Цель: продолжить знакомить учеников с произведениями С. Руданского, в частности со спивомовками «Казак и король», «Запорожцы у короля»; проследить, как в этих произведениях автор раскрывает моральные недостатки, отрицательные черты характера; научиться выделять основную мысль спивомовки, объяснять ее; развивать умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; критически относиться к отрицательным явлениям; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству С. Руданского, юмору, как признаку духовного здоровья человека; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет С. Руданского, информационный материал о быту, обычаях, характерах украинских казаков; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Дайте определение спивомовке как литературному жанру.

• Что вам известно о казаках, а именно: их быт, обычаи, характеры...?

• Назовите известные вам произведения о казачестве. (И. Нечуй-Левицкий «Запорожцы», И. Крипьякевич «Малые казаки», О. Сенатович «Маленький  Воз», Т. Шевченко «Иван Подкова», «Тарасова ночь»...).

• С помощью чего и как С. Руданский в своих произведениях подвергает критике господствующий класс, клеймит социальную несправедливость?

• Докажите, что юмор - признак духовного здоровья человека.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

С. Руданский в самом деле заслуживает на наиболее дорогой в мире титул - титул народного поэта.

М. Рыльский.

Казацкому роду нет перевода. Народная пословица.

1. Обсуждение пословиц о казачестве.

Степь и воля - казацкая судьба.

Когда казак в поле, то он на воле.

Где казак, там и слава.

Конь и ночь – товарищи казака.

Луна - казачье солнце.

Казак кручины не имеет, от беды не заплачет.

2. Анализ произведения С. Руданского «Казак и король» (23 июня 1859).

1.1. Выразительное чтение спивомовки.

1.2. Тема: изображение господина, который не смог дать ответы королю на его загадки и воспользовался помощью казака.

2.3. Осуждение жадности, бессмыслица, неумение логически мыслить (господин); возвеличивание сообразительности, изобретательности, решительности (казак).

2.4. Основная мысль: только тот одерживает победу, кто трудолюбивый, бескорыстно помогает другим; в первую очередь в человеке ценится не его материальное обеспечение, а ум.

2.5. Композиция: Экспозиция: обращение господина к королю, чтобы тот разрешил ему взять воеводство, а король предложил за это отгадать «три штуки».

Завязка: согласие казака помочь господину в выполнении сложных задач.

Кульминация: казак вместо господина успешно выдержал испытание перед королем, дав ответ на «три штуки».

Развязка: мечта господина осуществилась; казак в золоте отправился домой.

2.6. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Для чего господин обратился к королю? («Воеводство дать»).

• Какие загадки предложил король отгадать господину? Как это характеризует короля?

• Чем объяснить то, что казак решил помочь господину и для этого изменил свою внешность?

• Почему, по вашему мнению, именно казак справился с задачей короля?

• Можно ли было дать другие ответы на загадки короля? Проявите собственную сообразительность.

• Кто и для чего создает загадки?

• Что мы можем сказать о том человеке, который всегда может разгадать загадку?

• Чем же удивил казак короля, отвечая на его «штуки»?

• Прокомментируйте окончание произведения.

• Что высмеивает С. Руданский в своем произведении? Докажите  это на примере.

2.7. Творческая задача-конкурс.

Представьте себя на месте короля. Какие бы вы «три штуки» предложили отгадать господину?

3. Работа над спивомовкой С. Руданского «Запорожцы у короля» (15 апреля 1858 г.).

3.1. Выразительное чтение произведения.

3.2. Тема: изображение приезда казаков к польскому королю, их почтительная встреча.

3.3. Идея: возвеличивание мужества, сообразительности казаков, умение быть дипломатичными.

3.4. Основная мысль: в подобной ситуации уважают и ценят тех (казаков), кого опасаются.

3.5. Композиция.

Экспозиция: приезд запорожцев к королю.

Завязка: удивление ляхов внешностью казаков, в частности их длинными усами.

Кульминация: ляхи старались посмеяться над казаками и их усами, угостив их сметаной.

Развязка: казаки попросили короля попробовать предложенную им сметану.

3.6. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Как король встретил казаков?

• Опишите внешность казаков с помощью текста.

(...У них жупаны Все кармазины, И сами такие храбрые, усы прездоровые).

• Почему ляхи, увидев длинные усы казаков, решили накормить гостей сметаной?

• Как проявили изобретательность казаки, чтобы предотвратить насмешки со стороны ляхов?

• Какими чертами характера наделены казаки, ляхи? (Казаки - смелые, вежливые, отважные, требовательные к себе и к другим; ляхи - коварные, трусливые, хитрые, действуют исходя из собственных интересов).

• Чему учит нас эта спивомовка?

• Как вы ведете себя, находясь в гостях, а также тогда, когда к вам приходят гости?

V. Применение знаний и умений.

1. Решение тестовых задач «Казак и король».

1. О чем просил господин короля?

а) разрешить не платить налоги; б) дал воеводство; в) увеличить земельные наделы.

2. При каких условиях король пообещал удовлетворить просьбу господина? Господину необходимо было:

а) отгадать три задачи; б) не есть трое суток; в) привезти королю.

3. В чем заключалась суть первой задачи короля? а) обойти полмира; б) сосчитать количество звезд на летнем небе; в) отгадать, что в мире самое сытное.

4. Сколько времени выделил король господину для предоставления ответов на загадки? а) год; б) полгода; в) два года.

5. Как господин воспринял загадки короля? а) Был очень удивлен; б) начал плакать;

в) обиделся и высказал собственное неудовольствие.

6. Почему казак согласился помочь господину?

а) был добрым человеком;

б) хотел получить денежное вознаграждение;

в) изъявил желание принять участие в соревнованиях с королем.

«Запорожцы у короля».

1. Запорожцам, которые приехали к королю, было предложено: а) снять верхнюю одежду;

б) присесть; в) посетить вкусный обед.

2. Описывая внешность казаков, С. Руданский не указал о: а) жупанах; б) оружии;

в) усах.

3. Что привело в удивление ляхов в казаках? а) длинные усы; б) кудрявые волосы; в) большие зубы.

4. Чем хозяева решили накормить казаков? а) варениками с вишнями; б) вкусными пирожками; в) сметаной.

5. Как отреагировали казаки на первое приглашение ляхов к столу?

а) отказались, так как были сытыми;

б) были очень удивлены гостеприимностью хозяев;