x x
menu

Урок на тему: Литература родного края. Б. Гринченко «Сирко»

Цель: распространить знания учеников о жизненном и творческом пути Б. Гринченко; проанализировать произведение «Сирко», выясняя при этом его идейно-тематическое направление, композицию, содержание; развивать культуру связной речи, память, внимание, наблюдательность, умение строить соответствующие заключения, обобщения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения, благодарности к художникам Харьковщины, их творческой деятельности; интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Б. Гринченко, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Почему, на ваш взгляд, Б. Гринченко считается писателем нашего родного края?

• Можем ли мы гордиться тем, что имеем писателей Харьковщины? Почему?

• Охарактеризуйте сказку как литературный жанр.

• Какие бывают сказки? (Народные и литературные, социально-бытовые, фантастические, о животных).

• Назовите известные вам сказки. Какие из них ваши любимые?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

  • Я хочу, чтобы сказка была правдоподобная,
  • а не похожая на беспорядочный сон,
  • чтобы в ней не было ни банальностей, ни ерунды.
  • А больше всего мне хочется,
  • чтобы под вуалью вымысла проникновенный взгляд
  • мог узнать в ней глубокую истину...
  • Вольтер.

1. Вступительное слово учителя.

Сколько художников слова вырастила родная Харьковщина для нашей страны. Их произведения являются действительно шедеврами, они достойны того, чтобы ими гордились, во время чтения - ощущали наслаждение, удовлетворение, радость. На произведениях этих литературных волшебников воспитывается, развивается, учится жизни наше будущее. Сегодня мы отправляемся в сказочный мир Б. Гринченко, писателя нашего родного края.

3. Работа над сказкой Б. Гринченко «Сирко».

3.1. Выразительное чтение сказки.

3.2. Тема: изображение собаки Сирко, который старался зарабатывать себе на жизнь «легкий хлеб» по волчьим законам, но не смог.

3.3. Идея: возвеличивание честности, порядочности, трудолюбия; осуждение лени, коварства, полезности.

3.4. Основная мысль: честная и добросовестная работа оказывает содействие полноценной жизни; возражает преступность, кражу; украшает человека. «Глупо хлеб нельзя есть, Надо зарабатывать!».

3.5. Жанр: литературная сказка о животных.

3.6. Проблематика произведения:

• добро и зло;

• верность (дружба) и измена;

• трудолюбие и лень.

3.7. Композиция.

Экспозиция: знакомство с Сирко, его обязанностями в человеческом хозяйстве.

Завязка: нарекание человека о лени Сирко. Собака решает покинуть хозяина и искать лучшего места. Встреча Сирко с волком.

Кульминация: собака за совершенное преступление была побита.

Развязка: возвращение Сирко домой; собака в скором времени стала трудолюбивой.

3.8. Обсуждение содержания сказки. Беседа с вопросами:

• Назовите обязанности Сирко у человека.

(От волков глядите скот, Зверя отогонять, А днем, как наешься, То ложись и спать).

• Можно ли исправить ленивое поведение собаки? Почему?

• Как мы можем охарактеризовать мужчину-хозяина собаки? (Трудолюбивый, добрый, вежливый, умеет прощать зло).

• Почему собака называет волка братом?

• Чем объяснить «радость» волка относительно «дружбы» с Сирко?

• В чем проявляется хитрость и коварство волка?

• Что ощутила собака, когда поняла измену волка? А вас, уважаемые школьники, кто-нибудь предавал? Как на это вы реагировали?

• Как понять такое нарекание людей Сирку: «Когда ты собака, - говорят, - так не лазь с волками!»?

• Нужна ли была такая «наука» Сирку, чтобы снова стать трудолюбивым, порядочным? Собственные мысли прокомментируйте.

• Сочувствуете ли вы Сирку, которого сильно побили? Ответ мотивируйте.

• Что победило, по вашему мнению, в сказке: зло (лень) или добро (трудолюбие)?

• Каким вы представили Сирко после чтения сказки? (Косматый, ленивый, а потом трудолюбивый). Сделайте устный рисунок.

3.9. Дискуссионный вопрос.

- Вспомните украинскую легенду «Почему пес живет рядом с человеком?».

Что соединяет это произведение со сказкой «Сирко» Б. Гринченко.

3.10. Задача-Игра: подобрать как можно больше слов для характеристики Сирко, волка.

