Цель: с помощью предложенных задач выявить у учеников уровень знаний, умений и навыков по изученной теме, закрепить их; развивать внимание, память, ловкость, решительность, сообразительность, умение аккумулировать полученные знания и применять их во время выполнения задач; воспитывать настойчивость, старательность, силу воли, интерес к следствиям собственной работы, пунктуальность.

Тип урока:     контроль, коррекция знаний и умений.

Оборудование: тестовые задачи и вопросы для контроля по теме.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности учеников.

III. Объяснение учителя к выполнению тематической контрольной работы.

IV. Ход контрольной работы.

I вариант.

Начальный уровень.

1. Начиная с какого столетия славяне используют бумагу для написания книг?

а) ХІІ ст.; б) Х ст.; в) ХІ с т.

2. «Ой на горе и жнецы жнут» принадлежит к песням:

а) казацким; б) чумацким; в) жатвенным.

3. Какая птица похитила миленького от молодицы («Шутливые коломыйки»)?

а) грач; б) ворон; в) орел.

Средний уровень.

4. Чем болеет Андрей, герой шутливых коломыек?

5. Назовите известные вам казацкие песни.

6. Почему художественная литература - высочайший род искусства?

Достаточный уровень.

Дайте ответ на один из вопросов.

7. Мотивируйте, почему И. Франко считает, что книга - морская глубина.

8. Докажите, что народная песня имеет не только познавательное, а и воспитательное значение.

9. Какие недостатки человеческого характера высмеиваются в шутливых коломыйках? Приведите 2-3 примера.

Высокий уровень.

Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем:

10. «В песнях оживает история моего народа».

11. «Книга - узда для тела и души».

12. «Простота и мудрость коломыек».

ІІ вариант.

Начальный уровень.

1. Какая из пословиц о книге имеет другой смысл:

а) С книгой жить - с добром дружить.

б) В доме без книги, как без окон, темно.

в) Знание - это солнце, книга - окно.

2. Героя какой песни мать сначала прогоняла из дома, а потом звала вернуться?

а) «Ой в степи криниченька»; б) «Гул, гул по дубраве»; в) «Ой на горе и жнецы жнут».

3. Определите последнюю строку цикла коломыек «Досуг молодежи».

а) «Что-то я такая охочая в воскресенье к танцам»;

б) «Каждый так себе поет, как ему на душе»;

в) «Так как уж у меня, молодого, болит под грудь».

Средний уровень.

4. Каким образом влияет коломыйка на ее исполнителей («Досуг молодежи»)?

5. О каких знаменитых гетманах Украины упоминается в песне «Ой на горе и жнецы жнут»?

6. Назовите функции литературы.

Дополнительный уровень.

Дайте ответ на один из вопросов.

7. Прокомментируйте высказывание Д. Павлычко о том, что жизнь без книги - дом без окон.

8. Почему, на ваш взгляд, народные песни и сейчас остаются животворным источником литературы?

9. Сравните коломыйку с народной песней.

Высокий уровень.

Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем:

10. «Песня - казна нашей мудрости, нашей истории».

11. «Большая польза бывает от учения книжного».

12. «Актуальность коломыек среди украинцев.

ІІІ вариант.

Начальный уровень.

1. Художественная литература отображает жизнь человека:

а) в наиболее общем виде; б) в динамическом развитии; в) с помощью линий и красок.

2. В какой песне рассказывается о гибели казака на Московщине?

а) «Стоит явор над водой»; б) «Ой в степи криниченька»; в) «Гул, гул по дубраве».

3. Из-за чего «четыре легиники», оборачивая сено, поубегали («Шутливые

коломыйки»)? Так как:

а) захотелось спать; б) решили пойти выкупаться в пруду; в) зашелестела мышь.

Средний уровень.

4. Какой вред нанес овощу герой шутливых коломыек?

5. Какие жанры социально-бытовых песен вам известны? Назовите их.

6. Когда появились первые печатные книги на Украине?

Достаточный уровень.

Дайте ответ на один из вопросов.

7. Обоснуйте бытование народной мысли: «Кто много читает, тот много и знает».

8. Выскажите собственную точку зрения относительно исторического возникновения коломыек как песенного жанра.

9. Мотивируйте, почему говорят, что песня - это душа народа.

Высокий уровень.

Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем.

10. «Народ - творец украинской песни».

11. «Книга - источник мудрости».

12. «Коломыйка - неотъемлемый спутник будней и праздников украинского народа».

IV. Итог урока.

V. Домашняя задача.

Подготовить мини-доклад о биографии И. Франко, знать идейно-художественное содержание І, ІІ разделов произведения писателя «Захар Беркут».