x x
menu

Виктор Гюго как центральная фигура литературы французского романтизма

Цель:   сформировать знание о жизни и творчестве В. Гюго, о роли писателя в развитии литературы Франции и романтизма как направления; развивать умение поисковой работы, навыки устной связной речи, отрабатывать навыки сценической деятельности; воспитывать четкие мировоззренческие позиции, убеждения.

Тип урока: урок изучения биографии писателя (по М. И. Кудряшову).

Методы:         беседа, рассказ учителя, инсценировка.

Оборудование: портреты В. Гюго в разные периоды его жизни: репродукция цветной гравюры «Виктор Гюго в Реймсе» из картины Алла (1825 г.), копия фотографии «Гюго в 1879 г.». Л. Боннара; аудиозапись фрагмента «Марсельезы» Руже де Лиля; демонстрационный материал на слайдах мультимедийной презентации: отрывок из поэзии В. Гюго; фотоиллюстрации виднейших архитектурных памяток Парижа: Собора Парижской Богоматери, Версаля, Пантеона; тетради учеников.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашней задачи.

1.1. Выступления учеников с сообщениями «Литература ХІХ столетия», «Музыка ХІХ столетия», «Живопись ХІХ столетия», «Архитектура ХІХ столетия».

Ученики, которые выполняли индивидуальную задачу, выступают с сообщениями. Во время выступлений другие ученики записывают основные сведения о литературе и искусстве ХІХ столетия в виде таблицы, которая состоит из таких разделов: «Вид искусства», «Направление», «Художники».

Учитель обобщает сообщения детей. Итак, ХІХ столетие отмечается разнообразием сосуществующих направлений и течений. Так, например, французский романтизм сосуществовал с реализмом.

•          В чем своеобразность развития романтизма во Франции?

•          Кого считают одной из величайших фигур французской литературы, идеологом французских романтиков?

•          Изучению жизни и творчества Виктора Гюго посвящен наш урок.

2.         Определение цели и задач деятельности учеников на уроке.

2.1.      Создание проблемной ситуации.

•          Французский писатель ХІХ столетия Октав Мирбо, давая характеристику творчеству В. Гюго, назвал его «звучной душой Франции» и даже «звучной душой ХІХ столетия». Как вы считаете, почему Мирбо дал такую характеристику писателю?

Примечание. Все возможные ответы учеников сжато записываются на доске.

2.2.      Определение задач урока.

•          Постигнуть жизненные и творческие вехи писателя.

•          Определить роль В. Гюго в французской литературе, в развитии литературного процесса ХІХ столетия.

•          Установить, справедливым ли является утверждение О. Мирбо о Викторе Гюго.

3.         Работа по теме урока.

3.1. Подготовка к восприятию учебного материала. Учитель читает строки из стиха В. Гюго:

Те люди, которые живут, - соревнуются. Это те, что имеют шаг твердый и верную цель в пути, Которые гордо на крутые взберутся вершины, Которые мыслят высоко и имеют путь единый... Что выбрали себе, не зная оков, Или подвиги труда, или страстную любовь.

(В. Гюго).

После чтения текст стиха с пометками логического и психологического ударений демонстрируется ученикам (слайд мультимедийной презентации).

•          Обратите внимание на партитуру текста. Почему я при чтении этих строк, которые принадлежат перу В. Гюго, так расставила акценты?

•          В чем, по мнению В. Гюго, смысл жизни человека?

•          Какие черты, на ваш взгляд, присущи Гюго как личности?

•          Такое впечатление о поэте производят его строки. Но таким его видели и современники (учитель обращается к портретам В. Гюго). Присмотритесь к портретам.

•          Удалось ли художникам выразить мировосприятие писателя?

Учитель обобщает ответы детей. Итак, по мнению писателя, жизнь — это борьба за свои убеждения, которые должны быть преисполнены любви и благородства. Таким было жизненное кредо В. Гюго.

3.2. Словарная работа.

Учитель объясняет происхождение и значение слова «кредо» - от лат. «credo» - «верую» - убеждение, основы мировоззрения.

