Урок знаний. 1 сентября - праздник всей детворы. Потому что в этот день все девчонки и мальчишки городов и деревень идут в первый раз в класс. Если бы объединить все школы страны, вырос бы громадный, многомиллионный школьный город. Если бы собрать все цветы, которые ребята 1 сентября приносят в школу, получился бы такой букет - разве что в «чашу» стадиона поставить!
Если бы единым хором зазвучали сразу все школьные звонки, их веселая трель разнеслась бы по всему свету. 1 сентября - это не только школьный праздник, а праздник всех, кто учится, а учатся люди разных возрастов и профессий. День знаний бывает только раз в году. А добываются эти знания в течение всех его 365 дней, и так из года в год.
Звучит песня «Чему учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского,) (грамзапись). Ученица (читает стихотворение).
Книга Я открываю книгу какой счастливый миг! Как много интересного я узнаю из книг: Ответы на вопросы «как, что и почему», Если на уроке я что-то не пойму; О том, как жили люди и как живут сейчас, О чем мечтают дети в стране у нас. Хороших много книжек пишут для ребят, И авторов любимых стоит на полке ряд. Я часто открываю Марка Твена том, А там живет проказник - веселый мальчик Том. Вот это был парнишка! Пускай не «золотой», Но верный и отважный.
А выдумщик какой! Гайдар, Дюма, Катаев, Беляев и Жюль Верн Дают уроки жизни и доблести пример. Классный руководитель. Сегодня, ребята, мы совершим путешествие на «Веселом экспрессе» по страницам ваших любимых книг. Кто-то любит сказки, кто-то фантастику, а кто-то книги о животных. Мы же побываем в гостях у ваших любимых героев.
Итак, садитесь удобно, мы отправляемся. Первая остановка «Сказочная». (Играет музыка. Входит принцесса, Баба Яга и другие герои из сказок. В руках они держат большой пакет, на котором написано название остановки.) Ведущий. Итак, первая остановка.
Кто нас встречает здесь? Дети называют персонажей.
Принцесса. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам в сказочную страну. Но у нас впереди испытание. Только тот, кто выдержит его, сможет стать нашим другом, кто не выдержит - в сказку не попадет. А испытание - вот какое: я буду задавать вопросы, а вы отвечаете на них.
Будьте внимательны.
Принцесса задает вопросы по сказкам:
- К каким героям приплыла золотая рыбка?
- Как звали черепаху в сказке «Золотой ключик»?
- Сколько глаз было у сестер Хаврошечок?
- В чем должен искупаться Иван-дурак, чтобы стать Иваном-царевичем?
- Чем угостила Золушка своих сестер на балу?
- Как звали поросят из сказки «Три поросенка»?
- В какой сказке сердце у мальчика превратилось в кусочек льда?
- Кто автор сказки «Петушок - золотой гребешок»?
Ведущий. Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали это испытание. Теперь мы можем побывать в сказочной стране, познакомиться с ее жителями. Обзор книг с выставки: различные сказки и другие детские книги. Принцесса. Очень приятно было познакомиться с такими умными и начитанными ребятами. Приходите к нам чаще, будем рады встрече с вами. Сказочные герои уходят.
Ведущий. Наш экспресс отправляется дальше. Интересно, какая остановка следующая? Звучит музыка. Входят Заяц и Лиса. В руках у них плакат, повернутый чистой стороной к ребятам. Лиса. Здравствуйте, ребята! Мальчишки и девчонки! Мы рады видеть вас. Но пока вы не отгадаете название нашей страны, мы не сможем вас пустить в нее. Ведущий. А как можно это сделать?
Заяц. Разгадайте наш кроссворд, предлагаю сначала отгадать загадки, а потом назвать страну (в кроссворде - по вертикали), где живут звери. Заяц и Лиса показывают кроссворд и прикрепляют его к доске.
- Летом серый - зимой белый. (Заяц)
- Он в поросятах знает толк, Он злой и жадный, это... (Волк)
- Идет по улице гора, быть может, это сон. Нет, нет, смеется детвора, ведь это просто... (Слон)
- Какая птица может разговаривать? (Попугай)
- Большая птица спряталась тут. Назовите, как ее зовут?.. (Аист)
- Ну а здесь кто? Важный граф! Вышиною с телеграф. (Жираф)
- Зеленый, зубастый, Он прибыл с реки Нил - Подходить к нему опасно, Он зовется... (Крокодил) (Ребята называют страну - «Зоопарк».)
Ведущий. Теперь мы можем посмотреть на обитателей зоопарка. Здесь живут и ждут встречи с вами разные животные. Об их жизни и повадках вы сможете прочитать в книгах. Снова обзор выставки книг о животных. (Можно использовать краткие рассказы о них из книг.)
Ведущий. Теперь мы прощаемся с красивой страной «Зоопарк» и продолжаем свое путешествие.
Играет музыка, входят индеец, разбойник, пираты, мушкетеры. В руках у них название: Остров сокровищ. Пират. Да, да, вы попали на остров сокровищ. Сегодня у нас праздник, и мы приглашаем вас.
Ведущий. Ребята, на праздник вас приглашают герои из приключенческих книг. Мы принимаем приглашение.
Пират. Я и мои друзья покажут вам свое искусство. (Герои танцуют, поют.) Ведущий. Спасибо вам. Но наши ребята тоже умеют красиво танцевать и петь. (Исполняют танцы, песни.) Пират. Ну, молодцы, ну, повеселили нас. Приезжайте к нам еще, весе Лые и умелые ребята.
Ведущий. А теперь, расскажите своим друзьям о любимом герое из прочитанных вами книг. Ученик (читает стихотворение. ) Усатый стручок Удрал с огорода усатый стручок, Усами открыл на калитке... (крючок). А тут грузовик на дороге возник. И влез на усах озорник в... (грузовик). - Я в город поеду и буду гулять, Усами зелеными там... (щеголять). При помощи этих прекрасных усов Я много еще сотворю... (чудесов)\ - А все-таки не чудесов, а чудес, - Поправил водитель и в кузов... (залез). - И ты кто такой, Мне ответить изволь: Ты дядя Горох или тетя... (фасоль)! - Стручок я усатый, - ответил стручок. Надулся, и звонко раздался... (щелчок). И сразу запрыгало много фасолек, Совсем не усатых и очень... (веселых). - Ах, как вы себя несолидно ведете, - Сказала им, лопнув, Усатая... (тетя). (Можно использовать рассказы о растениях)
Ведущий. А теперь отгадайте загадку: Без языка, без голоса, а все расскажет. (Книга.) А сейчас вы будете отгадывать, о какой сказке идет речь. Сказка - это занимательный рассказ о необычных событиях и приключениях. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть - поэма!»- писал А. С. Пушкин своему брату. Кто-то за кого-то ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко, Но еще помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд! («Репка») Колотил да колотил по тарелке носом, Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль») А дорога далека, а корзина нелегка, Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь») Ах ты, Петя-простота, Оплошал немножко: не послушался кота, Выглянул в окошко. («Петушок - золотой гребешок») Нет ни речки, ни пруда, Где воды напиться. Очень вкусная вода В ямке от копытца. («Аленушка и братец Иванушка») Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)
Ведущий.
- Какие сказки о животных вы можете назвать? («Теремок», «Лиса и волк», «Лиса и дрозд», «Журавль и цапля».)
- Каким животным в сказках народ симпатизирует, а каких осуждает? (Коту, петуху, зайцу. Осуждает: волка, медведя, лису и др.)
- Какие сказки начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве...»? (Волшебные.)
- Какое настоящее имя царевны-лягушки? (Василиса Премудрая. )
- Почему всегда побеждает Иван-царевич или Иван-дурак? (Потому что они добрые и смелые. )
- Какими качествами наделены герои сказок? (Прекрасные, премудрые, верные, любящие.)
- Какие сказочные персонажи - злые люди? (Мачеха, старшие братья и сестры.)
- В какой сказке вознаграждается трудолюбие, наказывается лень? («Морозко». )
- Как звали семерых братьев-близнецов? (Симеоны. )
10. В какой сказке есть человек-невидимка? («Пойди туда-не знаю ку Да, найди то, не знаю что».)
11. Какие сказочные чудеса покоряют время и расстояние? (Ковер- Самолет, сапоги-скороходы.)
12. В сказках часто встречается выражение: «Ложись спать...», а дальше Какие слова нужно сказать? («... Утро вечера мудренее».)
13. Герои сказок отгадывают иногда такие загадки: Что на свете всех быстрее? Что на свете всех слаще? Что на свете всех жирнее? (Мысль, сон, земля.)
А теперь, ребята, вы должны угадать сказки по предметам, животным, которые часто в них встречаются.
1. Назовите 5 сказок А. С. Пушкина.
2. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка - ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке». )
Страницы:
1 2