Цель: продолжить знакомить учеников с творчеством С. Васильченко, в частности подробно проанализировать его произведение «Басурман», а именно: выяснить идейно-тематическое направление, особенности композиции, названия рассказа и т.п.; развивать культуру связной речи, память, логическое и абстрактное мышления, умение воспринимать юмор и осмысливать его, грамотно высказывать собственную мысль; воспитывать почтительное отношение к творчеству С. Васильченко, собственным родителям, прививать интерес к следствиям собственной работы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет С. Васильченко, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• Какие впечатления у вас возникают от чтения произведений для детей С. Васильченко?
• Почему этот писатель много произведений посвятил вам?
• Чем поучительны рассказы С. Васильченко?
• С какой целью писатель использует в своих произведениях юмор?
• Как в произведениях С. Васильченко небольшими эпизодами отображена жизнь простого люда?
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.
IV. Основное содержание урока.
- Талант С. Васильченко неповторимый, бессмертный. …к новым и новым поколениям читателей идет цветистое слово Васильченко, живет о нем добрая память.
- О. Непустой, В. Олейник.
- Ах, сколько радости, когда ты любишь землю,
- Когда гармонии ищешь в жизни!
- П. Тычина.
1. Анализ произведения С. Васильченко «Басурман».
1.1. Выразительное чтение произведения, пересказ отрывков, которые больше всего понравились, поразили.
1.2. История написания. Впервые опубликовано в сборнике: С. Васильченко «Рассказ», изданном в Киеве в 1919 году.
1.3. Особенности названия произведения. Главным героем рассказа является мальчик Семен, который не любил молиться Богу, за это его мать ругала и называла Басурманом. Таким образом, Басурман - это отступник; тот, кто не верит в Бога и не придерживается его заповедей.
1.4. Тема: изображение крестьянского мальчика Семена, который никак не хотел молиться, объясниться с Богом, из-за чего его назвали Басурманом.
1.5. Идея: возвеличивание жизнерадостного характера мальчика, который любит пофантазировать и стремится постичь любознательным детским умом и сердцем окружающий мир.
1.6. Основная мысль: каждый человек индивидуальный, свободный в собственном выборе, имеет право на самопризнание, самоутверждение.
1.7. Жанр: рассказ с элементами мысленного, фантастического, сказочного.
1.8. Сюжет и композиция.
Мать, сама не очень богомольная, принуждает Семена ревностно молиться. А маленького совсем не манят поклоны и скучное моление перед иконами. В нем подсознательно рождается протест против Бога, его не пугает и картина «Страшного суда», что висит в доме. Это и заставило назвать Семена Басурманом (тот, кто не верит в Бога, не молится).
За курение родительской папиросы мать выгоняет мальчика из дома. Семен убегает за овин, в крапиву. Там он начинает мечтать над тем, чем бы разжалобить к себе мать. Мальчик представил собственное погребение, как его несут в гробу в яму с попами, мать плачет. Только его хотели всунуть в яму, как мальчик вскочил и убежал.
Находясь на лугу, мальчик воспринимает музыку природы, которой он наслаждается. Здесь среди этой естественной красоты Семен старается править службу, будто дьякон в церкви. Так Семен ощутил себя новым пономарем.
Экспозиция: интерьер дома, где живет Семен, нарекание матери сыну за его непочтительное отношение к Богу.
Завязка: наказанный матерью за курение родительской недокуренной папиросы, Семен убегает из дома.
Кульминация: мысленное погребение Басурмана, его бегство из гроба.
Развязка: пребывание мальчика в окружении естественной красоты и музыки; Семен - новый пономарь.
1.9. Характеристика образа Семена.
Ориентировочный план.
1. Недоразумение Семена с матерью.
2. Семен, по словам его матери, - «лобан», «бесстыдник», «харцизяка», «невера», «Басурман».
3. Черты характера Басурмана:
а) настойчивый;
б) чуткий;
в) находчивый;
г) хитрый;
д) ловкий.
4. Большей частью мальчик:
а) большой романтик и фантазер; б) любит природу; в) музыкальное восприятие мира природы.
5. Семен на лугу, «как регент в церкви».
1.10. Обработка содержания произведения с вопросами:
• Опишите с помощью текста произведения дом, где живет Семен.
• Какой в произведении изображена мать? («...подоткнутая..., красная от огня, с прядями в голове кос, которые выбивались из-под очипка»).
• Что необходимо было сделать Семену перед завтраком? Почему была такая необходимость в этом?
• Чем объяснить то, что мать, Семена называла Басурманом?
• Как мать ругала сына за его непокорность Богу?
• Почему Семен считался грешником? А кого, по вашему мнению, можно назвать грешником?
• Какую молитву говорил мальчик за матерью? Чем молитва была приостановлена?
• Что увидел Семен позади себя, когда молился?
• За что был изгнан мальчик матерью из дома?
• Для чего Семен обратился к мысленному?
• Что ощутил мальчик на лугу?
• Как бусурман воспринимал музыку природы и ее красоту?
• Какое значение отводится описанию природы?
• С помощью каких художественных средств изображены пейзаж? Приведите примеры.
• Назовите музыкальные звуки оркестра, которым руководил Семен, как регент в церкви. («Насекомые, мушки, всякие кузьки запищали целыми роями, каждый по-своему, как тот хор», «...в серебряные струны ударил невидимый цимбалист»; «закуковали серебряными молоточками ковалики, золотые где-то венчики куя»; «святые кравчики зашумели на серебряных машинах»).
• Почему мальчика в конце произведения названо новым пономарем?
• Чем поражает нас природа, в которую попал Семен?
• Закончив читать рассказ, выскажите свое отношение к мальчику?
• С какой целью С. Васильченко использовал доброжелательный юмор в произведении? Приведите примеры.
V. Закрепление изученного материала по теме «С. Васильченко «Басурман»».
1. Решение тестовых задач.
1. Дом Семена кажется ему:
а) темным погребом; б) большой тыквой; в) нововыстроенным дворцом.
2. Мать не давала Семену завтракать, так как он не: а) помыл рук; б) помолился Богу; в) помог ей по хозяйству.
3. Высказывая свое неудовольствие Семеном, мать называла его: а) лобаном и бесстрашником; б) отступником и кутилой; в) дураком и лентяем.
4. Бусурманы, по мнению матери, это те, кто:
а) отреклись от своих родителей; б) не желают молиться Богу; в) не придерживаются собственных обещаний.
5. На стене в доме висела большая картина, где был изображен: а) мужской монастырь;
б) страшный суд; в) портрет Иисуса Христа.
6. Чем пугала мать Семена за его отступничество? а) оставит без обеда; б) запретит гулять; в) адом, кипящим котлом.
7. Семен «перед иконами стоит, как...»: а) большой грешник; б) солдат на страже; в) висящая лампадка.
8. Когда Семен произносил молитву, у него был голос: а) плаксивый; б) дрожащий;
в) жалостный.