x x
menu

Урок на тему: С. Васильченко «Басурман». Доброжелательный юмор в произведении

Цель: продолжить знакомить учеников с творчеством С. Васильченко, в частности подробно проанализировать его произведение «Басурман», а именно: выяснить идейно-тематическое направление, особенности композиции, названия рассказа и т.п.; развивать культуру связной речи, память, логическое и абстрактное мышления, умение воспринимать юмор и осмысливать его, грамотно высказывать собственную мысль; воспитывать почтительное отношение к творчеству С. Васильченко, собственным родителям, прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет С. Васильченко, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Какие впечатления у вас возникают от чтения произведений для детей С. Васильченко?

• Почему этот писатель много произведений посвятил вам?

• Чем поучительны рассказы С. Васильченко?

• С какой целью писатель использует в своих произведениях юмор?

• Как в произведениях С. Васильченко небольшими эпизодами отображена жизнь простого люда?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

  • Талант С. Васильченко неповторимый, бессмертный. …к новым и новым поколениям читателей идет цветистое слово Васильченко, живет о нем добрая память.
  • О. Непустой, В. Олейник.
  • Ах, сколько радости, когда ты любишь землю,
  • Когда гармонии ищешь в жизни!
  • П. Тычина.

1. Анализ произведения С. Васильченко «Басурман».

1.1. Выразительное чтение произведения, пересказ отрывков, которые больше всего понравились, поразили.

1.2. История написания. Впервые опубликовано в сборнике: С. Васильченко «Рассказ», изданном в Киеве в 1919 году.

1.3. Особенности названия произведения. Главным героем рассказа является мальчик Семен, который не любил молиться Богу, за это его мать ругала и называла Басурманом. Таким образом, Басурман - это отступник; тот, кто не верит в Бога и не придерживается его заповедей.

1.4. Тема: изображение крестьянского мальчика Семена, который никак не хотел молиться, объясниться с Богом, из-за чего его назвали Басурманом.

1.5. Идея: возвеличивание жизнерадостного характера мальчика, который любит пофантазировать и стремится постичь любознательным детским умом и сердцем окружающий мир.

1.6. Основная мысль: каждый человек индивидуальный, свободный в собственном выборе, имеет право на самопризнание, самоутверждение.

1.7. Жанр: рассказ с элементами мысленного, фантастического, сказочного.

1.8. Сюжет и композиция.

Мать, сама не очень богомольная, принуждает Семена ревностно молиться. А маленького совсем не манят поклоны и скучное моление перед иконами. В нем подсознательно рождается протест против Бога, его не пугает и картина «Страшного суда», что висит в доме. Это и заставило назвать Семена Басурманом (тот, кто не верит в Бога, не молится).

За курение родительской папиросы мать выгоняет мальчика из дома. Семен убегает за овин, в крапиву. Там он начинает мечтать над тем, чем бы разжалобить к себе мать. Мальчик представил собственное погребение, как его несут в гробу в яму с попами, мать плачет. Только его хотели всунуть в яму, как мальчик вскочил и убежал.

Находясь на лугу, мальчик воспринимает музыку природы, которой он наслаждается. Здесь среди этой естественной красоты Семен старается править службу, будто дьякон в церкви. Так Семен ощутил себя новым пономарем.

Экспозиция: интерьер дома, где живет Семен, нарекание матери сыну за его непочтительное отношение к Богу.

Завязка: наказанный матерью за курение родительской недокуренной папиросы, Семен убегает из дома.

Кульминация: мысленное погребение Басурмана, его бегство из гроба.

Развязка: пребывание мальчика в окружении естественной красоты и музыки; Семен - новый пономарь.

1.9. Характеристика образа Семена.

Ориентировочный план.

1. Недоразумение Семена с матерью.

2. Семен, по словам его матери, - «лобан», «бесстыдник», «харцизяка», «невера», «Басурман».

3. Черты характера Басурмана:

а) настойчивый;

б) чуткий;

в) находчивый;

г) хитрый;

д) ловкий.

4. Большей частью мальчик:

а) большой романтик и фантазер; б) любит природу; в) музыкальное восприятие мира природы.

5. Семен на лугу, «как регент в церкви».

1.10. Обработка содержания произведения с вопросами:

• Опишите с помощью текста произведения дом, где живет Семен.

• Какой в произведении изображена мать? («...подоткнутая..., красная от огня, с прядями в голове кос, которые выбивались из-под очипка»).

• Что необходимо было сделать Семену перед завтраком? Почему была такая необходимость в этом?

• Чем объяснить то, что мать, Семена называла Басурманом?

• Как мать ругала сына за его непокорность Богу?

• Почему Семен считался грешником? А кого, по вашему мнению, можно назвать грешником?

• Какую молитву говорил мальчик за матерью? Чем молитва была приостановлена?

• Что увидел Семен позади себя, когда молился?

• За что был изгнан мальчик матерью из дома?

• Для чего Семен обратился к мысленному?

• Что ощутил мальчик на лугу?

• Как бусурман воспринимал музыку природы и ее красоту?

• Какое значение отводится описанию природы?

• С помощью каких художественных средств изображены пейзаж? Приведите примеры.

• Назовите музыкальные звуки оркестра, которым руководил Семен, как регент в церкви. («Насекомые, мушки, всякие кузьки запищали целыми роями, каждый по-своему, как тот хор», «...в серебряные струны ударил невидимый цимбалист»; «закуковали серебряными молоточками ковалики, золотые где-то венчики куя»; «святые кравчики зашумели на серебряных машинах»).

• Почему мальчика в конце произведения названо новым пономарем?

• Чем поражает нас природа, в которую попал Семен?

• Закончив читать рассказ, выскажите свое отношение к мальчику?

• С какой целью С. Васильченко использовал доброжелательный юмор в произведении? Приведите примеры.

V. Закрепление изученного материала по теме «С. Васильченко «Басурман»».

1. Решение тестовых задач.

1. Дом Семена кажется ему:

а) темным погребом; б) большой тыквой; в) нововыстроенным дворцом.

2. Мать не давала Семену завтракать, так как он не: а) помыл рук; б) помолился Богу; в) помог ей по хозяйству.

3. Высказывая свое неудовольствие Семеном, мать называла его: а) лобаном и бесстрашником; б) отступником и кутилой; в) дураком и лентяем.

4. Бусурманы, по мнению матери, это те, кто:

а) отреклись от своих родителей; б) не желают молиться Богу; в) не придерживаются собственных обещаний.

5. На стене в доме висела большая картина, где был изображен: а) мужской монастырь;

б) страшный суд; в) портрет Иисуса Христа.

6. Чем пугала мать Семена за его отступничество? а) оставит без обеда; б) запретит гулять; в) адом, кипящим котлом.

7. Семен «перед иконами стоит, как...»: а) большой грешник; б) солдат на страже; в) висящая лампадка.

8. Когда Семен произносил молитву, у него был голос: а) плаксивый; б) дрожащий;

в) жалостный.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать