Цель: учить учеников писать произведения-раздумья на примере повести В. Близнеца «Звук паутинки»; совершенствовать умение школьников в письменной форме высказывать собственные мысли, в частности о красоте человеческой души и внешней красоте; развивать творческие способности, наблюдательность, умение обобщать, сопоставлять; строить собственные заключения; обосновывать, мотивировать свои суждения; воспитывать красотой слова уважение к родному языку, культуре страны; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: применение знаний и умений.

Оборудование: таблица «Типы речи и их признаки», советы относительно написания произведения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Что вы понимаете под красотой?

• От чего зависят человеческие вкусы относительно определения красоты?

• Что имеют в виду люди, говоря о красоте внешней и красоте человеческой души? (Внешность - одежда, рост, телосложение, лицо, волосы, походка...; человеческой души - черты характера, поведение, отношение человека к окружающим...).

• Какой красоте вы предоставляете преимущество? Почему?

• Какой красотой, на ваш взгляд, наделен Ленька? Почему в произведении В. Близнеца «Звук паутинки» маловато указано о его портретной характеристике и внешности?

• Чем вопрос красоты мира является актуальным на сегодня?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

Не красота красит, а ум. Народная пословица.

1. Обсуждение пословиц о красоте.

• Красивая, как тополь.

• Мальва и среди крапивы останется мальвой.

• Так хороша, как калина.

• Где краса, там и сила.

• Хороший, хороший! Был бы еще лучше, но уже некуда.

• Из красоты не пить воду.

• Красоту на тарелке не резать.

• Красивый, как спит, да еще и лицом к стене лежит.

• Красивая, как свинья в порошу.

• Такая красивая морда, что как выглянул из окна, то три дня собаки лаяли.

Задача. Распределите представленные пословицы согласно их значениям.

2. Работа над таблицей «Типы речи и их признаки».

Типы речи. Основная функция на какой вопрос дается ответ в высказывании. Строение высказывания. Рассказ-Сообщение о событиях что делает персонаж? Экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Описание. Словесное изображение предмета, существ, явлений природы. Каким есть предмет, существо, местность, явление природы? Определенная последовательность признаков, которые отображают, предмет высказывания.

Раздумье – доказывание или объяснение чего-то. Почему предмет или лицо такие? Какие причины событий? Тезис, аргументы, выводы.

Объяснение учителя зависит от типа высказывания. Тексты могут принадлежать к разным типам речи: описания, рассказа или раздумья (соображение). Тексты этих типов речи отличаются друг от друга структурой, средствами связи между составными частями. В описании говорится о признаках предмета, лица, местности, явления природы и т.п., в рассказе — о последовательных во времени действия, в раздумье — о причинах признаков и событий.

Текст редко бывает однотипным. В нем могут объединяться разные типы речи. Например: рассказ с элементами описания, рассказ с элементами раздумья и др.

Все это должен знать каждый школьник, начиная работу над собственным произведением.

3. Советы относительно написания произведения.

Составить произведение на литературную тему - это не просто написать отклик или рецензию, а выполнить творческую работу, постичь глубину философии писателя, дать оценку его творению.

Метафизические требования относительно написания произведения можно определить так:

• проблемность темы;

• объем произведения;

• план изложения материала;

• логика содержания и глубина раскрытия темы;

• авторская позиция и собственная;

• выводы;

• языковое оформление.

Итак, прежде чем приступить к написанию произведения, мы должны определить и раскрыть проблему, которая вытекает из его заголовка. Это и будет содержанием произведения.

Как правило, во вступлении указывается время написания художественного произведения, происходит знакомство с личностью автора, с его позицией в оценке событий и фактов, о которых мы узнаем из произведения.

Основная часть - это непосредственное раскрытие темы. Не следует забывать, что название произведения лейтмотивом проходит через весь текст, логика мышления ученика должна развиваться от конкретной детали к обобщению или наоборот - от общего к конкретному.

Вступление и выводы могут быть меньшими по объему, но нельзя сокращать основную часть, так как тогда раскрытие темы произведения не будет достаточным.

Произведение написано. Нужно вернуться к заголовку и внимательно перечитать содержание. Надо помнить, что письменная работа требует орфографической грамотности, соблюдения правил пунктуации, стилистической сноровки. Знание же украинской лексики поможет ученикам глубоко, доступно, понятно и грамотно изложить собственные мысли. Произведение должно отвечать таким требованиям: глубокая содержательность, самостоятельность анализа; глубокое раскрытие темы; эмоциональность и сжатость; образность выражения; оригинальность; стилистическое совершенство, лексическое богатство; орфографическая и пунктуационная грамотность; логические выводы, опрятность.

4. Написание учениками произведения.

Образец творческой работы.

...Какой мир! Сколько кругом живого народа!

В. Близнец.

Природа, родная земля, родительский дом навсегда остается в памяти каждого человека. С детства нас приучают уважать людей, ценить красоту окружающей среды. Горячей любовью к земле, уважением к волшебной украинской природе пронизана повесть В. Близнеца «Звук паутинки». Это одно из наилучших произведений любимого писателя многих читателей.

Главный герой произведения - Ленька, живет с мамой в доме, что часто затекает от дождя. Мальчик целыми днями находится на природе, воспринимая ее как существо, ему все интересно: «...там были свои насекомые школы, были дворцы, войска и происходили большие праздничные парады с музыкой и песнями...». «Какой мир!» - провозглашает мальчик, так как окружающая среда действительно для него удивительная.

Ленька любит Рекса, почтенно относится к Адаму, любит общаться с Ниной, помогает матери по хозяйству.

Мать волнуется, что ее сын постоянно находится в одиночестве. Мальчику некогда грустить, он все всякое время наблюдает за красотой природы. «Сбиваю ногами росу, и она рассыпает ожерелье - вишневые, радужные брызги» - мальчик получает от этого наслаждение.

Журчание реки Лопотухи, пение коньков, изготовление ласточками своего гнездышка, музыка паутинки, пение птичек - все захватывает мальчика.

Знакомство и дружба Леньки с Адамом существенно повлияли на формирование мировосприятия мальчика. Ученый учит своего друга преодолевать жизненные препятствия, даже когда это сложно. «Иду на дно, а гребусь, чтобы и на последней волне - жить», - говорит смертельно больной Адам.

Интересным другом для Леньки является Нина. Мальчик размышляет над собственным назначением в этом мире. Он не верит, чтобы «люди умирали совсем». Нина на эти раздумья дает ему интересный ответ: «из добрых людей вырастает что-то хорошее - яблони, сирень..., а кто злой, завидущий, то будет репейником, крапивой».

И Ленька начинает понимать, что каждый человек должен не только любить этот мир, красоту окружающей среды, а и уметь оберегать его от жестокости, зла, коварства...

Итак, только добрый, чуткий человек способен защитить красоту окружающего мира. Таким человеком, на мой взгляд, является Ленька. Именно он является примером для многих моих одноклассников.

V. Итог урока.

VI. Домашняя задача.