x x
menu

В чем на примере произведения проявились антимилитаристические взгляды автора «Энеиды»?

Царское правительство, стремясь заграбастать все новые и новые земли, беспрерывно вело войны с соседними государствами. И. Котляревский сам принимал участие в военных походах и видел, сколько горя и слез несла война трудовому народу. Остро сатирически изображает он войну в описании храма бога войны двуликого Януса: Война в кровавых ризах здесь, / За ней раны смерть, увечья, / Безбожность и бесчеловечность / Хвост мантии ее несут.

В таком же плане изображены и картины боя, когда озверелые люди калечат и уничтожают друг друга: / Трещали кости, ребра, стоны, / Летели зубы, пухли щеки, / Из носов и уст юшила кровь: / Кто рачки лез, а кто простерся, / Кто был кувырком, кто катался, / Кто бил, кто резал, кто колол.

Немало батальных эпизодов изображены карикатурно. Откровенную насмешку над воинственностью латинских правителей видим в сцене военных приготовлений. Здесь писатель обращается к известному в народном творчестве приему,- так сказать, намеренной милитаризации вещей домашнего употребления, хозяйственного реманента и даже кушаний: / Подмазки, помело, макогоны / В пушкарское ведомство пошли; / Колеса, бендюги и наказания / И сами церковные мары / В депо пушкарское тянули. / Для ядер - это галушки сушили, / А бомбы - из глины налепили, / А слив соленых - для картечи.

И. Котляревский откровенно проявляет свои симпатии к миролюбивой политике Латынь и остро осуждает воинствующие настроения Амати. Но когда под давлением жены Латынь дает согласие на войну, автор изменяет свое отношение к этому персонажу.

С угодливой насмешкой и нескрываемым презрением изображает писатель и «причину» войны: во время охоты хорты Энея разорвали любимого песика старой Аматиной няньки, что жила одиноко в лесу. Из-за этого песика льется кровь, гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.

И. Котляревский остро осуждает войну за интересы господствующей кучки, но к войне за «общее добро», за интересы народа он относится с уважением.

Каким образом писатель в поэме воссоздал жизнь господствующих классов в аду?

В его аду выведена целая галерея полнокровных социальных типов, которые довольно рельефно воссоздают черты тогдашней действительности. Здесь видим жестоких и несправедливых господ, взяточников и плутов-чиновников, жадных и скупых попов, представителей военной и гражданской власти и других «пиявок человеческих». Но, осуждая пороки тогдашнего общества не столько с социальных, сколько с моральных позиций, И. Котляревский посадил в ад немало и людей из народа.

Здесь мучаются воры, убийцы, самоубийцы, лжецы, сводни, бездельники, сутяги и т.д. В частности нужно отметить, что художник, который был педагогом, остро осуждал и плохое воспитание детей. Но всем этим грешникам писатель уделяет меньше внимания - чаще всего он их только перечисляет, в то время как на описании правил социального порядка останавливается подробнее и обращается к ним неоднократно.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать