x x
menu

В. Винниченко «Федька-Халамидник». Федька как личность

Цель: продолжить работу относительно анализа программного произведения В. Винниченко «Федька - халамидник», характеристики щедрого и доброго главного героя произведения как личности; проявить роль художественных средств в произведении; находить портрет, пейзаж, диалоги; развивать умение учеников формулировать основную мысль рассказа, высказывать свое отношение к изображаемому; развивать логичность в мышлении, память, внимание, сообразительность; формировать кругозор, мировоззрение учеников; воспитывать чувство уважения к украинской литературе, искусству слова, уважение к творчеству В. Винниченко; прививать черты доброты, чуткости, мужества, ответственности за порученное дело.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: библиотека произведений писателя, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Что интересного, вы узнали о В. Винниченко - писателе, борце за лучшую судьбу родного края?

• Как возник замысел у писателя написать рассказ о Федьке-Халамиднике?

• На что нужно обращать внимание во время характеристики того или иного героя?

• Какие художественные средства вы знаете? С какой целью их используют писатели в собственных произведениях?

• Чему учит нас рассказ В. Винниченко «Федька - халамидник»?

III. Проверка домашней задачи.

Составление плана к рассказу (ориентировочный пример).

1. Поведение Федьки на улице.

2. Наказание за поступки.

3. Поучение отца.

4. Уют в Толином доме.

5. Поведение ребят во время дождя.

6. Федька снова будет наказан.

7. Герой информирует ребят о ледоходе.

8. Описание ледохода.

9. Обсуждение ребятами сообщения Федьки.

10. Спор между Толей и Федькой.

11. Переправа Федьки через реку.

12. Желание Толи повторить поступок Федьки.

13. Помощь Федьки Толе.

14. Герой в воде.

15. Приход родителей героев.

16. Разговор родителей Толи с Федькой о поступке их сына.

17. Последнее наказание Федьки - трагедия.

18. Похороны халамидника.

19. Бездушность Толи.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности учеников.

V. Основное содержание урока.

Я хочу собой возвеличить украинское.... В. Винниченко

Лучше голый и правдивый, чем богатый и беззаконный.

Г. Сковорода.

1. План характеристики образа Федьки.

1.1. Федька - сын бедного рабочего типографии.

1.2. Портретная характеристика Федьки. («...разбойник - халамидник», «будто бес какой сидел в мальчике», «сибиряка». «...Чуб его торчком вылез из-под картуза, глаза быстро бегают», «руки в кармане, картуз набекрень, идет, не спешит»).

1.3. Поведение и черты характера героя:

а) непоседливый; («...непременно чтобы биться, чтобы что-нибудь перевернуть кверху ногами. Покой был его врагом, с которым он боролся на каждом месте»).

б) сильный; («...первой по силе на всю улицу, враз тебе даст подножку, сомнет, насядет...»).

в) открытый; («Он мог бы подойти тихонько так, чтобы не услышал бы никто, - но Федька того не любил»).

г) упрямый; («...не как все дети ведет себя. Он не плачет, не просится, не обещает, что больше не будет. Насупится и сидит. Мать ругает, грозиться, а он хотя бы слово из уст, сидит и молчит»).

д) стойкий; («камень, а не ребенок! Сибиряка какой-то...»).

е) правдолюб; («Если бы не захотел, то мог бы отбрехаться, но Федька врать не любит»).

ё) непримиримый к предательству; («Не любит также Федька и товарищей выдавать»).

ж) соблазнитель; («...Федька снова соблазняет Толю. И соблазняет как раз в такой момент, когда ни одному человеку в голову бы того не могло прийти»).

з) почтительный к отцу; («...если бы зацепили его отца, сразу бы грубости начал говорить, а то и биться полез бы»).

и) ловкий; («Ловкий паренек», «жилистый, чертов мальчуган. Прыгает, как кошка»).

1.4. Значение образа Федьки для современников.

2. Беседа с вопросами для обсуждения образа Федьки.

• Какую характеристику подает автор Федьке в начале произведения? а) строительство из песка; б) запускание змея.

• Есть ли у мальчика доброта? В чем она проявляется?

• Кто были родители Федьки? (Отец Иван - «типографчик», мать Иваниха -домохозяйка). Как их характеризует В. Винниченко?

• Охарактеризуйте его поведение во время ссоры с родителями.

• За что отец давал деньги Федьки?

• В связи с чем Федьку все время получал тумаки от отца?

• Как автор характеризует своего героя? «(Мужик, паршивец, одурелый мальчик, головорез, мурло репаное, несчастьице, сибиряка, халамидро, подлец»).

• Чем привлекает нас этот герой?

3. Федька глазами писателя.

