x x
menu

Урок-практикум Сложносочинённые предложения

Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. Цели урока: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа; формировать потребность работать со словарём, позитивное отношение к исследовательской работе; совершенствовать речевую деятельность школьников; воспитывать любовь к родному языку; воспитывать гуманное отношение к людям. Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП. ( слайд №1 презентации «Сложносочинённые предложения») Оборудование: презентация «Сложносочинённые предложения», тесты по теме «Сложносочинённые предложения», карточки для индивидуальной работы, тексты для организации исследовательской деятельности, предложения для каждой группы, таблица «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»; диск «1С: Репетитор. Русский Язык»  Структура урока I. Организационный момент. Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП. II.Проверка домашнего задания. Упр.

69. - На какие группы делятся ССП? III. Формирование умений и навыков. Задание: определите тип предложения по структуре, докажите правильность вашего выбора (Слайды №2,3,4,5 презентации; слайд №2 – портрет Н. Рубцова) * Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли! (слайд №3) * И стало слышно, как над крышей тоскливо воют провода. (слайд №4) * В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла, над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола. (слайд №5) Упр. 71. (Учебник, стр.33) Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски) Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат. - Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов. - Какие буквы в записанном предложении обозначают 2 звука?

Почему? - Итак, это ССП. Какие предложения называются сложносочинёнными? - А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами? - Составьте предложения по схемам ( слайд №6 презентации) на тему «Осень в лесу» [ - = o, и о, и о ]. [ - = ], и [ = ], и [- = ].

Самостоятельная работа по группам На столах для каждой группы предложения.

  • Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.
  • Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)
  • Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)
  • Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)
  • Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)
  • Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. (А.С.Пушкин) Задание 1 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены. 2 группа – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы. 3 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочинённые конструкции; выделить грамматические основы и союзы. Проверка самостоятельной работы - Вы успешно выделяете ССП.

Они очень сильно различаются по своим значениям. И поэтому задачу следующего задания формулируем так: одинаковые ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами? И какие именно? Исследовательская деятельность - Проанализируйте три текста (по одному на группу). В каждом из них - ССП с одной из групп сочинительных союзов. - А какие группы сочинительных союзов вы знаете? (слайд №7 презентации.

«Сочинительные союзы») Задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы. Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у неё по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал её, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет.

Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдёшь направо – коня потеряешь, пойдёшь налево… (Л. Карелин.

Роман «Змеелов») Текст 2. Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид. Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне, Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине…

(А.С. Пушкин. Из «Дорожных жалоб») Текст 3. Несколько дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашённые жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачёвым…

Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачёве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано тёмным и запутанным слогом. В нём было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачёв, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков.

Сие показание было несправедливо… (А.

Пушкин. « История Пугачёва». Из гл. 3) Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы - К каким результатам пришёл каждый ряд?

Поделитесь своими наблюдениями. - Обобщим сказанное.

Какие значения вносят в ССП различные союзы? Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

- Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП. Самостоятельная работа по вариантам Тестовые задания по теме «Сложносочинённые предложения» Самопроверка (Ответы – на доске) Практическое использование полученных теоретических сведений - Продолжаем совершенствовать пунктуационные навыки.

2 ученика выполняют 4 упражнение (диск «1С: Репетитор. Русский язык». Раздел «Пунктуация. Знаки препинания в сложносочинённом предложении») V. Подведение итогов Учебник. Стр.

94. Вопросы для повторения (1,2,3) - Когда в ССП ставится тире? - Когда в ССП ставится точка с запятой? - Когда в ССП ставится запятая? - А когда не ставится запятая в ССП? (Слайд №8 презентации. «Отсутствие запятой в сложносочинённых предложениях») VI. Задание на дом Тестовые задания в трёх вариантах: 1-й и 2-й варианты – базовый уровень, 3-й – повышенной трудности.

(А.Б.Малюшкин, Л.Н. Иконницкая Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 9 класс) Учитель объявляет оценки за урок и комментирует их. Авторы: С. Г.

Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю.Максимов, Л. А.

Чешко

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать