x x
menu

Урок – Сопоставление стихотворения И. 3. Сурикова «Зима» со стихотворением А. С. Пушкина «Зимний вечер»

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть стихотворения И. 3. Сурикова «Зима»

(Варианты выразительного чтения стихотворения обсуждаются и оцениваются самими учащимися.)

Можно провести чтение стихотворения в форме конкурса на лучшее исполнение, в котором сами учащиеся будут выполнять роль жюри и решать, чье чтение будет лучшим.

2. Сопоставление стихотворения И. 3. Сурикова «Зима» со стихотворением А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Учитель. Дома вы сопоставляли стихотворение Сурикова «Зима» и стихотворение Пушкина «Зимний вечер». Чем отличаются картины природы, изображенные поэтами?

Дети. — Суриков рисует картины наступления зимы, а Пушкин говорит о своем настроении, о своих чувствах к няне, о своих переживаниях в тяжелые минуты жизни.

    Суриков передает восхищение зимними картинами, а у Пушкина они грустные, печальные, мрачные.

    Картина зимнего вечера созвучна подавленному настроению автора, у Сурикова настроение радостное, бодрое, светлое, восторженное.

    Суриков просто рисует одну картину за другой, а Пушкин передает свое обращение к няне, говорит и о себе.

— Пушкин ведет повествование от своего имени. Учитель. Молодцы, ребята.

П. Работа над новым материалом

1. Сообщение темы нового урока, постановка учебных задач

Учитель. Мы продолжим чтение стихов о зиме. Сегодня мы будем читать стихотворение русского поэта Ивана Саввича Никитина. Посмотрим, какая зима у этого поэта.

2. Чтение стихотворения учителем

3. Беседа после чтения

Учитель. Почему автор так назвал свое стихотворение?

Ученик. Потому что в нем говорится о начале зимы, о первом снеге.

Учитель. А теперь давайте включим свое воображение и представим себе картины, нарисованные автором.

Прочитайте текст про себя и посмотрите, сколько здесь картин.

4. Чтение текста про себя и выделение картин. Составление «словесного картинного» плана

Учитель. Итак, сколько картин вы представили, когда читали текст?

Дети. — У меня три картины.

    А у меня пять.

    А я выделил четыре.

Учитель. Какие же? Нарисуйте их своими словами, и у нас получится «словесный картинный» план. А в тексте найдите «рисующие» слова, которыми автор эти картины изображает.

1я картина Учитель. Автор рисует здесь ненастную осеннюю погоду: «...дождь в стекла окон стучал». На улице холодно («Веял холод в лицо»), туманно; в небе плывут низкие тяжелые облака:

«Над землею туман Облаками вставал».

Картина угрюмая, сумрачная, безрадостная: «От угрюмых небес...», «...плакал сумрачный лес».

Как бы вы назвали эту картину?

Дети. — «Осенняя дождливая погода».

    «Конец осени».

    «Осенняя непогода».

    «Осеннее ненастье».

2я картина Учитель. А дальше картина меняется: дождя нет («В полночь дождь перестал»). В воздухе закружились снежинки. Они мягкие, пушистые: «И что белый пушок». Снежинки падали на мокрую землю, и я даже представила себе, как они тают:

«На осеннюю грязь Начал падать снежок».

А как можно озаглавить такую картину? Дети. — «Первые снежинки».

— «Первый снег».

3я картина Учитель. Прошла ночь: «Ночь прошла. Рассвело». Небо стало чистым и безоблачным: «Нет нигде облачка». Чистый воздух, легко дышится: «Воздух легок и чист». На улице мороз: «Замерзла река». Все вокруг покрыто снегом:

«На дворах и домах Снег лежит полотном...»

Погода ясная, солнечная:

«И от солнца блестит Разноцветным огнем».

Картина радостная, яркая, светлая. А как вы ее назовете? Дети. — «Солнечное утро».

    «Все в снегу».

    «Зима настала».

4я картина Учитель. На картине зимний лес. Он преобразился, уже не сумрачный, а веселый:

«Смотрит весело лес Изпод черных кудрей».

Лес радуется: «Словно рад он чему». На ветках деревьев застыли слезы, лес плачет от радости, его замерзшие слезинки («капли сдержанных слез») похожи на алмазы: «Как

алмазы, горят...». Картина очень яркая, блестящая, красочная.

Какое название вы ей придумаете?

Дети. — «Зимний лес».

    «Застывшие слезы радости».

    «Зимние слезы».

    «Смотрит весело лес Изпод черных кудрей».

Учитель. Вот мы и составили «картинный» план и даже придумали названия картинам.

5. Работа над художественными средствами

Учитель. А теперь найдите в тексте сравнения. Дети. — «И Что белый пушок».

    «Снег лежит Полотном».

    «И от солнца блестит Разноцветным огнем».

    «Как алмазы, горят...»

Учитель. А для чего автор придумал эти сравнения? Дети. — Чтобы картины получились яркими.

    Чтобы точнее изобразить картины природы.

    Чтобы читатели их смогли лучше себе представить. Учитель. А теперь найдите в тексте еще слова, которые

рисуют явления и предметы природы, как живых существ. Дети. — «...дождь в стекла окон стучал».

    «Над землею туман Облаками вставал».

    «Веял холод в лицо».

    «Плакал сумрачный лес».

    «Смотрит весело лес Изпод черных кудрей».

    «Словно рад он чему».

    «Капли сдержанных слез».

6. Соотнесение стихотворений И. 3. Сурикова и И. С. Никитина

Учитель. А теперь сравним стихотворения Сурикова и Никитина. Похожи они?

Дети. — Да, похожи: они оба о зиме.

    И о первом снеге.

    О наступлении зимы.

Учитель. А по настроению они одинаковы?

Дети. — Нет, не совсем одинаковые. Суриков сразу рисует радостные, бодрые, светлые картины зимы и восхищается ими, а у Никитина настроение сначала грустное, нерадостное, а потом оно меняется вместе с картинами.

    Настроение поднялось с началом снегопада.

    Дальше зимняя картина вызвала у поэта веселое и бодрое настроение, оно вызвано чистым, свежим воздухом, морозами.

    Настроение у автора в конце стихотворения восторженнорадостное, особенно там, где он говорит о лесе, сравнивает замерзшие капли с разноцветными алмазами.

7. Соотнесение зрительного и словесного образов природы

Учитель. А теперь давайте рассмотрим картину художника Крылова «Зимний пейзаж» и подумаем, случайно ли ее поместили на этой странице, или, может быть, она имеет какоенибудь отношение к прочитанному стихотворению.

(Ребята рассматривают картину и обмениваются своими впечатлениями.)

Учитель. Никифор Степанович Крылов — художник начала XIX века, он первым в русской живописи стал изображать простых людей, крестьян и простую русскую природу. До этого было принято рисовать портреты знатных особ: царей, вельмож, членов их семей.

Крылов прожил очень короткую жизнь — всего двадцать девять лет, после него сохранилось всего три картины, в том числе и эта, которая показывает его большое мастерство.

Всмотритесь в картину. Какой день изображен на ней: ясный или пасмурный? Как художнику удалось показать это на картине?

(С помощью учителя дети обращают внимание на прозрачность воздуха, которая достигается контрастом цветов: белый снег и темные деревья, лес вдали, тени от деревьев и

предметов; глубина изображения на картине, дальний план, открывающийся взгляду в перспективе, изображен четко, все детали вырисованы тщательно: ветви деревьев, люди, одежда.)

Учитель. У этой картины есть еще одно название: «Русская зима». Подтверждается ли это название изображением на картине и как?

Дети. — На картине изображен русский пейзаж: много снега, вдали замерзшая река, ясная морозная погода.

    Художник изобразил не только пейзаж, но и людей. Они в русской одежде: в тулупах, на головах у женщин яркие платки.

    Женщины несут воду на коромысле.

    Здесь мужик с лошадкой.

    Вдали виднеется постройка, похожая на баню.

    В картине все говорит о том, что это действительно русская зима.

Учитель. А теперь давайте соотнесем эту картину со стихотворением Никитина. Найдите в тексте строчки, которые можно подписать под этой картиной.

Дети (читают).

    «Воздух легок и чист, И замерзла река».

    «Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем».

    «На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Изпод черных кудрей...»

8. Выразительное чтение стихотворения

Учитель. А теперь попробуем прочитать стихотворение так, чтобы передать меняющееся настроение автора, связанное с изменением картин.

(Ребята упражняются в выразительном чтении. Варианты чтения обсуждаются, отрабатываются, подбирается соответствующая интонация.)

Домашнее задание. Выучить наизусть понравившиеся картины из стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы». Сравнить картины художников Н. С. Крылова и И. И. Шишкина. Пофантазировать и представить, что бы произошло, если бы картины ожили.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать