Цель: добиться понимания учениками роли юмора в жизни украинцев; вырабатывать умение различать жанры юмористических произведений, рассказывать об особенностях построения басни, пополнить знания о Л. Глибове как украинском баснописце, поэте; проанализировать басню «Жаба и Вол»; развивать культуру связной речи, умение сопоставлять описанное в басне с сегодняшней реальной жизнью; грамотно высказывать собственные мысли, суждения, логически и последовательно аргументировать свои соображения; воспитывать чувство уважения к выдающемуся украинскому баснописцу Л. Глибову, его творчеству; отрицательное отношение к несправедливости, вранью, жадности; формировать активную жизненную позицию.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет Л. Глибова, библиотечка его произведений, ученические рисунки к басне, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• Почему и над чем смеется человек?
• Каким бывает смех? (Доброжелательный и злой).
• Кто такой Л. Глибов? Что вам известно о выдающемся украинском баснописце, поэте?
• Какие произведения Л. Глибова вы уже знаете?
• Дайте определение акростиху как литературному жанру.
• Какие баснописцы мировой литературы вам известны? (Эзоп, И. Крылов, Жан де Лафонтен).
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.
IV. Основное содержание урока.
- Глибов - творец правдивых жемчужин украинской литературы.
- И. Франко.
- Юмор и поэзия являются золотыми воротами ко всему честному, благородному, прекрасному.
- А. Шопенгауер.
- Можно и шутить, лишь бы дело знать.
- Народная пословица.
5. Анализ басни Л. Глибова «Жаба и Вол» (1853).
5.1. Выразительное чтение басни в ролях.
5.2. Тема: изображение жабы, которая старалась посоревноваться с волом относительно размера, в результате «от натуги щелкнула - да и одубела».
5.3. Идея: осуждение на примере жабы отрицательных человеческих недостатков, а именно: жадности, зависти, спесивости, хвастливости.
5.4. Основная мысль: «...лучше жить, Как милосердный Бог дает».
5.5. Композиция.
Введение: жаба вылезла на берег посмотреть и немного погреться и, увидев Вола, решила с ним посоревноваться.
Основная часть: соревнование жабы с Волом; старание подруги-сестры жабы доказать ей бесполезность этого дела.
Окончание: вред, который причинила жаба себе - самоуничтожение.
Мораль: автор обращает внимание на применение тех реальных собственных возможностей, которые «милосердный Бог дает».
5.6. Герои произведения: жаба, ее подруга-сестра, Вол, автор.
5.7. Дополнительная информация относительно обсуждения содержания басни.
5.7.1. Народные пословицы о зависти:
• Людям на зависть, а нам на пользу.
• В чужих руках всегда больший кусок.
• На чужой ниве все лучшая пшеница.
• Все чужое вкуснее.
• Пусть завидуют хуже, чтобы прибыло больше.
5.7.2. Загадки о жабе.
Что это оно: в воде водится, С хвостом родится, А как вырастает, Хвост отпадает.
В зеленом жакете Орет в камыше.
Хотя и плавать мастак, А не рыба и не рак.
По земле скачет, А по воде плавает.
В воде сидит охотно, И не рыба и не рак.
5.7.3. Толкование со словарем:
• Вол - большой рогатый скот, который используется человеком как мясное и рабочее животное.
• Жаба - бесхвостое земноводное существо.
5.8. Обсуждение содержания басни с вопросами:
• Видели ли вы в естественной среде жабу, вола? Что характерно для этих существ?
• Почему в заголовке и содержании басни слова «Жаба», «Вол» пишутся с большой буквы?
• Какие черты характера присущи Жабе, Волу? С какой целью Л. Глибов противопоставляет эти образы?
• Чем жаба отличается от своих подруг, сестер?
• Почему жаба не воспринимала и не понимала предостережений окружающих?
• Случалась ли вам в жизни подобная ситуация, которая изложена в басне?
V. Закрепление изученного материала по теме «Л. Глибов «Жаба и Вол»».
1. Обработка тестовых задач.
1. Для чего жаба вылезла на берег? а) чтобы погреться на солнышке; б) хотела встретиться с подругами; в) изъявила желание поесть насекомых, так как проголодалась.
2. Чем была удивлена жаба, увидев Вола? а) страшными крепкими рогами;
б) цветом кожи; в) большим размером тела.
3. Жаба решила с Волом: а) сравниваться; б) соревноваться на скорость в движении; в) поссориться.
4. Какую черту характера человека Л. Глибов подвергает критике на примере поведения жабы? а) лень; б) зависть; в) коварство.
5. Как Л. Глибов называет жабу? а) сообразительной; б) находчивой; в) причудливой.
6. Почему могли удивляться подруги - сестры жабы? а) манерой хорошо петь - квакать; б) увеличением в размере; в) прыжками на большое расстояние.
7. По жанровой направленности «Жаба и Вол» Л. Глибова: а) акростих; б) юмореска;
в) басня.
8. «Жаба и Вол» была написана: а) в 1853 г.; б) 1858 г.; в) 1856 г.
9. Какая из представленных ниже народных пословиц раскрывает идейное содержание произведения «Жаба и Вол»?
а) «Кто богатый, тот не любит дать»;
б) «Людям на зависть, а нам на пользу»;
в) «У скупого всегда после обеда».
10. Какой строкой заканчивается повествовательная часть произведения? а) «Как милосердным Бог дает»; б) «от натуги щелкнула - да и одубела!» в) «Вот будут жабы удивляться!».
11. Кому в басне принадлежат слова: «Да и что, глупая, себе сделала?» а) волу; б) автору
в) сестре жабы.
12. Сколько раз обращалась жаба к своим подругам-сестрам во время соревнований с Волом?
а) дважды; б) трижды; в) один раз.
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
2. Работа на карточках.
Карточка № 1.
1. Что случается с теми людьми, которые слишком завидуют другим? Высказываясь, приведите примеры по собственному опыту и содержания басни Л. Глибова «Жаба и Вол».
2. Докажите, что «Жаба и Вол» Л. Глибова - это басня, ссылаясь на особенности этого литературного жанра.
3. Какой строкой в произведении «Жаба и Вол» Л. Глибова начинается учебная часть?
а) «Такие и в мире жабы есть»; б) «Все думает, что станет больше»; в) «А по мне - лучше жить».
Карточка № 2.
1. Что имел в виду Л. Глибов, отмечая: «Такие и в мире жабы есть...»? Собственные мысли обоснуйте, приводя убедительные доказательства из собственной жизни.
2. Как, на ваш взгляд, автор произведения относится к своей героине? Личные соображения мотивируйте.
3. Кого в произведении Л. Глибова «Жаба и Вол» касается пословица: «Знайся конь с конем, а вол с волом»?
а) вола; б) жабы; в) других героев.
Карточка № 3.
1. С какой целью Л. Глибов в произведении «Жаба и Вол» на примере живых существ подвергает критике человеческие недостатки? Собственную мысль обоснуйте.