x x
menu

Валерьян Подмогильный. «Город». Изображение «целостного» человека

Цель:   проанализировать роман Валерьяна Подмогильного «Город» с позиций экзистенциализма, учить учеников понимать влияние цивилизационных процессов на человека, психологическую мотивацию поступков Степана Радченко и других действующих лиц; характеризовать маргинальный образ украинского интеллигента; развивать умение анализировать мировоззренческую и психологическую эволюцию характера главного героя романа, объяснять роль женских образов; учить высказывать собственную мысль о способах самоутверждения человека.

Оборудование: словарь литературных терминов.

Тип урока:     комбинированный.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы, цели урока.

ІІІ. Восприятие и усвоение учебного материала.

1. Вступительное слово.

Проза В. Подмогильного тематически разнообразная: через все творчество писателя 20-х гг. ХХ ст. как магистральная проходит чуть ли не самая распространенная в тогдашней литературе тема: революция и человек. Только он воспринимал ее инверсионно: человек и революция, и ответы на вопросы, которые возникают перед украинской культурой, нацией в общем, связывал, прежде всего, с проблемой города и села, их взаимоотношений, изображаемых в прошлом и современном, в социальном и национальном аспектах, в контексте жизни всего народа. О том, как стремилась крестьянская молодежь сама «выйти

в люди», приобретая когда-то недосягаемую науку, и как понимала свою миссию в отвоевании русифицированного царизмом города, писатель рассказал в величайшем произведении - романе «Город».

В. Подмогильный создал модерный роман, в котором, в отличие от традиционной крестьянской и социальной тематики, акцент переносится на урбанистическую проблематику, поднимаются философские вопросы бытия, анализируется психика героев, а конфликт разворачивается между людьми с разными мировоззрениями. «Город» - первый урбанистический роман в украинской литературе, с новыми героями, проблематикой и манерой рассказа.

2. Теория литературы.

Экзистенциализм — философское направление, которое сформировалось в французской философии и литературе в первой половине XX ст. Его основоположником является датский философ Серена Кьеркегор (конец XVIII ст.), который считал, что наука недостаточно обращает внимание на конкретного человека, его переживание и страдания, эмоции и мысли. Как философское течение экзистенциализм сформировался после Первой мировой войны во Франции и Германии.

XX столетие принесло человечеству две мировые войны, много локальных конфликтов, революций, переворотов, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. это все сделало актуальным проблему человеческого выживания, сохранения психологической полноценности, нахождения себя в экстремальных ситуациях. Представители экзистенциализма обратили свое внимание именно на внутренний мир человека в экстремальных ситуациях; они считали, что нет человека, который бы не ощущал хоть немного отчаяния; нет человека, в чьих сокровенных недрах не скрывалась бы какая-то обеспокоенность, тревога, дисгармония, какой-то страх перед неизвестным или чем-то таким, чего он даже не желает сознавать. Этих чувств не способны отстранить никакие внешние события, они могут их углубить и заострить. Каждый имеет свою внутреннюю сущность, свою индивидуальность, свое «я», свою экзистенцию.

Экзистенциализм в творчестве украинских писателей широкого распространения не приобрел, как скажем, во Франции или Германии. После утверждения советской власти и создания Советского Союза контакты украинских писателей с Западом были ограничены, поэтому экзистенциализм в творчество украинских писателей не мог попасть из западноевропейских философских трактатов. Экзистенциальные идеи ярко проявились в творчестве украинских писателей на границе XIX-XX ст. в пьесах Леси Украинки и Владимира Винниченко, новеллах Михаила Коцюбинского и Василия Стефаника, а в середине XX ст. - в романах Ивана Багряного и Василия Барки. Но когда мы говорим об экзистенциализме, то первое имя, которая приходит в голову - это Валерьян Подмогильный.

Маргинальность — характеристика образа или героя, который находится «на границе» между двумя состояниями. Герой-Маргинал по обыкновению - выходец из низшего класса, который старается завоевать высшие сферы общества, подняться по лестнице успеха. Традиция таких героев идет от О. де Бальзака. В украинской литературе типичным маргинальным героем является Степан Радченко из романа В. Подмогильного «Город» - уже не крестьянин, но еще не интеллигент, который хочет «подчинить» город, стать известным писателем.

Психологизм — углубленность в произведении в душу персонажей, их психологию. В психологическом произведении внимание автора переносится из внешнего (действенного) сюжета на внутренний (психологический), он отслеживает все порывы души своих героев, старается раскрыть их раздумья и мотивацию поступков, показать нелегкий путь внутренних коллизий. Психологизм начал входить в литературу в эпоху реализма с его аналитичностью, а во время модернизма он приобрел популярность. В украинской литературе психологизм присущ творчеству Н. Волнового, В. Подмогильного, драматургии Л. Костенко.

Ирония — средство художественной выразительности, скрытая насмешка, когда за внешне положительным высказыванием прячется высмеивание. Чаще всего используется в сатире.

В украинской литературе иронию использовали Т. Шевченко, И. Франко, Н. Волновой, Остап Вишня, Н. Кулиш, Е. Дударь, Ю. Андрухович, О. Ирванец.

3. Анализ романа «Город».

Жанр: урбанистический роман.

История написания. В романе «Город» Валерьян Подмогильный описал крестьянскую украинскую молодежь, которая в начале 1920-х годов тысячами потянулась в города, чтобы завоевать и сделать своим украинский город, влить в него свежую крестьянскую кровь, ликвидировать антагонизм между украинским городом и селом. Автор показал желание молодых крестьян «выйти в люди», приобретая когда-то недосягаемую науку.

Произведение не было подобно традиционной народнической прозе ХІХ ст., так как автор ориентировался на европейский роман ХІХ - начала ХХ ст., усвоив традицию романистики Оноре де Бальзака, Ги де Мопассана, Анатоля Франса, Джека Лондона, а также отечественную - Агатангела Крымского, Владимира Винниченко.

История публикаций. Роман завершен писателем в 1927 г., опубликован впервые в Харькове в 1928 г. В 1929 г. Книгоспилка переиздала роман, а Б. Елисаветский перевел его на русский язык - в 1930 г. роман выходит в серии «Творчество народов СССР». После массовых репрессий интеллигенции 1930-х годов, под которые попал также и Валерьян Подмогильный, роман «Город», как и другие произведения писателя, был запрещен до 1989 г.

Оценка критики. После публикации роман вызвал значительный интерес у общественности. Его обсуждали на читательских конференциях, в печати появились рецензии литературоведов. Одни критики захватывались произведением, в котором отразилась философия жизнеутверждения эпохи, другие толковали роман в духе социологизма, называя книгу «антисоветской», так как в ней не показан «союз рабочих и крестьян». Некоторые критики считали роман автобиографическим, главного героя отождествляли с автором, против чего Валерьян Подмогильный в печати предостерегал читателей.

Раздумья относительно ума и чувств писатель вкладывает в уста поэту Виговскому. Исследователи творчества Валерьяна Подмогильного считают, что прототипом этого образа был известный поэт и прозаик, автор романа с экзистенциальными чертами «Недуг», друг Подмогильного Евгений Плужник.

Особенности сюжетной линии. Валерьян Подмогильный эпиграфом к своему роману «Город» взял такие слова из Талмуда: «шесть примет имеет человек: тремя подобен он  животным, а тремя ангелам: как животные - человек ест и пьет: как животные - он размножается и как животные - выбрасывает; как ангел - она имеет ум, как ангел - ходит просто и как ангел - священным языком разговаривает». Соломия Павлычко по этому поводу отмечала: «Он (автор) сделал тело главным героем «Города» и выдвинул идею двойственности человека, который состоит из ангельского и животного начал. Герои Подмогильного страдают от раздвоенности между душой (умом, интеллектуальной сферой) и телом, половым влечением. Гармония между этими двумя сферами дается тяжело. По сути, она, по мнению автора, невозможна».

Рассказ представлен через историю души Степана Радченко - энергичного сельского юноши, который приезжает в Киев, поступает в техническое учреждение и надеется вернуться с новыми знаниями на село. Впервые Киев открывается ему с Днепра как край мира и пуп земли. Роман начинается предложением: «Казалось, дальше плыть некуда». Под ногами Степана - еще нет почвы, только неустойчивая и неуверенная вода. Но не забываем: апостол Андрей также пришел на киевские горы по этому пути. Завоевание

Страницы: 1 2 3
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать