Этот урок переключает внимание учеников на отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Домашнее задание, выполненное учениками, способствует тому, что класс сразу включается в разрешение этой проблемы. Сначала мы прослушиваем и коллективно оцениваем пересказ истории с кольцом в двух вариантах в сжатом и подробном. Затем обдумываем «Почему помощь Дубровского не подоспела?».

Многие ученики склонны лишь повторить в ответ на этот вопрос эпизод с кольцом и свести смысл событий к случайности. Учитель стремится обратить внимание класса на то, что причина событии связана со всем строем отношений Маши и Владимира Дубровского.

Психологическая сложность материала и трудность разговора «о любви» в 7-м классе побуждают нас избрать прием «непрямого» анализа текста. Класс вместе с учителем составляет монтаж сцен для выразительного чтения на тему «Маша Троекурова и Владимир Дубровский». В ходе составления монтажа проясняются многие вопросы, волновавшие учеников при первом чтении романа (Как возникла любовь Маши к Дефоржу? Что разделило Машу и Дубровского? Почему Марья Кирилловна медлила, не сразу обратилась за помощью к Владимиру? Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского?).

Выразительное чтение по ролям помогает ученикам еще раз пережить драматическую историю любви, эмоционально присоединиться к сценам, логический анализ которых часто недоступен для пятиклассников.

Монтаж может включать в себя сцены из многих глав.

  1. Новый гувернер (глава VIII со слов «Сей учитель» до «Неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие»).
  2. «Маша в него влюбилась» (глава VIII со слов «Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки» до конца главы).
  3. Бал (начало X главы, кончая словами «барышни насмешливо за ним примечали»).
  4. 4.. «Все любили молодого учителя» (глава XI от слов «Дубровский, овладев бумагами француза», кончая словами «в отсутствие начальника»).
  5. «Мне необходимо с вами говорить» (глава XII
  6. до слов «Между тем француза не находили»).
  7. 6, Письмо (начало XIV главы до слов «Кирилла Петрович был не один» и от слов «Марья Кирилловна жадно воспользовалась позволением удалиться» до конца главы).
  8. 7. «Я все знаю» (глава XV).
  9. 8. «Теперь поздно». (XVIII глава со слов «Обряд был кончен» до конца главы).

Чтение сцен ни в коей мере не должно переходить в разыгрывание диалогов. Это непосильная и нелепая затея для пятиклассников. В спектакле Ленинградского ТЮЗ а «Открытый урок» справедливо пародируется «номер» школьного концерта: наряженные в костюмы прошлого века дети, смущаясь, подмигивая с хохотком залу, играют сцену свидания из «Дубровского». На уроке нам важен разговор о том, как нужно читать эту сцену и почему, нам. необходимо дать ученикам почувствовать динамику чувств в отдельном эпизоде и представить в целом всю линию отношений Маши. и Владимира Дубровского вместе с тем выразительное чтение здесь не только предлог для анализа. Здесь мы уточняем читательское восприятие, совершенствуем его, активизируем эмоции, подводим к мысли о том, что любовь Владимира Дубровского к Маше оказалась не всесильной, что враждебные обстоятельства, разница положений, «предрассудки» и страх, жившие в душе Марьи Кириловны, в конце концов разделили героев.

Когда ученики с трудом читают слова Дубровского в сцене свидания (глава XV), мы спрашиваем у них: «А почему это так трудно читать?» И в герое, совершенно безупречном для них, дети начинают замечать некоторую высокопарность, книжность слога и мыслей. Мы не можем в пятом классе рассуждать о катастрофичности романтического мировоззрения но почувствовать, как неуместны здесь слова Дубровского, дети способны. И выразительное чтение помогает это сделать.

Начиная с этого урока анализ переходит в стадию заключительных занятий. Материал урока охватывает уже весь роман. Обобщения становятся более глубокими. Ученики не только ищут ответы на вопросы, но и защищают сложившиеся уже представления, аргументируют свою позицию,.

К следующему уроку мы поручаем ученикам подумать над вопросами: «Виноват ли Троекуров в смерти Дубровского?» и «Кто более неприятен и жесток: Троекуров или Верейский?». Оба вопроса создают проблемную ситуацию, подводят к теме следующего урока.