•          Виктор Гюго был человеком непоколебимым в своих взглядах. Как же формировались его мировосприятие и мировоззрение? Попробуйте ответить на этот вопрос, прослушав литературную композицию «Жизненный и творческий путь В. Гюго» в выполнении учеников.

ІІ. Изучение жизненного и творческого пути В. Гюго.

Подготовленные ученики исполняют литературную композицию «Жизненный и творческий путь В. Гюго».

1-й ученик. Виктор Гюго родился в небольшом городке на востоке Франции - Безансоне - в 1802 году, когда, по его словам, «столетию было два года», и оставил этот мир, когда столетие завершалось - в 1885 году.

2-й ученик. Писатель появился на свет, когда прошло лишь три года после завершения событий Великой французской революции и в стране была установлена «твердая власть» - диктатура Наполеона (выступление ученика сопровождается фрагментом аудиозаписи «Марсельезы» - гимна революционной Франции).

1-й ученик. Гюго был еще маленьким и не сознавал сущность событий. Тем не менее, его родные были их непосредственными участниками. Его отец, Леопольд Гюго, был генералом французской армии, выходцем из народных масс. Он отважно защищал революцию, а позднее стал убежденным бонапартистом, одним из правителей завоеванных французами итальянских и испанских провинций. Мать писателя, Софи Требюше, была сторонницей старой королевской династии, роялисткой. Их брак не был счастливым: в семье маленького Гюго бурлили политические страсти, которые охватили всю Францию.

2-й ученик. Итак, с самого детства он оказался в центре политического противостояния. Брак распался, и детские годы В. Гюго прошли в Париже, куда уехала мать вместе с сыновьями. Почти вся его жизнь, за исключением лет изгнания, связана со столицей Франции (демонстрируется слайд мультимедийной презентации с видами Парижа, ученик объясняет их символическое содержание: Собор Парижской Богоматери - символ города; Версаль - символ королевской власти; Пантеон - символ свободы, революции, ведь там похоронены величайшие художники, политические деятели, которые одной из наибольших ценностей в жизни считали свободу). Образ Парижа появляется во многих его произведениях, в частности в «Соборе Парижской Богоматери», где перед нами возникает один из символов Парижа, шедевр мировой архитектуры - Нотр-Дам де Пари.

1-й ученик. Мать, которая вырастила его, Гюго обожествлял. Она имела колоссальное влияние на личность писателя, воспитала его в духе преданности монархии. Но юный Гюго был пылким роялистом.

2-й ученик. Писать Виктор Гюго начал рано. В 1816 году появляются его первые стихи, он пробует себя в жанре трагедии, переводит Вергилия. В 15 лет он получает благоприятный отзыв на конкурсе стихов Французской академии.

1-й ученик. Семнадцатилетний писатель вместе с братьями основывает журнал «Литературный консерватор». В статьях и произведениях он прославляет короля, аристократию, религию и средневековье. Первая его книга «Оды», что вышла в 1822 году, была отмечена Людовиком ХVІІІ: король назначил поэту ежегодную пенсию.

2-й ученик. Но политические события 20-х годов ХІХ столетия: демократическое движение против власти Бурбонов во Франции, восстание декабристов в России, освободительная борьба народов Греции и Италии - покачнули мировоззренческие позиции писателя. Он сознает противоречивость своих взглядов.

2-й ученик. В декабре 1820 года он пишет в дневнике: «Каждый молодой человек, который пробуждается в наше время к политической жизни, находится в странном смятении». Он размышляет о судьбе страны, прислушивается к отцу, с которым сблизился после смерти матери, когда для бракосочетания с любимой девушкой нужно было родительское согласие.

1-й ученик. Захватывающие рассказы старого воина помогли Гюго по-новому постичь эпоху революции и империи. В 1827 году состоялся официальный разрыв Гюго с монархистами, когда на дипломатическом приеме в австрийском посольстве были оскорблены маршалы бывшей французской империи. Он пишет «Оду Вандомской колонне», в которой прославляет победы Наполеона и напоминает соотечественникам времена, когда во Франции были еще сильными идеи республики.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать