x x
menu

Урок по теме: Л. Костенко «Крылья»

Цель: на примере поэзии «Крылья» раскрыть духовное наполнение человека — его «крылатость», что проявляется индивидуально, обращая внимание на духовное богатство как наибольшее сокровище в его жизни; развивать умение грамотно высказывать собственные мысли (в частности, о духовном наполнении каждого человека в реальной современной жизни), логически мыслить, сопоставлять, обобщать; формировать мировоззрение, кругозор школьников; воспитывать чувство уважения к человеку, его творческим и индивидуальным способностям, прививать любовь к искусству слова.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Л. Костенко, библиотечка его произведений, музыкальное сопровождение, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

1. Ученики под музыкальное сопровождение рассказывают любимейший стих наизусть из поэмы «Чайка на льдине». Определяются наилучшие исполнители поэзии.

2. Заслушивание ученических устных мини-произведений на тему «Человеческие крылья».

III. Актуализация опорных знаний.

1. Литературный диктант «Жизнь и творчество Л.Костенко».

• Дата рождения Л. Костенко. (19.03.1930).

• В каком возрасте Лина Костенко поселяется в Киеве? (Шестилетнем).

• Через неординарный талант отец поэтессы был... (Репрессирован).

• Какую студию еще школьницей посещала Л. Костенко? (Литературную).

• Учебное заведение, по окончании которого Лина Васильевна получила высшее образование (Киевский педагогический университет).

• С 1952-1956 гг. поэтесса училась В... (Литературном институте в г. Москва).

• Название первого поэтического сборника Л. Костенко. («Лучи земли» (1957)).

• Высочайшей ценностью в художественных раздумьях Лины Васильевны является... (Человек).

• Книга, за которую Л.Костенко присуждена премия Франческа Петрарки. («Инкрустации»).

• В каком году поэтесса стала первым лауреатом Международной литературно-художественной премии им. Елены Телиги? (2000 г.).

• Каким поэтом явилась Л.Костенко в первых своих книгах? (Бескомпромиссным, честным, самобытным).

• Произведения, за которые Лина Васильевна получила Государственную премию Украины им. Т. Шевченко. (Роман в стихах «Маруся Чурай», сборник «Неповторимость»).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Конкурс «Знайка».

IV. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

V. Основное содержание урока.

  • Какое глубокое счастье - жить,
  • Быть достойным имени человека,
  • Народу и человечеству служить!
  • М. Рыльский.

1. Вступительное слово учителя о глубоком духовном наполнении человека - его «крылатости», что проявляется индивидуально.

Читая поэзию «Крылья» Л. Костенко, каждый из вас, наверное, обратил внимание на символическое значение человеческих крыльев. Чем взрослее становится человек, тем и крылья его становятся большими.

Для чего человеку нужны крылья? Разве он летает? Да. Человек летает не только во сне. Крылья для каждого являются тем глубоким духовным наполнением, которое проявляется индивидуально.

Почему человек имеет крылья, а не может полететь? Это зависит в большей мере от него самого, его стремлении, желаниях, целеустремленности, настойчивости, старательности.

 Поэтому каждый должен стремиться к самоутверждению, преодолению жизненных трудностей в современной жизни, а этому помогут наши крылья.

2. Работа над поэзией Л. Костенко «Крылья».

2.1. Беседа с вопросами.

• Назовите существ в природе, которые имеют крылья. (Птицы, мухи, пчелы, коньки...). Для чего они им нужны?

• Когда говорят человеку, что у него выросли крылья за плечами?

• Почему, на ваш взгляд, Л. Костенко отмечает, что человек имеет крылья?

• Чем человеческие крылья отличаются от птичьих? Как об этом говорится в поэзии?

• Какие черты характера Л. Костенко ценит в человеке?

• А имеет ли крылья сама поэтесса? Если да, то какие? Собственную мысль обоснуйте.

• Как, по вашему мнению, иметь крылья человеку - это обязанность или произвольное желание?

• Какого человека считают духовно богатым?

2.2. «Микрофон». Ответ на вопрос: «Как бы вы воспользовались крыльями, если имели бы их?».

2.3. Составьте информационное гроно о человеческих крыльях.

Правда.

Честность.

Доверие.

Верность в любви. Человеческие крылья.

Вечные порывы.

Искренность к работе.

Щедрость на заботы.

Песни, надежды, поэзии, мечты.

2.4. Применяя метод кубирования, определите назначение крыльев как частей организма.

Крыло:

• равновесие;

• защита от ненастья;

• подать крыло - проявление дружеских отношений;

• средство для поиска пищи.

VI. Закрепление обработанного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

1. Из чего, по мнению поэтессы, сделаны крылья у человека?

а) из смелости; б) из пуха; в) из честности.

2. За что с уважением относится героиня произведения к стране, где она гостит (Л. Костенко «Чайка на льдине»)?

а) обычаи давние; б) внимание и уважение; в) душевность и доброта.

3. Тот край является наилучшим для поэтессы, где:

а) выросли у нее крылья; б) наилучшие люди; в) произошло много исторических событий.

4. Находясь в гостях, поэтесса грустит за родным краем и часто смотрит на... (Л.  Костенко «Чайка на льдине»): а) север; б) восток; в) закат.

5. Только тогда можно отправляться в полет, как считает поэтесса, когда имеешь... (Л. Костенко «Чайка на льдине»): а) образование и опыт; б) почву под ногами; в) родительское благословение.

6. Отмечая о портовых кораблях, писательница говорит, что третьи из них (Л. Костенко «Чайка на льдине»): а) утомленные, трудолюбивые; б) быстрые, неспокойные, молодцеватые; в) огромные, опрятные и горделивые.

7. Между кораблями можно было увидеть (Л. Костенко «Чайка на льдине»): а) множество льдинок; б) суденышки рыболовецкие; в) маленькие волны морские.

8. Флагов какого цвета не было на кораблях, которые находились в порту (Л. Костенко «Чайка на льдине»)? а) фиолетового; б) зеленого; в) желтого.

9. Корабль, который имел красный флаг, плыл, будто (Л. Костенко «Чайка на льдине»):

а) великан; б) айсберг; в) сказочный.

10. Родной корабль для поэтессы ассоциируется с (Л. Костенко «Чайка на льдине»):

а) куском родной земли; б) традициями украинского народа; в) родительским домом.

11. Лирическая героиня преисполнена большого желания бросить матросу-земляку, который находился на корабле из родного края (Л. Костенко «Чайка на льдине»):

а) поцелуй; б) цветок розы; в) сердце свое.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Обоснуйте, с чем, по мнению Л. Костенко, связано то, что человек имеет крылья «не из пуха-пера, а из правды, честности, доверия».

2. С чем связано то, что для героини произведения среди многих кораблей был только один милейшим? Какими чувствами было переполнено сердце от увиденного?

3. Находясь в другой стране, лирическая героиня произведения называет себя с удивлением (Л. Костенко «Чайка на льдине»): а) эмигранткой; б) иностранкой; в) путешественницей.

Карточка № 2.

1. Чем объяснить то, что у людей крылья сделаны из разного материала? Отвечая, ссылайтесь на текст произведения Л. Костенко «Чайка на льдине».

2. Прокомментируйте мысль Л. Костенко относительно того, что «лишь имея почву под ногами, пускаться можно в полет»? Что вы делаете, прежде чем отправиться в любое странствие, путешествие, экскурсию?

3. «Чайка на льдине» написана Л. Костенко в Щецине:

а) в марте 1958 г.; б) феврале 1952 г.; в) апреле 1948 г.

Карточка № 3.

1. Почему, по мнению, Л. Костенко, человек, который имеет крылья, тоскует по родному куску земли? Можно ли сравнить такого человека с чайкой на льдине?

2. Для чего Л. Костенко написала поэму «Чайка на льдине»? Над чем заставляет задуматься поэтесса во время чтения этого произведения. Свою мысль докажите, ссылаясь на факты из поэмы.

3. Хотя человек и имеет крылья, но, считает поэтесса, он:

а) тоскует по родному краю;

б) должен не только находиться в небе, а и обрабатывать свою землю;

в) обязан помогать всем на земле.

VII. Итог урока.

VIII. Объявление результатов учебной деятельности школьников.

IX. Домашняя задача.

Знать идейно-художественное содержание произведения Б. Харчука «Планетник», исследовать сказочное и реалистическое в повести-притче.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать