x x
menu

В разные времена года привлекательная земля (по сборнику А. Олеся «Все вокруг зеленеет»)

Цель:            ознакомить учеников со сборником поэта-земляка А. Олеся «Все вокруг зеленеет»; акцентировать внимание на поэме «Каждый год»; углубить знания школьников о пейзажной лирике и художественных средствах образности (эпитеты, сравнения); развивать умение выразительно читать поэтические строки, анализировать прочитанное; развивать мышление, творческое воображение; оказывать содействие воспитанию эстетичных чувств.

Оборудование: портрет А. Олеся, репродукции картин известных художников разных времен года, грамзапись, костюмы.

Тип урока:      изучение нового материала.

Ход урока.

І. Подготовка к восприятию.

  • Мы очень часто слышим слово «природа». Что оно означает?
  • Нужна ли нам природа? Если да, то для чего?

С давних времен человек сознавал себя в тесных связях с природой и в зависимости от нее. Природа для человека была, есть и будет тайной. Иногда она навевает боязнь. Но в то же время она заставляет человека любоваться ее красотой.

Вспомните, может, кто-то из вас видел летнюю бурю или шторм на море. Это действительно страшная красота. Вспомните травку, которая пробивается из-под земли, где только что сошел снег. Вспомните заснеженный лес, вспомните первые подснежники, вспомните осенние виды... Под влиянием этой красоты художники создают гениальные картины. Перед вами репродукция картины И. И. Шишкина «Зима».

  • Какое время года изображено на полотне? Докажите свою мысль.
  • Опишите зимний день, воспроизведенный художником.
  • Видно ли на картине солнце?
  • Что напоминает о нем?
  • Какое настроение создает у вас картина?

 

Живописное полотно «Зима» правдиво передает картину зимнего леса. Будто еще недавно над лесом пронеслась сильная буря, которая свалила на землю много деревьев. Потом пошел густой и кроткий снег, который умело пригладил и замаскировал разрушительные следы ветра. И вот настал новый день - светлый, морозный. Холод ясного погожего дня сковал стволы больших деревьев, распушил веточки маленьких елок. Лес, чуть-чуть озарен скупым зимним солнцем, спит под пушистым снежным покрывалом. Именно такую картину природы создал с помощью красок и кисти И. И. Шишкин.

  • Кто знает, как называется изображение картины природы? (Живописный пейзаж).
  • Кроме живописного пейзажа, есть еще пейзаж литературный. Как вы думаете, какой это пейзаж? (Созданный словом).

II.  Объявление темы, цели урока.

Чтобы больше узнать о силе красоты художественного слова, мы поговорим сегодня о литературном пейзаже. Пейзаж, который с помощью слова создал наш земляк - Александр Олесь.

III.  Изучение нового материала.

1. Встреча с поэтом.

Чтобы понять чувства, переживания поэта, необходимо познакомиться с его жизненным путем, так как творчество любого художника связано с его личной жизнью. Какими же были детские и юношеские годы Александра Олеся?

Группа учеников работала над исследованием факторов, которые повлияли на мировосприятие поэта.

Предоставим слово одному из них.

Сообщение. Олесь прожил свои детские и юношеские годы на границе старой Гетманщины и Слобожанщины, на горлиной Суле, неподалеку от города Белополья, в тогдашнем Лебединском уезде Харьковщины (ныне Сумская область).

Его дед по матери арендовал большое господское имение в селе Верхосулье, на северном крае украинской степи, и здесь прожил свои молодые годы Олесь.

Часто он называл себя воспитанником степи, и действительно, им был. Сызмала сделавшись родным братом

  • Ветра, пространства и трав,
  • Бросал я скучную работу И в зеленую степь убегал

пропадал в ней целые дни, гоняясь со степным ветром - сам пронизан ветром за эти вечные бегства. На лоне своей зеленой степи познал он неисчерпаемую красоту природы Украины и под влиянием ее впечатлений стал ее поэтом на целую жизнь: «Не вини счастье-мучение, и зазвенели в сердце звуки, и развернулось мое первое пение».

Поэзия степи обвила своей красотой первые книги А. Олеся. А свое наиполнейшее выражение нашла в сборнике «Все вокруг зеленеет». Мир с непостижимыми тайнами живой природы, симфонией леса, степи, богатейшей гаммой цветов входит в поэзию А. Олеся.

Наиболее щедрая на живописные зарисовки, звуковые тона, пейзажные картины поэма «Каждый год», в которой каждое время года изображено наилучшими красками.

2. Приход Зимы.

Каждый человек имеет свое любимое время года. У И. Шишкина любимой была, наверное, зима. Есть ли среди вас те, кто не любит зиму? Объясните свое отношение.

Возможно, вы измените свою мысль после встречи... с Зимой.

Девочка-зима (выходит под музыкальное сопровождение, читает стих)

  • Это не сон! Зеленые сосны
    •  
      •  
        • Цветом зацвели!
        • Расцвели сей ночи
        • И уже сыплют цвет.
        • Все в цветах!..
        • Под ними гнутся
        • Ветки к земле.
        • Вся земля в серебристом цвете,
        • Это пришла зима.

Так вот, зима - это не только трескучие морозы и метели. Это еще и серебристый иней на ветвях деревьев, который, будто волшебные жемчужины, осыпается от наименьшего дыхания ветра. Это и волшебные новогодние праздники. Вот какое волшебное приключение произошло с одним мальчиком в лесу перед новогодними праздниками.

  • Правильно ли поступил мальчик, дослушавшись просьбу зайчика?
  • Почему именно так поступил мальчик?
  • А как бы поступили вы?

Взгляните на ряд картин (Э. Л. Кульчицкая — «Зима», И. Землекоп — «Февральская лазурь», Г. Головков — «На санках», А. Пластов — «Первый снег», Н. Глущенко — «Зима»). На каждой из них воспроизведена зима, но немного по-разному. Ведь каждый человек видит это время года по-своему. Кто-то нарисовал зимний лес, другие воссоздали детские зимние забавы, а кто-то — восхищение первым снегом. Но во всех этих картинах есть одно общее, то, что имеется на всех полотнах — это самый характерный признак зимы. Как вы думаете, о чем идет речь? (О снеге).

Действительно, ведь недаром говорят в народе: «Без снега и зима не зима». О снеге говорил и Александр Олесь.

 

3.   Встреча весны.

Кажется, лишь вчера «спала природа под одеялом белым, а сегодня уже «В небе жаворонки вьются».

В самом деле, на земле происходит чудо - идет весна. Идет она не просто, а как настоящая фея.

(А Весна идет, как фея...- с. 210).

Вот так идет Весна по миру, ее походка ощутима везде.

Ученик читает стих «Весна» - с. 61. В это время Девочка-Весна имитирует под музыку действия, о которых идет речь в стихе.

Весна заснула, а природа изобилует роскошным одеянием. Наверное, нет в мире человека, который бы не любил это время года. А самой привлекательной, на мой взгляд, является ранняя весна. Ведь это не только свежая земля. Это еще и чистые ручейки, на дне которых виднеются зеленые ростки. А весенний воздух! Попробуйте ощутить его, взглянув на эти картины (М. Глущенко - «Оттепель», В. Бакшеев - «Голубая весна»). Опишите свои ощущения.

Весна неповторимая. Но проходит время, на ее смену приходит другое время года. Провожая весну, давайте еще раз признаемся ей в любви. («Весна, Весна, рай мой...» - с. 211.).

4. Летние виды.

Настало время прощаться с Весной, так как к нам пришла другое время года - Лето.

Девушка-лето (выходит под музыкальное сопровождение и читает стих).

  • Зелено, любо всюду! Будто стоят на земле Цветы зеленые, В мечтах дремлет земля, В счастье природа.

Лето — это веселая, радостная пора школьных каникул, странствий, путешествий. Это время, когда созревают плоды, золотятся бескрайние поля. («Рожь! Вспоминаю...» - с. 173.).

  • С чем сравнивает Александр Олесь ржаные поля? (С золотым сном, со сказкой).
  • Своеобразной сказкой возникает ржаное поле и на картине И. И. Шишкина. Что изобразил художник на переднем плане картины?
  • А что на заднем?
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать