Цель: обработать идейное содержание произведения В. Близнеца, обратить внимание на условия окружения, в котором находится главный герой произведения, его отношение к Нине, Глипе и Буське; осмыслить понятие бессмертия, добра, вечности и красоты, как они касаются мальчика Леньки; развивать культуру связной речи, память, внимание; умение наблюдать за героем произведения и строить соответствующие заключения; грамотно высказывать собственные мысли, чувства; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать на примере главного героя произведения любовь к красоте родного края; культуру поведения, желание познать как можно больше о тайнах окружающей среды; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: тест произведения и мини-библиотечка произведений писателя; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Рассказ в повести В. Близнеца «Звук паутинки» ведется от первого лица. О чем это свидетельствует?

• Чем объяснить постоянную мечтательность героя, фантастическое воображение? Свою мысль мотивируйте.

• Почему Ленька, находясь на лоне природы, не ощущал своего одиночества?

• Как Ленька воспринял личное знакомство с Адамом?

• Что мы узнали об особенности имени Нина? («… звенит, как звук паутинки на ветру?»).

• Повзрослел ли Ленька после дружбы с Адамом? С чем это связано?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

Природа - движение, покой - смерть. Б. Паскаль.

Люди равноправные, но на сцене жизни играют разные роли. Вольтер.

Наши сокровища - здоровье, воля, простая жизнь, любовь к добру, благосклонность

к друзьям, согласие с соседями, стойкость в несчастье. Ф. Фенелон.

1. Работа над анализом разделов «Нина», «Глипа и Бакун».

1.1. Выразительное чтение и пересказ отдельных отрывков разделов.

1.2. Обработка раздела «Нина».

1.2.1. Тема: изображение знакомства Леньки с Ниной, их общее переживание, переживания за жизнь Адама.

1.2.2. Идея: возвеличивание настоящей дружбы; одобрение способности человека к сочувствию и милосердию.

1.2.3. Основная мысль: после смерти хороший человек продолжает жить в мыслях, сердцах близких и знакомых, чего нельзя сказать о таких людях, как Глипа.

1.2.4. Сюжет.

Печаль Леньки из-за собственного одиночества. Адам не появлялся, так как очень болел, о чем мальчик узнал позднее. Находясь возле реки, мальчик увидел разрушенную плотину, которую он смастерил с новым другом. Гуляя, Ленька любовался природой, ее красотой и увидел снова восстановленную плотину и сделанную мельничку, которую Адам смастерил без помощи мальчика.

Знакомство Леньки с Ниной. Они разговаривают об опасной болезни Адама, о назначении человека на земле.

1.2.5. Композиция.

Экспозиция: мальчик страдает от одиночества, блуждая побережьем реки.

Завязка: встреча Леньки с Ниной, их переживания за жизнь Адама.

Кульминация: раздумья Леньки и Нины о назначении человека на земле; какие люди продолжают жить после смерти.

Развязка: «...из добрых людей вырастает что-то хорошее..., а кто злой, завидущий, - репейник, крапива, ползучий лишай».

1.2.6. Работа над содержанием раздела, с вопросами:

• Что произошло с плотиной, которую Адам сделал с Ленькой?

• Какую красоту образовывает луговая трава-гусятница? («Она шелковистая, густая, как вата. Глянешь - зеленый коврик простлан между вербами. На сено эта трава не годится: ее не порежешь косой, сбивается в клубки. А зато, как выпадет роса, будто морозцем прихватит траву - седая-седая шубка. А солнце взойдет - горит, искрится весь луг»).

• Что необыкновенного мальчик наблюл в движении реки? («Не так гомонит река. Я уже знаю, как река меняет свой голос. Утром - чистая, светлая вода, и журчит она серебряным ручейком; в обедню пору, в жару вода млеет, хлюпает лениво, и шум этот, слышен далеко...») Как это характеризует героя произведения?

• Чем был удивлен Ленька, придя спустя некоторое время к разрушенной плотине на реке? Опишите мельничку. («Вот так, под лотком, стоят ноги-сопротивления, две грубые палки. Они с рожками вверху, и на тех рожках лежит поперечина. А на поперечине - деревянная мельничка. У нее лопаты, как ладошки, подставленные к лотку. Падает струя воды, бьет по крыльям, и журчит, крутит мельничка, рассевает пыль водную, и светится под плотиной маленькое солнышко»).

• Почему, по мнению Леньки, все воровское делается ночью?

• Чего не хватало мальчику, когда он одиноко блуждал возле реки? Почему Ленька постоянно вспоминал об Адаме?

• Как мальчик воспринял появление Нины?

• Почему, несмотря на тяжелую болезнь, Адам все же таки сделал мельничку, которая он обещать смастерить Леньке?

• Из-за чего имя «Нина» мальчик воспринял как-то особенное, необычное?

• Какой разговор состоялся между Ниной и Ленькой, когда та приплыла на лодке к нему вторично?

• Чем объяснить то, что Нина не любила, когда у нее что-то расспрашивали?

• Почему у Леньки проявилось желание умереть? Как на это отреагировала Нина?

• Объясните мысль Нины о том, что люди не умирают совсем?

• Как разговор между Ленькой и Ниной о жизни и смерти повлиял на осмысление мальчиком назначения человека на земле? В чем заключается подтекст этого разговора?

1.3. Обработка раздела «Глипа и Бакун».

1.3.1. Тема: изображение стремления Леньки защитить Бакуна от жестокого Глипы.

1.3.2. Идея: осуждение жестокости, коварства, равнодушия к горю других; пренебрежительного отношения к животным.

1.3.3. Основная мысль: животные, как и человек, - это живая часть природы, к которой нужно относиться чутко, кротко, с пониманием.

1.3.4. Сюжет.

Рассказ о прошлом старого коня Бакуна. Глипа и его брат Гавро решили воспользоваться Бакуном. Во время переправы через реку нога коня попала в щель между камнями. Воры решили уничтожить Бакуна. Мальчик сочувствует животному и старается ему помочь. Но как? По мнению матери, Бакун сам освободит себя из ловушки. В скором времени Ленька видит коня живым, но хромающим. Намерениям Глипы не судилось осуществиться.

1.3.5. Композиция.

Экспозиция: знакомство с прошлым Бакуна. Завязка: Глипа с братом решают воспользоваться Бакуном. Кульминация: старание Глипы и Гавра уничтожить Бакуна, с которым случилась беда во время переправы через реку.

Развязка: Бакун в опасности, намерения Глипы не осуществились.

1.3.6. Обработка идейного содержания раздела с вопросами:

• Как вы относитесь к Бакуну, узнав о его прошлом?

• О чем вспоминал конь?

• Чем Бакун привлекал Леньку?

• Какую работу приходилось выполнять старому Бакуну?

• Как автор относится к Глипе и его брату? Отвечая, обратите внимание на внешность, поведение, мысли героев.

• Что случилось с Бакуном, когда Глипа вел его через реку? Сравните, как к несчастью коня отнеслись Глипа с братом, а как Ленька?

• Почему страдание Бакуна Ленька воспринял как собственные? О чем это свидетельствует?

• Каким образом мальчик хотел помочь коню? Что посоветовала мать сыну по этому поводу?

• Как спасся конь?

• С какой целью Глипа вернулся к коню, который оказался в опасности? Как Бакун отреагировал на их приход?

• Чем объяснить то, что на месте, где стояли Глипы, «вырос куст, прочь обтрепанный, с волчьими ягодами на колючих ветвях»?

• Есть ли у вас дома животные? Как вы к ним относитесь?