Федьку автор представляет нам сразу, с первых предложений рассказа. Этого достаточно, чтобы представить колоритную фигуру маленького озорника, интригующим началом рассказа писатель будто берет в плен внимание читателей и уже не отпускает его до финала произведения.

Ученики быстро отыщут нужные подтверждения в тексте: «покой был врагом» Федька, с ним «он боролся на каждом месте». Мальчик лазил по крышам, сидел на воротах, выбивал рогаткой оконные стекла, перекидал кадки с водой, давал нахлобучку «закадычным» товарищам, мешал ребятишкам играть и совершал еще много разных шалостей.

Так уже традиционно сложилось, что маленькие литературные герои обязательно должны быть для наших детей «положительными, сборными, типичными примерами для наследования, а их поступки иметь лишь «воспитательную направленность».

А как же Федька? Множество недостатков. И у него есть чему учиться не только детям, а и взрослым.

Совершенно зная особенности детских характеров, поведения, писатель достоверно изображал маленьких героев. Кредо художника простое: жизненная правда. Поэтому и Федька - персонаж, который обрисован в реальности. Талант писателя заключается в том, что, кроме внешней оболочки, которая состояла из грешков «халамидника», он сумел показать честь, совесть, величие души мальчика.

За затеи родителей ремень «воспитывает» маленького, а он «и здесь не как все дети ведет себя». Мальчик терпеливо, без слов и просьб, переносит наказания, а главное - «если бы захотел, то мог бы отбрехаться, но Федька врать не любит» и «не любит товарищей выдавать». Сам отец уважает своего честного, принципиального и откровенного сына.

Итак, натура Федьки полна разногласий и противоречий.

4. План характеристики образа Толи.

4.1. Толя - сын хозяина дома.

4.2. Описание внешности мальчика.

«Это был ребенок нежный, деликатный, смирный. Ходил всегда чистенький, на двор он выходил боязливо, никогда не безобразничал», «...штанишки на нем бархатные, глаза не то чудные, не то виноватые, не то оробелые», «холеные ножки».

4.3. Черты характера и поведение героя:

а) хрупкий; («...чистенький. Нежный, со щечками, как просвира»).

б) богобоязненный; («...тихонько крестится и бледнеет...»).

в) самоуважительный; («...он терпеть не мог, как ему этот Федька говорил: «Толька». Будто он ему товарищ», «...кричать на улице не к лицу благородным детям...»).

г) лживый; («Неправда! Неправда! - еще жалобнее и со страхом забился Толя. - Я не хотел идти, а они меня потянули на реку. А там Федька взял и пихнул меня на лед... Спросите всех...Я не виноват»).

д) равнодушный к горю других; («Когда Федькин гроб спрятался за углом улицы и не было уже никого видно, Толя отошел от окна, перекрутился на одной ноге и побежал играть с чижиком»).

е) коварный; («...чижика он сказал Федька должен отдать ему, так как он его выиграл у Федьки»).

4.4. «Пугливый, как заяц, а вредный, как кошка». (Народная мудрость о герое).

5. Художественные средства в произведении.

5.1. Контраст.

В. Винниченко называли мастером контрастов.

Контраст = антитеза = противопоставление - стилистическая фигура, авторский прием.

В каждом произведении писателя, а также в этом присутствует метод  противопоставлений, именно им он передает контрасты в обществе и в душах людей. В. Винниченко не просто эпизодически использует противопоставление, а часто строит на них все произведение.

- Где, как и зачем автор «Федьки - халамидника» использует антитезу?

Внимание учеников нужно сосредоточить на том, что социальные контрасты являются фоном для изображения событий, ситуаций, характеров. Перед нами два мира, два полярных лагеря. С одной стороны, - «уличный мальчик Федька с больным, изможденным работой отцом «типографчиком» и измученной разнервничавшейся матерью. А с другой - «нежный, деликатный, смирный» и «чистенький» ребенок Толя, его «благородный» и богатый «папа» и «чуткая и деликатная» мама.

Характеры ребят - тоже полная противоположность. Можно спросить:

- Какие эпизоды их наиболее полно раскрывают?

Сперва ученики зачитают и прокомментируют отрывок, который рассказывает о переходе Федькой весенней реки. Например, от слов: «Федька прыгнул на лед...» до слов «...что говорить такому сумасброду». Они отметят отвагу, смелость, упорство, сноровку, отчаянность, сообразительность маленького «головореза» в неравной борьбе со стихией.

Зависть Федькиной победе и напыщенная самоуверенность толкают в ту же борьбу и Толю, и на малодуху, слабосильный, ласкаемый господский ребенок ждет поражения. Можно зачитать отрывок от слов: «Толя аж запыхался...» и до слов «...тихонько стал плакать».