Например: Сирко - ленивый, неосмотрительный, наивный. Волк - хитрый, коварный, льстивый, жестокий, лживый, злой...

3.11. Цитатный план произведения.

1. Был когда-то Сирко, Собака, жил у человека...

2. Но Сирко наш был ленивый, Спал и день, и ночь...

3. Человек Сирку говорит: «Глупо хлеб нельзя есть, Надо зарабатывать».

4. На хозяина рассердился Наш Сирко косматый ...……………………......И бежит в лес.

5. «А здоров, волк-брат!» Будем мы с тобой жить.

6. К амбару вдвоем полезли: «Здесь нам добыча будет».

7. А Сирко ...волку выбрасывает Уже овцу сытенькую.

8. Волк овцу схватил и убежал.

9. «Обманул меня волк...» (Сирко).

10. Прыг снова тогда в загон для скота, А в загоне для скота люди.

11. И Сирку пойматься сейчас пришлось.

12. А Сирко кричит: «Не волк я...» Но хотя! По спине у него уже гуляет ломака!

13. Наверное бы, и убили. Но Сирко увидел дырку – Прыг туда изо всех сил.

14. И никуда уже не бегал он никогда из дома... Бережет амбар и конюшню зверя отгоняет.

V. Закрепление обработанного материала.

1. Решение тестовых задач (Б. Гринченко «Сирко»).

1. У кого жила Собака Сирко?

а) господина; б) старца; в) мужчины.

2. В какое время года у Сирко было больше всего работы? а) ночью; б) утром; в) днем.

3. В обязанности Сирко входили:

а) лаять на каждого, кто подойдет к нему; б) стеречь скот от волков; в) охотиться на зайцев.

4. Какая черта характера наиболее присуща Сирку? а) лень; б) ответственность;

в) жестокость.

5. Кто нанес ущерб хозяину, когда Сирко спал? а) вор волк; б) соседи; в) воробьи.

6. За что Сирко обиделся на хозяина?

а) Запрещал спать псу; б) не давал своевременно пищу; в) перестал выводить на прогулку.

7. Что решил искать Сирко, покинув хозяина? а) теплое жилье; б) лучший мир;

в) вкусную пищу.

8. Выбегая со двора, собака отправляется:

а) к соседскому скоту; б) на мусорник; в) в лес.

9. Из-за чего собака и волк побратались, когда Сирко убежал из дома?

а) собака, как и волк, стал свободным;

б) были похожи в своем подобии;

в) вдвоем занимались ошибочным делом - охотились на человеческий скот.

10. Куда полезли Сирко с волком в темноте? а) в курятник; б) загон для скота; в) амбар.

11. Какую «благодарность» получил Сирко от людей, совершив ночное преступление? а) угостили вкусной пищей; б) побили; в) утопили в реке.

12. Где нашел приют Сирко после «удачной охоты»? а) в волчьей норе; б) на побережье пруда; в) в соломе родного двора.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа с карточками.

Карточка № 1.

1. Можно ли считать, что в образе животных (собака, волк) Б. Гринченко старался показать людей? Собственную мысль обоснуйте.

2. Докажите, что «Сирко» Б. Гринченко - литературная сказка, учитывая особенности этого жанра.

3. За что люди упрекали Серу?

а) ругал темно; б) лазил с волками; в) бросался на детей.

Карточка № 2.

1. Какое значение имеет работа в жизни человека? Как Б. Гринченко в произведении «Сирко» осуждает лень и возвеличивает трудолюбие?

2. Можно ли понять поведение Сирко, который нанес ущерб людям, а потом старается оправдать свои ошибочные поступки? Докажите  это, ссылаясь на текст произведения.

3. Из-за чего собака стала трудолюбивой?

а) не любил ленивых;

б) старался оправдаться за причиненный вред;

в) очень захотело есть.

Карточка № 3.

1. Как через образ волка Б. Гринченко разоблачает хитрость, коварство, льстивость? Мотивируйте собственную мысль, приводя примеры из текста произведения.

2. Проследите отношение самого автора к своим героям. Что именно этой сказкой хотел донести Б. Гринченко?

3. Какое домашнее животное не упоминается в произведении Б. Гринченко «Сирко»? а) кошка; б) корова; в) ягненок; г) гусыня.

VI. Итог урока.

VII. Объявление результатов работы.

VIII. Домашняя задача.

Подготовить устное произведение-миниатюру на тему «Работа - красота человека».

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать