мысль докажите, ссылаясь на содержание произведения.

2. Почему Сашу можно считать взрослее, чем он есть? Чем это обусловлено? Мотивируйте личную мысль.

3. Когда бабушка Дарина сажала капусту, то: а) пела ей; б) приговаривала; в) рассказывала стихи.

Карточка № 2.

1. Расскажите об отношениях самого автора к В. Шморгуну. В чем оно проявляется? Как это прослеживается в произведении?

2. Какими вы представляете своих ровесников Николая и Сашу? Что в них вам нравится, а с чем не можете примириться? Собственные мысли мотивируйте.

3. «Чтобы капуста была белая, как...»: а) девичье личико; б) снег; в) платок.

Карточка № 3.

1. Прокомментируйте, чем объяснить то, что дядя Павел отказался помогать вору В. Шморгуну в его ошибочном деле. Что побуждало, на ваш взгляд, отца Саши изменить свое решение? Личную мысль обоснуйте.

2. Имела ли право учительница «хлопнуть по щеке ладонью» Николая? Чем объяснить такой поступок Валентины Михайловны? Свои соображения аргументируйте.

3. Капуста принадлежит к растениям:

а) одногодичным; б) двухлетним; в) многолетним.

VI. Итог урока.

Беседа с вопросами:

• Изменялся ли характер, манера поведения ребят на протяжении произведения? Как именно?

• Чем Саша и Николай похожи на героев из уже изученных вами произведений?

• Какое учебное и воспитательное значение имеет это произведение?

VII. Объявление результатов учебной деятельности школьников.

VIII. Домашняя задача.

Подготовиться к идейно-художественному анализу произведения Б. Гринченко «Сирко».

Страницы: 1 2 3

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать