Цель: проследить, как в произведении В. Близнеца «Звук паутинки» раскрывается удивительность и красота мира; находить в повести образы (звук паутинки, Нины, кораблика), что передают разные идеи, эмоции, чувства; развивать умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; сопоставлять, строить заключения, доказывать личные соображения; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство любви к природе, родному краю; уважение к активной жизненной позиции, порядочности, вежливости, доброты.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: текст произведения, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Что вы наиболее цените в человеке?

• Почему люди иногда пренебрежительно относятся к природе, ее жителям?

• Для чего В. Близнец в разделе «Нина» принуждает подумать над назначением человека на земле?

• Чем проверяется настоящая дружба? Как это прослеживается в повести В. Близнеца «Звук паутинки»?

• Что необходимо человеку для преодоления любых трудностей, которые с ним случаются?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

Цена человека - его дела. М. Горький.

Быть верным обязанности всегда - большое дело.

Демокрит.

1. Анализ раздела «Все отплывает».

1.1. Выразительное чтение и пересказ отдельных отрывков раздела.

1.2. Тема: изображение смерти Адама, расставание Нины и Леньки в начале осени.

1.3. Идея: возвеличивание бескорыстной дружбы, взаимопонимания, уважения между людьми; осуждение жестокости, эгоизма (Глипа).

1.4. Основная мысль: с течением времени все в жизни человека изменяется, как и он сам.

1.5. Сюжет.

Погребение Адама. Встретившись с Ниной, Ленька по ее просьбе делает кораблик из материала, который прислал в посылке неизвестный Олс.

Кораблик был похож на каравеллу «Санта-Мария»; плавая в кораблике и любуясь видами вдоль реки, друзья попали на Глипину вершу. Этот браконьер старался нанести ущерб колхозной рыбе. Ленька и Нина разрушают Глипино хранилище.

На прощание друзья разжигают ночью костер и обещают друг другу снова встретиться. Ленька на память о себе дарит Нине кременцы.

1.6. Композиция.

Экспозиция: печаль Леньки по потере друга (смерть Адама).

Развязка: посылка Олса, Ленька делает кораблик для Нины.

Кульминация: расставание друзей, Нина отплывает на кораблике, сделанном Ленькой.

1.7. Обсуждение содержания раздела.

Вопрос:

• Как Ленька воспринимал дождливую погоду? С помощью каких художественных средств В. Близнец изображает дождь? Приведите примеры.

• Какой была причина смерти Адама? Как ее воспринял Ленька?

• Что случилось с лодочкой Нины? Почему мальчик не представлял Нину без лодки?

• Каким образом Ленька старался сделать для Нины новую лодку?

• Какую посылку передала баба Сироха мальчику? Чем был удивлен Ленька?

• Что Нина рассказала мальчику об Олсе?

• Опишите мастерство Леньки, которое проявилось у него во время изготовления лодки. («Взялся за нож: он легко режет, гладенько; сыплется наземь красноватая труха, баранцами скручивается стружка. Все идет нормально; уже заострился, удлинился корпус; правда, он еще грубенький, неказистый, но видно: это тебе не что-нибудь, а что-то серьезное. Одна лишь беда: чикнешь ножом резковато, так и взлетает верхняя чешуя, отслаивается; кора склеена неважно. Но не беда, скоро я наловчился, и работа пошла как нужно»).

• Что ощущали Ленька и Нина во время плавания на мысленном кораблике?

• Какое преступление Глипы выявили друзья, плавая на кораблике по реке?

• Что сделал Ленька с Глипиными вершами?

• Почему, расставаясь с Ленькой, Нина считала, что он о ней забудет?

• Что символизирует образ кораблика?

• Как звук паутинки воспринимается Ленькой и Ниной?

• Почему писатель посвятил свою повесть «Звук паутинки» конькам, майским жукам, тихому дождю, заиленной речушке? Собственные соображения обоснуйте.

2. Составление плана характеристики образа Нины.

1. Нина - друг Леньки.

2. Внешность (портретная характеристика) девушки («...голубая, глаза большие и удивленные, в косах - белая лента»); («На... Правда, звенит, как звук паутинки на ветру?»).

3. Черты характера мысленной героини:

а) чуткость и доброта; б) принципиальность; в) искренность и открытость; г) уважает и ценит дружбу; д) любовь к природе, стремление понять ее.

4. Воспитание Ниной Леньки («Из добрых людей вырастает что-то хорошее - яблони, сирень, маргаритки. А кто злой, завидущий, то будет репейником, крапивой, лишаем ползучим»).

5. Нина - это реальность или воображение?

V. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

1. Художественное средство, которое В. Близнец применил в фразе «...садом ... идет дождь», называется:

а) подтекстом; б) эпитетом; в) метафорой.

2. Небо после дождя было:

а) серо-голубим; б) дымчато-серым; в) голубым.

3. За селом, где похоронили Адама, рос:

а) могучий дуб; б) камыш; в) старый берест.

4. Что Ленька должен был сделать по просьбе Нины? а) кораблик; б) весло; в) плот.

5. Пригласив Леньку к себе, баба Сироха отдала мальчику:

а) посылку для Адама; б) книгу об изготовлении искусственного солнца; в) письмо, которое написал Адам мальчику перед смертью.

6. Олс для Адама был:

а) братом; б) руководителем научных исследований; в) товарищем по обучению.

7. Кора, из которой Ленька хотел что-то смастерить для Нины, была похожей на:

а) печенье; б) шоколадный торт; в) корочку хлеба.

8. Ленька уважал Нину за ее:

а) красоту; б) вежливость; в) молчаливость.

9. Свое изделие из коры Ленька назвал:

а) «Стрелой»; б) «Великаном»; в) «Санта-Марией».

10. Двигаясь по реке на кораблике, Ленька и Нина увидели в воде: а) вершу;

б) огромную рыбу; в) мельничку, которую сделал Адам.

11. Ленька освободил от Глипиной ловушки большое количество: а) линьков; б) карасей;

в) карпов.

12. Последняя встреча Леньки и Нины состоялась: а) зимой; б) в начале осени; в) летом.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1.Что имел в виду В. Близнец, отмечая: «Все плывет осенью: листва за водой, тучи, паутина, птицы, школьники, комбайны». Свои соображения обоснуйте.

2. Чем объяснить то, что Ленька колебался в своих соображениях о подлинности существования Нины?

3. Сколько классов закончил Ленька? а) два; б) три; в) пять.

Карточка № 2.

1. Какое влияние, на ваш взгляд, имел Адам на воспитание Леньки? Что ощутил мальчик, увидев погребение своего друга?

2. Мотивируйте, почему Ленька старался помочь рыбам, которые попали в ловушку, сделанную Глипой? Отвечая, ссылайтесь на содержание произведения.

3. Что подарил Адам Нине?

а) кременцы; б) гриб-фонарь; в) лодку.

Карточка № 3.