Урок внеклассного чтения. Артур Конан Дойл. Всемирная популярность произведений о Шерлоке Холмсе

Цель: расширить круг читательских интересов учеников; работать над умением определять произведения одного жанра; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям.

Ход урока.

I. Мотивация познавательной деятельности учеников.

Учитель. Наша задача сегодня - расширить знание о детективном жанре вообще и рассказ А. Конан Дойла о Шерлоке Холмсе в частности.

Поскольку главный признак жанра — ... (что?) (захватывающая интрига и запутанный сюжет), а также... (что?) (распутывание его с помощью логического мышления, ума, смелости, чувства справедливости детектива), я предлагаю вам сделать ударение именно на основных фактах или пункте, которым подмечен путь поиска.

Объявляется конкурс на наилучшее описание и расследование детективного рассказа.

II. Актуализация опорных знаний учеников.

1. Викторина (между командами - по 4-6 учеников из каждого ряда).

1)   В каком рассказе Шерлока Холмса значительную роль сыграл цвет волос героя? («Союз рыжих»).

2) Где героям пришлось узнать о высоте уже не существующих деревьев? («Обряд дома Месгрейвов»).

3)   Когда орудие убийства возвращается к убийце и наказывает его? («Пестрая лента»).

4) Где для сообщения были использованы детские рисунки? («Человечки, которые танцуют»).

5)   В каком рассказе фотография почти угрожала покою королевской династии? («Скандал в Богемии»).

6)   Персонажами какого рассказа стали обычные гуси? («Голубой карбункул»).

7) На страницах какого произведения возникают шесть одинаковых скульптурных изделий? («Шесть Наполеонов»).

2. Работа по решению кроссворда.

Цель: вспомнить моменты, которые являются пунктиром на пути сыщика к раскрытию тайны.

1) Предмет, благодаря которому Шерлок Холмс еще в Лондоне знал, что собака не легенда, а живое существо.

2) Слово из рассказа Степлтона о своем прошлом, которое помогло сыщику установить его лицо.

3) То, с помощью чего Холмс догадался, что автор письма - женщина?

4) Кто сначала едва на разрушил планы Холмса и Степлтона?

5) Порода собаки Баскервилей.

6) Что предоставило собаке такого странный, страшный вид?

7) Что могло стать единственным доказательством преступления Степлтона?

Ответы:

  1. Ботинок. 2. Учитель. 3. Духи. 4. Каторжник. 5. Мастиф. 6. Фосфор. 7. Нападение.
  2. II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Развитие речи.

Самостоятельно определить ключевые слова-факты, использовать их для раскрытия тайны (по самостоятельно прочитанным рассказам Конан Дойла).

2. Конкурс на описание любого героя (в том числе и собаки Баскервилей) или события, или явления.

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Детективные рассказы построены по определенным законам, по одному и тому же принципу.

Они интересные для тех, кто любит логические загадки. Детективные произведения появляются и в наши дни. Но есть ли недостатки у произведений детективного жанра? С точки зрения образного, художественного воспроизведения действительности, психологии героев, яркости художественных средств, детективные произведения значительно проигрывают другим жанрам.

IV. Домашняя задача.

Прочитать новеллу О. Генри «Последний листок»; подготовить сообщение о писателе (индивидуальная задача); подготовиться к тематическому оцениванию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент