Родился в многодетной семье врача московской Мариинской больницы для бедных. Отец - дворянин, мать походила из старомосковского купеческого рода. Первые 16 лет жизни Достоевский провел в скромной казенной квартире при больнице. С детства ближайшим другом был на год старший брат Михаил. Вопреки скромным доходам, отец смог дать сыновьям хорошее образование в частном пансионе Л. Чермака, одном из наилучших в Москве. Литературные интересы братьев определились рано. Под влиянием В. Скотта и А. Радклифа Федор создавал «романы из венецианской жизни».
Журнал «Библиотека для чтения», подписанный для сыновей отцом, знакомил с новейшей зарубежной литературой - О. де Бальзаком, Ж. Жаненом, Э. Т. А. Гофманом и др. Из русских авторов в семье любили М. Карамзина, В. Жуковского, А. Пушкина. Достоевский воспитывался «в семье русской и набожной», где знакомились с Евангелием «чуть ли не с раннего детства». «Мне было всего лишь десять лет, когда я знал почти все главные эпизоды русской истории от Карамзина, которого вслух вечерами читал нам отец», - вспоминал со временем писатель. После смерти матери весной 1837 г. отец повез старших сыновей в Петербург и отдал в подготовительный пансион Костомарова, после окончания которого оба брата должны были стать «кондукторами» Главного инженерного училища, куда, тем не менее, приняли лишь Федора - старший брат не прошел медицинскую комиссию и его отправили на службу в Ревельскую инженерную команду.
Впервые Достоевский на продолжительное время расстался с товарищем по детским играм. Но связь между братьями не перерывалась благодаря переписке, где обсуждалось творчество Гомера, Ж. Рассена, И. В. Гете, О. де Бальзака, В. Гюго, и в первую очередь, Ф. Шиллера, которым Достоевский вслед за братом «грезил» и которого «вызубрил всего наизусть». В этих письмах высказаны мысли, которые определили духовный поиск всей жизни Достоевского: «Человек является тайной. Ее нужно разгадать, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что зря потратил время. Я занимаюсь этой тайной, поскольку хочу быть человеком».
«Природа, душа, Бог, любовь ... познаются сердцем, а не умом». В 1839 г. неожиданно умер отец Достоевского (по официальной версии, от апоплексического удара). Вероятнее, что грубого и мелочно-въедливого помещика (в 1831 г. Достоевские купили два небольших села в Тульской губернии, куда маленький Достоевский на протяжении нескольких лет приезжал на летные каникулы) убили крестьяне. Новость о смерти отца ошеломила юношу и спровоцировала тяжелый нервный приступ - предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная склонность. Училище, в котором Достоевский проучился почти шесть лет (1838-1843), Достоевский считал своей «ошибкой». Вопреки тому, в нем он существенно пополнил свое образование. Самое главное, чего Достоевский приобрел, - ощущение формы, прежде всего пространственной, архитектурной.
Кроме мастерских городских пейзажей, которые пронизывают все его произведения, это подтверждают замечательные «психологические» портреты домика в «Белых ночах» или рогожинского дома в «Идиоте». Не прослужив и года после полученной специальности, Достоевский в августе 1844 г. вышел в отставку в чине поручика. Тогда же за небольшую единовременно выплаченную сумму, с которой он решил начать новую жизнь, отказался от наследственных прав на тульские имения. Теперь единственный источник его прибыли - литература. В середине 1844 г. в журнале «Репертуар и пантеон» появилась первая печатная работа Достоевского - перевод романа О. де Бальзака «Евгения Гранде». На протяжении 1844-1845 годов Достоевский восторженно работал над своим первым романом «Бедные люди» («Бедные люди»). 15 января 1846 г. его романом открылся «Петербургский сборник» («Петербургский сборник»), альманах «натуральной школы». Идеолог начального этапа «гоголевского направления», В. Белинский ценил в «Бедных людях» «гуманную мысль», «удивительную истину в изображении действительности», но вместе с тем и упрекал за многословие и чрезмерную «словоохотливость».
В «гоголевском мире» автор «Бедных людей» сделал, по словам М. Бахтина, «коперниковский переворот», избрав предметом изображения «не действительность героя, а его самосознание как действительность другого порядка». Эпистолярная форма «Бедных людей» подчеркивала значимость «нового слова», которое Девушкин говорит лично.
Недозрелая, с точки зрения В. Белинского, «манера» Достоевского была новаторским приемом, который позволял высветить изнутри процесс становления личности, утвердить достоинство «маленького человека». Внутренняя судьба личности - настоящая тема уже первейших, «чиновничьих», произведений Достоевского. Начиная с «Хозяйки», он практически возражает и традиционную «гоголевскую» тематику - его героем становится «мечтатель», оторванный от реальности чудак, который живет в мире романтических иллюзий. И Ординов, и герой «Белых ночей» («Белые ночи», 1848) - люди просвещенные, одаренные. Они придерживаются взглядов, близких самому автору. Неслучайно появление проблемы «мечтательности» у Достоевского совпадает с увлечением утопическим социализмом, участием в кружках бр. Бекетовых, М. Петрашевского, С. Дурова.
В «Петербургской летописи» («Петербургская летопись», 1847) Достоевский писал, что «...весь Петербург есть не чемо другим, как собранием огромного количества маленьких кружков», оценивая последние как своеобразную переходную ступень между уединением и настоящей общественной жизнью, которая более близкая. Герой «Белых ночей» не только до определенной меры автопортрет Достоевского 40-х годов, а и сборный портрет его друзей по кружкам. «Мечтательность «Белых ночей» не одинока в творчестве Достоевского. Ей отведено место и в «Бедных людях», раскрывается в «Хозяйке» (Комарович В.). Полухристианский идеал утопистов, скука по «новому городу», где все будут «будто брат с братьями» (Настенька из «Белых ночей»), прослеживается в мечтательности многих героев раннего Достоевского. Сам термин «мечтательность», перейдя в зрелое творчество, будет до конца жизни осмысливаться писателем в связи с социалистическими идеями.
Гуманизм, осознанный в антропологическом духе, одухотворяет все произведения Достоевского 40-х годов. Литературные интересы доминировали в утопически-гуманистических кружках второй половины 40-х годов, в частности и в кружке «петрашевцев», который посещал и Достоевский. Но в связи с событиями французской революции 1848 г. и той ролью, которую сыграли в ней социалисты, правительство решило прекратить распространение утопических идей.
К Петрашевскому был подослан провокатор, и в ночь с 22 на 23 апреля 1849 г. Достоевского вместе с другими участниками арестовали и подвергли заключению в Петропавловской крепости. Мужественно пережив семимесячное следствие и обряд смертной казни 24 декабря 1849 года, стоя возле эшафота, он услышал рескрипт о неожиданном помиловании: «...отставного поручика Достоевского за ... участие в преступных намерениях, распространение письма литератора Белинского, наполненного дерзкими высказываниями против православной церкви и верховной власти... лишить всех прав собственности и заслать на каторжанскую работу в крепостях на 4 года, а потом рядовым».
В январе 1850 г. Достоевского отправили в Омский острог. Четыре года провел писатель в «мертвом доме». После выхода из него Достоевского зачислили рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, расквартированный в Семипалатинске, куда его и отправили по этапу в марте 1854 г. После смерти Николая II и начала либерального царствования Александра II наказание Достоевского, как и многих политических узников, было смягчено. В скором времени Достоевскому предоставили чин унтер-офицера, а со временем - прапорщика, а также вернули бывшие дворянские права.
В отставку Достоевский вышел в чине подпоручика в 1859 г. В 1857 г. в Кузнецке Достоевский влюбился и вступил в брак с Марией Дмитриевной Исаевой, больной и неуравновешенной. Семейная жизнь складывалась тяжело. В годы неволи Достоевский продолжал работать как писатель: в Петропавловской крепости, ожидая приговора, написал рассказ «Маленький герой», в Семипалатинске - повести «Село Степанчиково и его жители» и «Дядин сон», более ого - в самом остроге вел записи тюремного фольклора, которые вошли в «Сибирскую тетрадь».
Ходатайство родных и друзей писателя о разрешении вернуться в европейскую Россию и печататься закончились удачно: в августе 1859 г. Достоевский с женой и пасынком приехал в Тверь, а в декабре этого же года получил разрешение на проживание в Петербурге и с начала 1860 г. активно включился в литературную жизнь столицы. Это время - разжигание «либеральной весны», резкого оживления общественной жизни в России. Вместе с братом Михаилом писатель посещал кружок бывшего «петрашевца» А. Милюкова. В том самом 1860 г.
Величие Достоевского, как писателя
Ноя 6
Достоевский написал объявление о подписке на журнал «Время» («Время»), своеобразный манифест социально-политических и эстетичных вопросов. Эстетичные взгляды Достоевского наиболее полно выразились в статье «Г-н -бов и вопрос об искусстве», опубликованной во втором номере «Времени» (1861). Писатель развил здесь много идей В. Майкова (о первичном характере «художественности» относительно тенденциозности, о «служебной» роли искусства как проводника передового мировоззрения, о необходимости в литературе идеала, который уравновешивает «отрицательную» линию). Ощущается нескрываемое влияние учения о красоте Ф. Шиллера. Отстаивается высокое значение А. Пушкина. В мае 1863 г. журнал «Время» был неожиданно закрыт. После продолжительных ходатайств Достоевскому удалось в январе 1864 г. добиться разрешения на издание журнала «Эпоха» («Эпоха»). После неожиданной смерти брата в июле 1864 г. запутанные журнальные дела полностью перешли в руки Достоевского. Кроме того, он взял под опеку семью брата и обязался выплатить его долги. В июне 1865 г. редакция «Эпохи» обанкротилась.
Чтобы выйти из финансового тупика, Достоевский заключил контракт с книгоиздателем Ф. Стеловским: за три тысячи карбованцев он продал ему право на издание полного собрания своих произведений в трех томах и в счет той самой суммы обязался написать новый роман до 1 ноября 1866 г. В случае невыполнения этого обязательства издатель получал право на перепечатывание всех будущих произведений Достоевского без любого вознаграждения автору, тем самым угрожая лишить его средств к существованию. Еще в апреле 1864 г. от туберкулеза умерла жена Достоевского.
Много лет писатель страдал от трех тяжелых болезней: эпилепсии, эмфиземы легких и, вероятно, туберкулеза. Сказались и творческие перегрузки, и нелегкая судьба. Неудивительно, что Достоевский преждевременно умер. За его гробом шла многотысячная толпа, возле могилы на Тихвинском кладбище лавры Александрам Невского провозглашались пламенные речи. XX столетие с его социальными потрясениями и духовной переориентацией человечества - время настоящего признания гениального писателя. Произведения Достоевского переведены на десятки языков и их читают с неослабевающим интересом, который прежде всего вызван предложенной здесь новой концепцией человеческой личности.
Если данное школьное сочинение на тему: Величие Достоевского, как писателя, вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.
Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.