Приближается трагедия, на берегу - паника и страх взрослых и детей. Развитие событий достигает апогея. Федька бросает вызов бушующей реке, испуганной толпе и освобождает из ледового плена Толю. Вместе с тем Толя даже не старался помочь вытянуть из ледяной воды своего спасателя.

И снова впечатляющие силой контрасты. Эгоизм, плачевность, душевная низость Толи, который лишь дрожит за собственную шкуру и подло переводит вину на товарища, которому обязан жизнью, - это один внутренний мир. Мужество, сила воли, честность, благородство, порядочность, способность к самопожертвованию, великодушие Федьки - это другое. И разделяет эти два мира исполинская пропасть, которая не суживается, а наоборот, становится шире после трагического финала - смерти маленького «халамидника».

Поступок Федьки - действительно благородный, не каждый взрослый решится на подобное. Единственный раз в жизни приходится Федьке сказать неправду, выручив этим (уже вторично) труса Толю. За героизм мальчик расплатился своей жизнью.

Развязка дает возможность говорить еще об одном признаке творческой манеры Винниченко: неожиданность завершения рассказа или новеллы. Таким изображением финала писатель подобный композитору. Наверное, не случайно часть произведений, как удостоверяют записи «Дневника», писались под музыку (чаще всего жена играла Бетховена).

Последним штрихом в рассказе к изображению трагедии является важная деталь. Похороны Федьки, пареньки плачут, провожая товарища в последнюю дорогу, а Толя наблюдает из окна, ведь «интересно посмотреть, как будут хоронить Федьку - халамидника». И уже когда процессия исчезает из вида, Толя «перекрутился» на одной ноге и побежал играть с чижиком. А дальше: «Этого чижика он сказал Федькиной матери, отдать ему, так как он его выиграл у Федьки». Последние авторские слова волнуют души читателей, держат их в не меньшем напряжении, чем во время всех перипетий развертывания сюжета.

5.2. Пейзаж.

Довольно оригинальные у Винниченко картины природы. Большей частью

описания природы в рассказе подаются соответственно в душевное состояние героев. Пейзаж - не просто фон, а тоже действующий персонаж, который находится в полнейшей зависимости от настроений человека. Писателя не интересует эстетичная роль пейзажа, для него важными являются лишь эмоции, которые вызывают это описание.

- Зачитать и проанализировать картину весеннего наводнения из рассказа.

5.3. Сравнение.

«Будто бес какой сидел в мальчике», «щеки, будто оловом налитые», «как Соловей-Разбойник», «ворота, будто сундучок», «камень, а не ребенок», «дождь такими потоками, будто там тысячи Федь», «лед, как вымоченный сахар», «словно не слышал», «будто твой отец, стал пузатый Федька», «прыгает, как кошка», «как сквозь сон видел», «куски лезли на нее, словно собирались раздавить живое создание», «льдины лезли друг на друга, было похоже на то, как гонят большой грохот волов», «прыгнул, будто пробуя его».

5.4. Метафора: «солнце хитро выглядывает из-за паровой мельницы», «бумажный змей кокетничает и качает головой», «стыдливо улыбается своими небольшими синими глазами Толя», «дождь сечет»; «гром трещит», «выделяет пар земля», «лед трещал, лопался», «лед идет».

5.5. Язык произведения.

Присуще: лаконизм, сжатость, скряжничество, динамичность и «беспощадность», «образно-отрывистое» предложение и драматические диалоги с повторами, восклицаниями, отрывками фраз. Использование диалектизмов, русизмов, жаргонизмов оказывало содействие полному и правдивому изображению эпохи.

Вывод. Основная роль художественных средств не «украшения», а яркое, образное и точное воспроизведения жизненных явлений.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

1. Федьку - халамидника еще называли:

а) мужланом; б) разбойником; в) хулиганом.

2. С чем Федька боролся на каждом шагу из-за своего неординарного поведения?

а) со всем миром; б) добром и равнодушием; в) покоем.

3. Среди детей мальчик был первый:

а) по сообразительности и находчивости; б) прыжках в длину; в) силе.

4. Какого сказочного героя напоминает Федька?

а) Кирилла Кожемяку; б) царевича Ивана; в) Соловья-Разбойника.

5. Какое художественное средство использовал В. Винниченко, высказывая

: «Небо высокое-высокое, синее и холодное»?

а) эпитет; б) сравнение; в) метафору.

6. Отец Федьки работает: а) на винокурне; б) типографии; в) водителем автобуса.

7. Какую мысль о Федьке высказывает мать, когда тот получает ремнем от отца?

а) «Боже, какое же это бесовское дитя»; б) «Камень, а не ребенок»; в) «Беда какая-то, а не мальчик».

8. Чего не любил Федька и за это его отец одобрял?

а) обижать девушек; б) издеваться над товарищами; в) врать и товарищей выдавать.

9. Больше всего Федьке доставалось из-за Толи, так как Толя:

а) маленький мальчик, которого обижал Федька;

б) сын хозяина того дома, где жила семья Федьки;

в) ребенок хозяина, у которого работал отец Федьки.

10. Мать Федьки называла Толю:

а) одаренным, нарядным ребенком;

б) мальчиком с большим будущим;

в) ребенком благородным и нежным.

11. Толя - чистенький, со щечками, как: а) просвира; б) красное яблоко; в) в морозный день.

12. Что запрещала Толе его мать?

а) дружить с Васькой;

б) подходить к окну и выглядывать через него на улицу;

в) гулять поздно вечером.

13. Почему Толя решает выйти на улицу в дождливую погоду?

а) хотел в магазине купить вкусных конфет;

б) изъявил желание вместе с ребятами намочиться под теплым ливнем;

в) стремился доказать Федьке, что он тоже мужественный.

14. О чем пели песню ребята, находясь под дождем?

а) пользе влаги для их роста;

б) необходимость дождя для пшеницы;

в) препятствование дождя летней жаре.

15. Толя выполняет просьбу ребят, чтобы они его не называли: а) трусом; б) хрупким цветком; в) бабой.

16. О чем рассказал Федька ребятам? а) о льде на реке; б) прилете птиц из теплых краев;

в) тайной пещере.

17. Толя не уважает Федьку, говоря о нем, что он: а) «халамидро плохой»;

б) «сибиряка голодраный»; в) «мурля плохой».

18. Федька, отправляясь к реке, встретился с ребятами: а) в шесть утра; б) в обед;

в) в восемь утра.

19. Привязав себе на живот школьные книжки, Федька стал такой пузатый, как:

а) воздушный шар; б) отец Толи; в) зажиточный господин.

20. О какой церкви упоминается в произведении? а) Печерской; б) Преображенской;

в) Богоявленской.

21. Льдины на реке лезли друг на друга, будто: а) старались оседлать; б) гонят большой гурт волов; в) каждая хотела потопить и доказать, что она сильнее.

22. Какой в произведении изображается речная вода? а) Черно-синей; б) голубой; в) прозрачной и чистой.

23. При условии перехода Федьки по льду на тот берег реки Толя:

а) отдаст свой ножик с костяной ручкой; б) подарит своего чижика; в) попросит родителей халамидника, чтобы они никогда не били Федьку.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 0, 5 балла.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Чем, по вашему мнению, объяснить жестокое отношение родителей к своему сыну? Может ли это повлиять на воспитание мальчика?

2. Исследуйте, как сам автор относится к Толе? Чем это объяснить? Ответ мотивируйте.

3. Отдаляясь от берега, прыгая с одной льдины на другую, Федька издали напоминал: а) полоску; б) букашку; в) темную точку на белой бумаге.

Карточка № 2.

1. Кто же, на ваш взгляд, виноват в смерти Федьки? Собственную мысль обоснуйте, ссылаясь на примеры из произведения.

2. Мотивируйте, почему в произведении В. Винниченко одни герои живут в постоянных мучениях, страданиях, а другие - в благосостоянии и согласию.

3. Что случилось, когда Федька решил помочь Толе снова с льдины попасть на берег?

а) Толю понесло на льдине по реке;

б) ребята поссорились из-за обещания, которое они дали друг другу;

в) Федька попал в воду, так как лед треснул.

Карточка № 3.

1. Докажите, что Федька - добрый, чуткий, справедливый, ссылаясь на примеры из произведения.

2. С какой целью В. Винниченко сравнивает Федьку и Толю? Кому из героев и почему, на ваш взгляд, он отдает предпочтение. Ответ обоснуйте.

3. Почему Федька вынужден был солгать родителям Толи о событиях на ледоходе?

а) Не хотел, чтобы его семья осталась без квартиры;

б) отвечая, он не контролировал себя, так как очень озяб;

в) пожалел Толю, жертвуя собой.

VII. Итог урока.

Их, маленьких бунтовщиков, в книжках Винниченко много. Симпатии писателя - на стороне гордых, неординарных, сообразительных героев, которые умеют защитить собственную честь, стать на защиту правды и справедливости. Много из тех реалий, среди которых живут персонажи рассказов Винниченко, давно отошли в прошлое, но есть то, что не исчезает: сами характеры этих литературных героев, их приключения и открытия мира вокруг себя и в себе, в конце концов - те бунты, в которых закаливается неповторимое человеческое Я.

VIII. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

IX. Домашняя задача.

Написать мини-произведение «Мое отношение к Федьке и Толе», прочитать рассказ С. Черкасенко «Маленький горбун».

Страницы: 1 2 3

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать