Цель: продолжить знакомить учеников с произведениями С. Руданского, в частности со спивомовками «Казак и король», «Запорожцы у короля»; проследить, как в этих произведениях автор раскрывает моральные недостатки, отрицательные черты характера; научиться выделять основную мысль спивомовки, объяснять ее; развивать умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; критически относиться к отрицательным явлениям; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству С. Руданского, юмору, как признаку духовного здоровья человека; прививать интерес к следствиям собственной работы.
Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.
Оборудование: портрет С. Руданского, информационный материал о быту, обычаях, характерах украинских казаков; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• Дайте определение спивомовке как литературному жанру.
• Что вам известно о казаках, а именно: их быт, обычаи, характеры...?
• Назовите известные вам произведения о казачестве. (И. Нечуй-Левицкий «Запорожцы», И. Крипьякевич «Малые казаки», О. Сенатович «Маленький Воз», Т. Шевченко «Иван Подкова», «Тарасова ночь»...).
• С помощью чего и как С. Руданский в своих произведениях подвергает критике господствующий класс, клеймит социальную несправедливость?
• Докажите, что юмор - признак духовного здоровья человека.
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.
IV. Основное содержание урока.
С. Руданский в самом деле заслуживает на наиболее дорогой в мире титул - титул народного поэта.
М. Рыльский.
Казацкому роду нет перевода. Народная пословица.
1. Обсуждение пословиц о казачестве.
Степь и воля - казацкая судьба.
Когда казак в поле, то он на воле.
Где казак, там и слава.
Конь и ночь – товарищи казака.
Луна - казачье солнце.
Казак кручины не имеет, от беды не заплачет.
2. Анализ произведения С. Руданского «Казак и король» (23 июня 1859).
1.1. Выразительное чтение спивомовки.
1.2. Тема: изображение господина, который не смог дать ответы королю на его загадки и воспользовался помощью казака.
2.3. Осуждение жадности, бессмыслица, неумение логически мыслить (господин); возвеличивание сообразительности, изобретательности, решительности (казак).
2.4. Основная мысль: только тот одерживает победу, кто трудолюбивый, бескорыстно помогает другим; в первую очередь в человеке ценится не его материальное обеспечение, а ум.
2.5. Композиция: Экспозиция: обращение господина к королю, чтобы тот разрешил ему взять воеводство, а король предложил за это отгадать «три штуки».
Завязка: согласие казака помочь господину в выполнении сложных задач.
Кульминация: казак вместо господина успешно выдержал испытание перед королем, дав ответ на «три штуки».
Развязка: мечта господина осуществилась; казак в золоте отправился домой.
2.6. Обсуждение содержания произведения с вопросами:
• Для чего господин обратился к королю? («Воеводство дать»).
• Какие загадки предложил король отгадать господину? Как это характеризует короля?
• Чем объяснить то, что казак решил помочь господину и для этого изменил свою внешность?
• Почему, по вашему мнению, именно казак справился с задачей короля?
• Можно ли было дать другие ответы на загадки короля? Проявите собственную сообразительность.
• Кто и для чего создает загадки?
• Что мы можем сказать о том человеке, который всегда может разгадать загадку?
• Чем же удивил казак короля, отвечая на его «штуки»?
• Прокомментируйте окончание произведения.
• Что высмеивает С. Руданский в своем произведении? Докажите это на примере.
2.7. Творческая задача-конкурс.
Представьте себя на месте короля. Какие бы вы «три штуки» предложили отгадать господину?
3. Работа над спивомовкой С. Руданского «Запорожцы у короля» (15 апреля 1858 г.).
3.1. Выразительное чтение произведения.
3.2. Тема: изображение приезда казаков к польскому королю, их почтительная встреча.
3.3. Идея: возвеличивание мужества, сообразительности казаков, умение быть дипломатичными.
3.4. Основная мысль: в подобной ситуации уважают и ценят тех (казаков), кого опасаются.
3.5. Композиция.
Экспозиция: приезд запорожцев к королю.
Завязка: удивление ляхов внешностью казаков, в частности их длинными усами.
Кульминация: ляхи старались посмеяться над казаками и их усами, угостив их сметаной.
Развязка: казаки попросили короля попробовать предложенную им сметану.
3.6. Обсуждение содержания произведения с вопросами:
• Как король встретил казаков?
• Опишите внешность казаков с помощью текста.
(...У них жупаны Все кармазины, И сами такие храбрые, усы прездоровые).
• Почему ляхи, увидев длинные усы казаков, решили накормить гостей сметаной?
• Как проявили изобретательность казаки, чтобы предотвратить насмешки со стороны ляхов?
• Какими чертами характера наделены казаки, ляхи? (Казаки - смелые, вежливые, отважные, требовательные к себе и к другим; ляхи - коварные, трусливые, хитрые, действуют исходя из собственных интересов).
• Чему учит нас эта спивомовка?
• Как вы ведете себя, находясь в гостях, а также тогда, когда к вам приходят гости?
V. Применение знаний и умений.
1. Решение тестовых задач «Казак и король».
1. О чем просил господин короля?
а) разрешить не платить налоги; б) дал воеводство; в) увеличить земельные наделы.
2. При каких условиях король пообещал удовлетворить просьбу господина? Господину необходимо было:
а) отгадать три задачи; б) не есть трое суток; в) привезти королю.
3. В чем заключалась суть первой задачи короля? а) обойти полмира; б) сосчитать количество звезд на летнем небе; в) отгадать, что в мире самое сытное.
4. Сколько времени выделил король господину для предоставления ответов на загадки? а) год; б) полгода; в) два года.
5. Как господин воспринял загадки короля? а) Был очень удивлен; б) начал плакать;
в) обиделся и высказал собственное неудовольствие.
6. Почему казак согласился помочь господину?
а) был добрым человеком;
б) хотел получить денежное вознаграждение;
в) изъявил желание принять участие в соревнованиях с королем.
«Запорожцы у короля».
1. Запорожцам, которые приехали к королю, было предложено: а) снять верхнюю одежду;
б) присесть; в) посетить вкусный обед.
2. Описывая внешность казаков, С. Руданский не указал о: а) жупанах; б) оружии;
в) усах.
3. Что привело в удивление ляхов в казаках? а) длинные усы; б) кудрявые волосы; в) большие зубы.
4. Чем хозяева решили накормить казаков? а) варениками с вишнями; б) вкусными пирожками; в) сметаной.
5. Как отреагировали казаки на первое приглашение ляхов к столу?
а) отказались, так как были сытыми;
б) были очень удивлены гостеприимностью хозяев;
в) попросили заменить одно кушанье другим.
6. Из-за чего казаки «усы прездоровые вверх и завертели»?
а) очень наелись; б) были очень удивлены вниманием ляхов; в) хвалились ими.
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
2. Работа на карточках.
Карточка № 1.
1. Исследуйте, чем спивомовка С. Руданского «Казак и король» связана с произведениями устного народного творчества. Ответ мотивируйте, приводя убедительные примеры из произведения.
2. Почему же так ценится в человеке его сообразительность, ум, чувство юмора? Собственные мысли обоснуйте на примерах произведений С. Руданского.
3. Какое вознаграждение получил казак (С. Руданский «Казак и король») за правильные ответы королю?
а) золото; б) волю; в) много скота.
Карточка № 2.
1. Почему, по вашему мнению, ляхи с таким уважением принимают казаков в своих хоромах (С. Руданский «Запорожцы у короля»)? Докажите собственную точку зрения.
2. С какой целью С. Руданский в произведении «Казак и король» вводит в спивомовки третьего героя - казака? Что вам в нем нравится? Ответ обоснуйте.
3. Чем закончилось пребывание казаков у короля (С. Руданский «Запорожцы у короля»)?
а) употреблением кушанья, которое впервые предложили казакам;
б) король пришел в ярость на казаков и выгнал их голодными;
в) танцами, пениями гостей и хозяев.
Карточка № 3.
1. Как король отнесся к казакам (С. Руданский «Запорожцы у короля»)? Можем ли мы считать, что он их опасается? Личные соображения обоснуйте.
2. Почему, на ваш взгляд, господин не смог отгадать «три штуки» короля (С. Руданский «Казак и король»)? Ответ мотивируйте.
3. Какой ответ дал казак на третью загадку короля (С. Руданский «Казак и король»)?
а) надо семь раз отмеривать, а один - отрезать;
б) я не господин, а казак;
в) на земле столько камней, сколько волос у человека.
VI. Итог урока.
VII. Объявление результатов учебной деятельности учеников.
VIII. Домашняя задача.
Знать содержание произведения С. Васильченко «Свекор», составить вопросы к рассказу.