x x
menu

Урок: Образ Раскольникова, развенчание теории сильной личности

Цель:   на основе идейно-художественного анализа романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сделать разбор узловых проблем произведения, на основе текста доказать, что суть теории Раскольникова антигуманная, совесть его не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

•          В какие годы создавался роман «Преступление и наказание»? Какой была общественная жизнь России в период создания романа? (Над романом «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский работал в условиях «трудного времени» конца 60-х годов ХІХ ст., когда Россия вступила в переходную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, началась правительственная реакция: лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские бунты преодолены. Половинчатая крестьянская реформа привела страну к ситуации двойного кризиса. Начался и заострился процесс распада духовных ценностей. Теория и поступки Раскольникова - свидетельство религиозного кризиса, который охватил мир).

•          В чем истоки такой заинтересованности Достоевского проблемами преступления? (В его личных наблюдениях на каторге и в его этико-философских поисках. Вся жизнь Ф. М. Достоевского - непрерывный путь поисков, сомнений, противоречий).

ІІІ. Сообщение темы урока, мотивация учебной деятельности.

18-летний Ф. М. Достоевский в письме своему брату писал: «Человек есть тайна. Ее нужно разгадать, а если ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, так как хочу быть человеком».

Сегодня мы будем разгадывать тайну человека, личности Раскольникова, отвечать на вопросы (опорная таблица).

•          Почему убил?

•          Почему сознался?

•          Почему воскрес?

•          Можно ли средствами нарушения морального закона «не убей» бороться за справедливость на Земле?

Это вопросы, которые ставил перед собой писатель. Ответы на этот вопросы мы попробуем дать сегодня.

IV. Изучение нового материала.

1. Беседа с элементами дискуссии.

Анализ текста проводится по блокам вопросов.

1-й блок.

•          Какие первые впечатления о Раскольникове?

•          Дайте портретную характеристику герою. (Часть І, глава 1).

•          Какую роль сыграет деталь в создании образа героя. (Средство психологического анализа).

•          Какое социальное положение Раскольникова? (Мы видели в предыдущих произведениях Ф. М. Достоевского «маленьких людей», раздавленных и забитых).

•          Чем отличается Раскольников от героев прежде написанных произведений? (Раскольников в произведении - не «маленький человек». Это сильный, умный, гордый, талантливый человек, который мог бы стать выдающимся ученым, мыслителем, общественным деятелем. Но он бедный... Он дошел до последней границы бедности - обнищание. Перед ним глухой угол).

•          Найдите детали, которые указывают на обнищание героя?

•          Рассмотрите иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Раскольников в воротничке».

•          Как этот рисунок передает бедность героя, его одиночество? (Совпадает ли представление писателя и художника).

•          Отвечает ли внешний вид, материальное положение его душевному состоянию?

•          В чем причины его духовного разлада? (Часть І, глава 1, 2).

•          Что мы еще знаем о Раскольникове? (Он бывший студент, уроки давать не хочет, потому, что считает, что они не решат проблему, ходит по улицам Петербурга).

•          Но он мыслит. В голове его зарождается идея, она получает развитие и приводит его к первой попытке. Что это за идея? Проанализируйте состояние героя после попытки.

•          Как складываются его взаимоотношения с внешним миром? (Опорная таблица).

2-й блок.

•          Чтобы понять идею, которая родилась в сознании Раскольникова, необходимо обратиться к авторским характеристикам героя.

•          Зачитайте авторские характеристики героя.

•          О каких свойствах характера Раскольникова говорят эти высказывания?

•          Проанализируйте отрывки из романа от слов «…приключение, которое привело к себе…»(Часть І, глава 4).

•          На какие раздумья наводит встреча Раскольникова с пьяной девушкой?

•          Какие свойства характера Раскольникова раскрывает этот эпизод?

•          Передайте содержание первого сна Раскольникова.

•          Почему Ф. М. Достоевский называет этот сон страшным? (Часть І, глава 5).

•          Какие особенности личности, человека раскрываются в этом сне?

•          Почему сон имеет символическое значение? О чем он свидетельствует? (О тонкой, доброй душе героя).

«Я отрекаюсь от этой проклятой мечты».

•          Что становится известно Раскольникову из письма матери о жизни сестры?

•          Что общего Раскольников увидел в судьбы Сони Мармеладовой и Дуни?

•          По внутренним монологам (часть І, глава 2 и 4) проследите, какие чувства возникают у Раскольникова после чтения письма матери и посещения Мармеладовых.

Вывод.

Так писатель раскрывает внешние причины, которыми было обусловлено преступление. (Опорная таблица «Чтобы спасти…»)(После этого он попадает в плен своей идеи и становится ее рабом. Его участие было фатальным, и только некоторые внешние обстоятельства привели его к конечному результату).

3-й блок.

•          Вспомните содержание разговора студента и офицера. (Часть І, глава 6).

•          Почему Раскольникова заинтересовали слова студента? («Не загладится ли крошечное преступление добрыми делами? За одну жизнь - тысяча добрых дел, спасенных от гниения и разложения». «Одна (жизнь) смерть и сто жизней взамен - ведь здесь арифметика»).

•          Что означает «разрешение крови по совести»?

•          Какие противоположные свойства характера оказывали содействие зарождению его идеи и осуществлению «одиночного замысла»?

 

4-й блок

•          Расскажите, что вам стало известно о старой ростовщице? («Крысиная косичка...»).

•          О чем говорят эти детали?

Характеристику старой ростовщицы дополняет иллюстрация Шмаринова. Совпадает ли увиденное художником и писателем?

•          Почему в образе ростовщицы Раскольников видит все зло мира?

•          Почему после убийства ростовщицы у Раскольникова появилась сила? (Убийство было задумано и осуществлено как акт отплаты («Пропадают молодые светлые силы»), как акт гуманности («Спасти сестру, 100, 1000 ...»), как попытка найти выход из жизненного глухого угла и утвердить свое право незаурядной личности).

2.         Монолог Раскольникова.

Теория Раскольникова сложная для понимания. Поэтому сейчас мы послушаем разъяснение, комментарии.

3.         Комментарии к теории Раскольникова.

5-й блок

•          Случайно или закономерно, с вашей точки зрения, что Раскольников стал убийцей не только ростовщицы, но и ее сестры?

•          Чем же стало для него это убийство?

•          Какие мысли и чувства переполняют Раскольникова после осуществления убийства? (Часть ІІ, глава 2).

•          Проследите поведение Раскольникова после убийства. Разве так ведет себя настоящий преступник? («Улики, ценности»).

•          Проанализируйте эпизод, когда Раскольникову подали двугривенник? (Часть ІІ, глава 7).

•          Объясните состояние Раскольникова во время его встречи с матерью. (Часть ІІІ, глава 1).

•          Почему Раскольников одинокий? (Часть ІІ, глава 7).

•          Почему Раскольников принимает участие в предоставлении помощи пострадавшему Мармеладову и его семье?

6-й блок.

Проблема насильнического переустройства мира - одна из главных в романе. На этот путь и ступил его главный герой. Согласны ли вы с этим?

•          Для чего Раскольникову «власть над всею дрожащей тварью и над всем муравейником»?

•          К чему привела бы людей теория Раскольникова, если бы она победила? (Вопрос для дискуссии).

Вывод. Личность, человек - это святое.

7-й блок

•          Почему же Раскольников идет именно к Соне?

•          В чем содержание слов Раскольникова: «Разве я старушку убил? Я себя убил, а не старушку!».

•          Почему в сцене признания Соня сильнее Раскольникова и побеждает его в моральном плане?

•          А на чьей стороне вы? (Личное отношение).

•          Почему Раскольников сознался в убийстве? (Разрыв с людьми, желание найти утраченный контакт, он перестал верить в свою нечеловеческую идею).

8-й блок.

•          Вспомните сцену чтения Соней рассказа о воскресении Лазаря.

•          Почему она читала именно это?

•          Какие уроки получил Раскольников на каторге? (Не падал духом под бременем совершенного преступления, в страдании находит внутренние силы для возрождения).

Символическая сцена чтения истории Лазаря имеет логическое завершение в эпилоге.

4.         Художественное чтение стиха «Они были одни...».

5.         Беседа.

6.         Связь с настоящим.

V. Итог урока.

  • Как не просили бы,
  • Не грозились
  • И не ругали исступленно.
  • Я все равно в Музее Человека
  • На самое видное место
  • Положил топор Раскольникова Родиона
  • Чтоб и старый и малый глядел
  • На окровавленный обух.
  • Чтоб в глубине глаз
  • Никогда
  • К силе слепой, вероломной
  • Гнева огонь не керосин,
  • Да что топор
  • Террористская бомба...
  • Хоть встань в пространстве со звездами вровень
  • Все равно никак,
  • Никогда
  • Не уменьшить цены человеческой крови.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать