Цель: показать героические, гражданские мотивы в повести Гоголя, прославление им боевого товарищества; совершенствовать навыки составления плана к тексту, навыки текстологического анализа произведения; воспитывать чувство товарищества, патриотизма, а также культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать свое мнение, воспитывать умение устанавливать ассоциативные связи между разными жанрами произведений искусства.

Наглядность: иллюстрации Д. Шмаринова к IX главе повести.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.   Составление планов.

4 плана записываются на доске и 2 плана обрабатываются устно. Рецензирование, коррекция планов.

2.   Блиц-Опрос

  1. Какие приготовления к предстоящему сражению сделали казаки?
  2. Что сделал перед боем Тарас Бульба? (Произнес речь в товариществе)

3.   Выразительное чтение (заранее подготовленным учеником) речи
Тараса в товариществе

•   На какие слова, по-вашему, нужно обратить особое внимание?
(«Породнится по душе, а не по крови может один только
человек»).

4.   Работа с иллюстрациями к IX главе.
(Эпизод боя, гибель отдельных казаков)

Учитель. Как вы думаете, почему художник выбрал такую цветовую гамму? Какими бы словами вы ее охарактеризовали? (Демонстрация иллюстрации. Задание: Прочитать эпизод гибели одного из запорожцев, соответствующий ей).

•   Что напоминают вам последние слова казаков, ответом на что они являются? (Речь Тараса).

II. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Беседа со элементами текстологического анализа по второй части главы

1)     Что повлияло на перелом в сра-жении?

2)  Прочитать описание Андрея. Что это нам напоминает? Есть ли в его отношении к битве то, что еще раньше подметил в нем старый Тарас?

3)     Почему Тарас решил не просто убить сына в бою, а заманить его в лес одного?

4)  С кем сравнивает автор Андрея

перед последней встречей с отцом

Что дают нам для понимания его поведения слова:

«Как школьник, неосторожно задрав своего товарища...»;

«И видел он перед собой одного только страшного отца»?

5)     Почему Тарас не только принял такое страшное решение, но и взял на себя его исполнение?

6)     Что в поведении Андрея укрепило решение Тараса? («Это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки»).

7)     С чем сравнивает автор Андрея в его последние минуты? Почему Гоголь дает такое сравнение?

8)     Почему Гоголь не просто описывает Андрея в последние минуты, но и любуется его красотой? («Чем не казак был?» - «Пропал бесславно, как подлая собака!»)

9)     В какое мгновение — до или после выстрела — изобразил Д. Шмаринов Тараса? (Обращение к иллюстрации) Почему?

10)      Жалеет ли Тарас сына?

11)      Прочитать слова Остапа о брате. Почему он спросил: «Это ты убил его?», а не: «Зачем ты убил его?» Жалеет ли он брата?

12)      Почему Тарас даже не похоронил сына?

13)      Каким словом называли Тараса казаки, обращаясь к нему в тяжелую минуту? Что значит сейчас для него это слово — «отец»? (Обращение к атаману как к «батьке» означало «породнится родством по душе, а не по крови...»)

2. Выразительное чтение

(заранее подготовленным

учащимся) эпизода «Но не

выехали они еще из леса...» до

конца с уточняющими вопросами

Как показывает автор жар сра-

жения?

Докажите, что Бульба изо всех

сил старался спасти сына.

Только ли сыну стремился вон

помочь?

С чем сравнивает Гоголь теря-

ющего сознание Тараса? Поче-

му автор выбирает именно это

сравнение?

III. Подведение итогов урока.

Почему Бульба убивает Андрея и изо всех сил старается спасти

Остапа?

Как выглядят казаки во время своей героической смерти?

Как вы относитесь к героям повести?

VI. Дмашнее задание.

Читать главы X, XI, составить к нм план; подобрать цитаты к образам Остапа и Тараса; пересказ эпизодов: «Дорога Тараса на Сечь», «Тарас на Сечи», «Путь в Варшаву».