Цель: ознакомить школьников с жизнью и творчеством В. Дрозда, сделать идейно-художественное содержание произведения писателя, исследовав проблему человека в обществе, ее обезличение; развивать культуру связной речи, память, внимание, наблюдательность, умение грамотно высказывать собственные мысли, комментировать прочитанное, выразительно пересказывать самые серьёзные эпизоды и рационально использовать время; воспитывать чувство уважения к творчеству В. Дрозда, прививать интерес к следствиям собственной работы.
тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет В. Дрозда, библиотечка его произведений, ученические рисунки к программному рассказу, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами:
- Что такое аллегория? (Аллегория (гр. allеgoria - другой язык) - вид метафоры: второязычное изображение предмета или явления через другие, подобный им, с целью наглядно показать их существенные черты) Приведите пример.
- Какое значение имеет конь в жизни человека?
- Назовите произведения, в которых упоминается это животные.
- Что символизирует конь как мифологическое существо?
- От чего зависит жизненный выбор современного человека?
- Чему каждый из нас является индивидуальностью? Чем это обусловлено?
- Всегда ли просто каждому человеку сохранять собственную индивидуальность? Ответ мотивируйте.
III. объявление темы, цели урока. мотивация учебной деятельности
IV. восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Ознакомление школьников с жизнью и творчеством В. Дрозда
ДРОЗД ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ
(25 июля 1939 - 23 октября 2003)
Поэт родился в с. Петрушины на Черниговщине в семье хлеборобов. «Детство мое было печальное»,- упоминает ранние свои года (была в нем война и рано умершая мама). Юность - это работа газетчика и много книжек. Заочно закончил Киевский подержанный университет им. Т. Г. Шевченко. Потому работал редактором в издательстве, был и главным редактором - возглавлял журнал «Киев». Как прозаик В. Дрозд заявил о себе в начале 60-х лет сборником рассказов «Люблю синие звезды» (1962). Это был двадцатилетний юноша, автор первой книжки новелл и рассказов. Второй сборник печатью не вышла - она не понравилась официальным рецензентам. «Грозный окрик» имело и рассказ «Белый конь Шептало», впервые напечатанное в 1965 г., 1967 г. появилось его продолжение - «Конь Шептало в молочарне». Ныне эти произведения переведены десятками языков мира...И они найконденсовные, в оригинальной аллегорической форме представляют состояние человека не только в тогдашнем советском обществе, а и поднимают важную проблему личности в любом обществе, проблему ее внутреннего раздвоения. В немалом творческом заделе прозаика отличаются химерическая повесть «Ирий», романы «Катастрофа», «Одинокий волк» («Вурдалака»), «Спектакль», «Баллада о Сластене», «Листву земли», « Повесть-Шоу», «Музей живого писателя, или Моя дорога в рынок» печально воссоздает непростую атмосферу всего своего (и своих современников) предыдущей творческой жизни. в) Дрозд был членом союза писателей.
Будущий писатель - сын колхозника из глухого Полесского села сразу после школы стал журналистом в районной газете, закончил университет, дорос к известному столичному художнику слова.
Герои В. Дрозда - уроженцы затурканного и бесправного колхозного мира, виднеясь вырваться из него, вступить в мир феодальный, учитывали прежде всего на его вещевые знаки, как вехи восхождения вверх,- маслины, галифе, портфель, шапку, сапоги, машину, импортная одежда. Непосредственно принимали и «моральные законы» мира номенклатуры: учили умело врать, знали, как и о чем надо писать, чтобы быть опубликованными, и т.п.. Для этого должны были отрекаться себя вчерашнего, настоящего, что и порождало трагедию раздвоения души, а затем - отравление ее лицемерием, враньем, мнимыми страстями. В. Дрозд ставит в своей прозе проблему экологии души, часто заброшенной к такой границе, когда она уже не способна самоочиститься.
Герои писателя самостоятельно играют как актеры, мир для них - сцена в театре - низ и верх, или плантация свекл близ родного села, и жизнь их - спектакль, где и смерть - лишь переодевания за кулисами жизненного театра. Собственное такой и есть концепция жизни в прозе В. Дрозда - бесконечный спектакль, мистерия жизни человечества, согласно религиозным представлениям: невиновность, грехопадение, работа в поту лба, барахтанье среди мелочей, путаница идей, желаний и - страшный суд и раскаяния, и искупление.
По словам Владимира Григорьевича, его «всегда интересовало, что сказать, а не как сказать», «стиль, форма - производное, а главное для него в литературном произведении «не литература тура, а душа». Собственно, человеческая душа, состояние души современного человека, именно трагедия деформации, раздвоение души советского украинца, чаще всего, как сам автор, интеллигента в первом поколении, болезненного расщепления ее в условиях больного общества, а также ее экология, спасение души и является основным предметом исследования, главным героем прозы В. Дрозда.
Владимир Григорьевич - Лауреат премии имени А. Головка, Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко, международной премии Фундаций Антонович (США).
2. г. Жулинский о В. Дрозда, особенности его литературной деятельности
«Перечитайте страницы веселой автобиографии под названием «Как я родился» или вязке небылиц из далекого прошлого, или фантастический рассказ «Пигмалион», или, например, притчу «Солнце», и перед вами откроется многоцветный, иронически-химерический, парадоксально «смещенный» мир сказочных образов и реальных проблем. Чуть ли не первое в новелле «Солнце» прозаик сумел оригинально трансформировать прадавную славянскую легенду о добрых чертях, которые каждое утро, жертвуя собой, выкатывают на небосклон солнце ради торжества жизни на земле, в философскую притчу о гуманистической содержательности самопожертвования».
«Он постоянно обращался к народным пересказам, легендам, притчам, сказкам, к славянской мифологии вообще с тем, чтобы обогащать свое творчество разными формами психологического анализа, находить новые ракурсы из художественного исследования современного человека. Его обращение к условно-символическим средствам отображение обусловлено стремление углубить и сделать разнообразным анализ социально-морального состояния современника».
3. идейно-художественный анализ произведения В. Дрозда «Белый конь Шептало»
3.1. Выразительное чтение интересных эпизодов произведения, их пересказ.
3.2. Тема: рассказ о будничной жизни коня Шептала.
3.3. Идея: возвеличивание гармонии, которая прослеживается во взаимоотношениях человека и миром животных.
3.4. Основная мысль: человек и природа - взаимосвязанные, так как представляют единое целое.
3.5. Жанр: рассказ.
3.6. Проблематика:
- человек в обществе;
- свобода и неволя;
- личность и толпа;
- действительность и мечта.
3.7. Композиция.
Экспозиция: знакомство читателя с конем.
Завязка: Степан с конем Шепталом отправился за зеленым продовольствием для свиней.
Кульминация: Шептало на воле, наслаждение ей. Развязка: возвращение коня домой.
3.8. Лейтмотив произведения: красота природы принадлежит тому, кто ее понимает, ценит, уважает.
3.9. Обсуждение содержания рассказа. Фронтальное опрашивание
- Почему Шептало не любил табун, гурт и ограды? («...Сызмала ненавидел табун, гурт и ограды, и на пастбище предпочитал быть сам. Сперва бригадные кони смеялись над тем, дальше привыкли и самые начали обходить Шептала»)
- С какой просьбой обратился паренек к дяде Степана? («Дяде Степан! Говорил завернем, чтобы вы к приводу конячину прислали. Так как назавтра свиньям зеленые нет»)
- Как чувствовал себя конь субботнего вечера? О чем он размышлял ? (Неприятная, знакомая вялость - предсказательница всяческих неприятностей - закрадывалась у грудь. Сегодня субботний вечер, работу кончили раньше, и он наслаждался покоем и тешил себя надеждой на завтрашний отдых. Конечно, если утром не погонят к городу. Но он надеется на Степанову доброту»)
Окончание сочинения: 1
2 3