Урок по циклу песен: “Во ржи на межи», “Ой бежит, бежит малая девушка», «Проведу я русалочку к бору», «Заплету венчик», «Ой венок, мой венок», «Маяло житечко, маяло», «Там в поле криниченька»
Цель: продолжить знакомить школьников с обрядовой поэзией украинцев, в частности с песнями летнего цикла; научить понимать магическую силу обрядовых песен для наших предков, различать и называть их разновидности; развивать эстетичное восприятие народных песен, умение ощущать неповторимую красоту обрядовых произведений; память, умение грамотно, последовательно высказывать собственные мысли, чувства; формировать мировоззрение; воспитывать любовь и уважение к знаменитому прошлому народу, к его истории, обычаям и традициям, прививать интерес к следствиям собственной работы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: записи народных песен, иллюстрации, ученические рисунки, сборники произведений обрядовой поэзии, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Вопрос:
• Дайте определение народной песни.
• Почему люди сочиняли песни?
• Как обычаи, обряды, верования отображались в народных песнях?
• Что вам понравилось в веснушках? Мотивируйте свой ответ.
• Какие летние народные праздники вам известны? Что вы о них знаете?
• Какое значение имеет применение в народных песнях анафор, рефренов? Приведите примеры.
III. Проверка домашней задачи.
1. Опрашивание учеников наизусть веснушки по их выбору. Мини-конкурс «Лучший исполнитель обрядовой поэзии весеннего периода».
2. Обзор ученических рисунков к летнему циклу календарно-обрядовой поэзии с соответствующим кратким комментарием.
IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности.
V. Основное содержание урока.
- Что за милозвучность и красота,
- не говоря уже о классической простоте
- та непосредственность вдохновения! Сие - источник,
- из которого на здоровье долго еще будут пить потомки.
- Меткость выражения - чрезвычайная, а сжатость просто не передаточная.
- М. Грабовский.
2. Обработка песен летнего календарного цикла.
Согласно летним праздникам и обрядам выделяются такие жанры устного народного творчества, которые сопровождали маевки, русальные, петривчаные, купальские, собитковые и царинные песни.
2.1.1. «Во ржи на межи».
2.1.1.1. Выразительное чтение обрядовой поэзии.
2.1.1.2. Тема: изображение русалки, которая, сидя на кривой березе, обратилась к девушкам с просьбой, чтобы те дали ей рубашку.
2.1.1.3. Идея: вера людей во все сокровенные мифические силы, умение контактировать с ними.
2.1.1.4. Основная мысль: единство человека с мифическим миром.
2.1.1.5. Обработка содержания произведения с вопросами:
• Кто такие русалки? Какие они бывают?
• С какой просьбой русалка обратилась к девушкам?
• Для чего, по вашему мнению, русалке нужна была рубашка, хотя бы любая?
• Нарисуйте устно картину по этому произведению.
2.1.2. «Ой бежит, бежит девушка».
2.1.2.1. Выразительное чтение произведения.
2.1.2.2. Тема: отображение русалки, которая, догнав маленькую девочку, предложила ей отгадать три загадки.
2.1.2.3. Идея: возвеличить, с одной стороны, мудрость русалки, а с другой - осудить ее стремление хитростью завладеть человеческим ребенком.
2.1.2.4. Основная мысль: старание русалки завладеть маленькой девочкой путем предоставления ответа на загадки, которые ребенок не отгадал бы, учитывая свой возраст.
2.1.2.5. Анализ содержания обрядовой поэзии с вопросами:
• Почему русалка бежала за девушкой?
• Какие загадки русалка предложила девушке? А вы можете их отгадать?
• Справилась ли девушка с задачей русалки? Давайте поможем вернуться девушке к отцу.
• Что вы знаете о загадках как жанре устного народного творчества? Приведите примеры.
• Для чего, по вашему мнению, в песне применены загадки?
• Что свидетельствует о мудрости и хитрости русалки?
Примечание. Хотя русальные песни преисполнены глубокого лиризма, поэтизации образов лесных, полевых и водных существ, считалось, что русалки могут нанести много вреда людям и даже забрать их с собой на тот свет. Часто в этих произведениях присутствует мотив загадывания русалкой загадок человеку, с которым она встретилась. Но очень часто эти песни завершаются тем, что «Девушка загадок не разгадала, Русалочка девушку защекотала».
2.1.3. «Проведу я русалочки к бору».
2.1.3.1. Выразительное чтение поэзии.
2.1.3.2. Тема: изображение проводов русалочек в бор, чтобы они не наносили людям вред.
2.1.3.3. Идея: старания людей избавиться от русалок.
2.1.3.4. Основная мысль: благосостояние, благополучие людей зависит от того, как они избегают отношения с русалками.
2.1.3.5. Обсуждение содержания обрядовой поэзии с вопросами.
• Из-за чего люди, провожая русалок в бор, старались избежать дальнейшего контакта с ними?
• Какой вред наносили русалки людям? Почему люди старались по-доброму расстаться с русалками?
• Как это произведение связано с предыдущими?
• Объясните свое поведение, если вы встретитесь с русалкой.
Примечание. Завершение Русалий торжественными проводами русалок из села, которое сопровождалось кое-где вождением девушки, проводами к воде (что, очевидно, является заменой бывшего жертвоприношения, после которого она сама «становилась русалкой»).
2.2.1. «Заплету венчик».
2.2.1.1. Выразительное чтение поэзии.
2.2.1.2. Тема: отображение значения венка для молодой девушки.
2.2.1.3. Идея: прославление обряда плетения венка, который будет оказывать содействие счастливой судьбе молодице.
2.2.1.4. Основная мысль: сплетенный венок - оберег от любых неурядиц и препятствий для счастья девушкам.
2.2.1.5. Обсуждение содержания произведения с вопросами:
• Что означает для девушки плетение венка?
• Из чего девушки его сплетали?
• Для чего сплетенный венок пускали «на быструю воду»?
• О чем свидетельствует необходимость плетения венка в сопровождении песни?
• Расскажите о венке как давнем языческом символе.
2.2.2. «Ой венок, мой венок».
2.2.2.1. Выразительное чтение поэзии.
2.2.2.2. Тема: предоставление значимости венку для решения дальнейшей судьбы девушки.
2.2.2.3. Идея: на примере плетения венка прославить обычаи и обряды украинского народа.
2.2.2.4. Основная мысль: плетение венка - ожидание девушки лучшего будущего, счастливой судьбы.
2.2.2.5. Обсуждение содержания произведения с вопросами:
• Сложно ли было девушке плести венок?
• Для чего она его плела?
• Чем была встревожена девушка? («А матушка взяла (венок), миленькому дала»).
• Как сама девушка относилась к своему венку? (С уважением, любовью; он висел «на золотом колышке, шелковом шнурочке»).
• Какой вид имел бы новый сплетенный венок девушки для миленького? («Золотом озолотила, мятой обвила»).
2.2.3. «Купайло, купайло».
2.2.3.1. Выразительное чтение произведения.
2.2.3.2. Тема: изображение места, где Купайло зимовал, ночевал, находился летом.
Страницы:
1 2 3