x x
menu

Урок на тему: Л. Костенко. Короткий рассказ о писательнице. «Цветные мыши»

Цель: сжато ознакомить учеников с жизнью и творчеством Л. Костенко; проанализировать ее поэзию «Цветные мыши», обращая внимание на идейно-тематическое направление произведения, аллегоричность образа цветных мышей, охарактеризовать образ Анны; активизировать словарь учеников; развивать умение выразительно, вдумчиво читать и комментировать поэзию; строить заключения, рационально использовать учебное время; воспитывать чувство уважения к творчеству Л. Костенко, литературы как искусства; прививать стремление сохранить черты неординарной личности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет Л. Костенко, библиотечка ее произведений для детей, дидактический материал (тестовые задачи, карточки); изготовленные учениками разноцветные мыши.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Дайте определение аллегории как художественному приему. Приведите пример. (Аллегория (гр. аllеgoria — иновещание) — вид метафоры, троп, в котором абстрактное понятие ярко передается с помощью конкретного образа. Например, в сказках Лисица олицетворяет хитрость).

• Что представляет собой поэзия как литературный жанр? (Поэзия - небольшое художественное произведение в стихах).

• Чем один человек отличается от другого? Есть ли похожие люди между собой?

• Что вы знаете о мышах как живых существах? Как можно избавиться от вредителей?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

  • Поэзия - это всегда неповторимость, какое-то бессмертное прикосновенье к душе.
  • Л. Костенко.
  • Можно жить, а можно существовать,
  • Можно думать - можно повторять,
  • Но не могут душу согревать,
  • Те, что не пылают, не горят.
  • В. Симоненко.

2. Работа над анализом поэзии Л. Костенко «Цветные мыши».

2.1. Выразительное чтение поэзии с комментированием.

2.2. Тема: изображение давних времен, когда людей казнили за любое колдовство, и обвинение Анны в том, что она из багряной листвы делает мышей.

2.3. Идея: осуждение тех, кто за индивидуальность, творческую мысль преследует человека, предъявляет обвинение и выносит приговор на смертную казнь.

2.4. Основная мысль: каждый человек, даже если он еще маленький, - это неповторимая индивидуальность, личность. И путь каждого человека - это еще и путь к самоутверждению.

2.5. Идейное содержание поэзии. В произведении речь идет о девочке Анне с «шестьсот какого-то года», которую судят в Вышгороде за странный «грех»: из багряных кленовых листочков «она делала ... цветные мыши», как сообщает суду сосед-жалобщик. От той забавы нет покоя, говорит сосед: «колдунья Анна сбила с толку его детей», которые забыли о своих игрушках, ведь теперь «ночью им снятся мыши цветные».

Изображенная несколькими колоритными штрихами сцена суда оголяет суть конфликта и морального содержания стиха: столкнулись неповторимость и стандарт.

Собственно, девочку Анну судят за то, что она - с ее непонятной для окружения яркой фантазией - не такая, как все.

Фантастическое окончание стиха заставляет задуматься о вечных истинах, о нас самих, нашей способности противостоять унификации и насилию над индивидуальностью.

2.6. Жанр: философская поэзия.

2.7. Композиция.

События прошлого (шестьсот какой-то год) переносят читателя в современность - преследование инквизицией (судом) индивидуальности человека, его неординарного поведения, мышление, творчества.

Экспозиция: знакомство читателя с давним прошлым, когда «...развлекали смертными казнями толпу..., жгли ведьм ... и не знали толком наук».

Завязка: сосед привел десятилетнюю Анну в суд, обвиняя ее в том, что она из багряной листвы делает цветных мышей, и они наносят моральный ущерб его детям.

Развитие действия: суд над Анной.

Кульминация: напряжение Анны в ожидании приговора.

Развязка: появился цветной кот, который залил, изложенный на бумаге приговор чернилами, который так и не был провозглашен.

2.8. Обсуждение содержания стиха с вопросами:

• Какие времена упоминаются в произведении? С какой целью поэтесса обращается к давним событиям?

• Кто такие ведьмы? Принадлежат ли они к нечистой силе?

• Охарактеризуйте образ соседа в произведении. Что он олицетворяет?

• Как в произведении описана осень? Можно ли это описание считать пейзажем?

(Багряная листва, несколько тех листочков, последняя листва с кленовых веток осеннее солнце, яблоко - недоквас, стояло в голых кленах в окне).

• В чем появлялось колдовство Анны? Как об этом говорится в произведении? («Вот сложит листочек к листочку, два раза хукнет - так и побегут»).

• Какой вред, по мнению соседа, приносила Анна его детям? Действительно ли это так?

(Они были нормальные и здоровые, а эта колдунья сбила их с толку. Ночью им снятся мыши цветные. От тех мышей нет нам жизни!).

• Для чего сосед прежде чем отвечать судье, крестился иконе?

• Какие вопросы ставили судьи истцам?

• В чем суть морального вреда, который нанесла Анна соседу?

• С какой целью автор изображает события в произведении в серых тонах?

• Как в произведении с помощью цвета использован прием контраста? (Серый - цветной).

• Объясните аллегорию образа цветных мышей.

• О чем свидетельствуют последние строки поэзии? Будет ли еще Анна делать цветных мышей?

• Какими должны быть судьи? Что характерно для судей, которые описаны в поэзии «Цветные мыши?»

• Преследуются ли сегодня в обществе свободная мысль, творчество, индивидуальность?

• Как вела себя Анна в суде? Что об этом свидетельствует?

• Учитывая то, что вы одного возраста с Анной, то как бы вы повели себя на суде?

• Какое значение имеет поэзия для нас?

2.9. Художественные средства стиха.

• повторение: «говорю... говорю...»; «когда..., когда...»;

• эпитеты: «обозленный сосед»; «багряная листва»; «осеннее солнце»; «голые клены»; «серый день»;

• метафоры: «колдунья взбила ... из прока», «кот залив ... приговор».

V. Закрепление изученного материала по теме.

1. Решение тестовых задач.

1. Какие времена упоминаются в произведении?

а) первоначальные; б) когда носили шпаги; в) возникновение Земли.

2. В каком городе перед судом предстала Анна? а) Ужгороде; б) Новгороде; в) Вышгороде.

3. Сколько лет было Анне? а) десять; б) шестнадцать; в) двадцать два.

4. Кто привел Анну в суд? а) следователь; б) сосед; в) толпа людей.

5. Доказательством в обвинении Анны были ее:

а) багряная листва; б) неординарное поведение; в) преступные дела.

6. Какое время года изображено в произведении? а) позднее лето; б) осень; в) весна.

7. Мыши, которых Анна делал, были: а) цветными; б) страшными; в) вредными.

8. Подсудность Анны сравнивается с такими событиями, которые были характерны для давних времен, когда:

а) ведьм жгли при народе;

б) бросали людей на растерзание голодным животным;

в) подвергали заключению людей пожизненно.

9. Судья указал, что жизнь - это: а) «смысл существования каждого»; б) «дело без гарантии; в) «возможность человека реализовать себя».

10. Вред, причиненный Анной, считался: а) моральным; б) материальным; в) не определенным окончательно.

11. Какой цвет преобладал в суде? а) черный; б) серый; в) белый.

12. Приговор суда в деле Анны остался непровозглашенным из-за:

а) недостаточно обоснованного обвинения;

б) отсутствия свидетелей;

в) кот залил чернилами приговор на бумаге.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Посудите, можно ли Анну отнести к представителям нечистой силы. Собственные мысли обоснуйте, ссылаясь на текст произведения.

2. Докажите  свои мысли относительно того, можно ли считать произведение Л. Костенко «Цветные мыши» фантастическим.

3. Какой второй вопрос был поставлен судьей истцу?

а) «...она из дымовой трубы ночью летала или потушила звезду?»;

б) «...вам те мыши сгрызли сухари?»;

в) «... прогрызли ли мыши в полу норку?».

Карточка № 2.

1. Для чего, по вашему мнению, поэтесса сравнивает смертную казнь ведьм и суд над Анной? Личные соображения мотивируйте.

2. Могла ли, на ваш взгляд, десятилетняя Анна нанести ущерб соседу, делая цветных мышей? Собственную мысль докажите .

3. Сколько раз «хукнул писарь на печать», закончив оформление бумаги?»: а) три;

б) два; в) один.

Карточка № 3.

1. Обоснуйте, какое значение имеет окончание произведения? Что же произошло с Анной?

2. Мотивируйте, как Л. Костенко старалась доказать в произведении, что каждый человек - неповторимый.

3. Перед тем как отвечать на вопрос судьи, сосед Анны должен был:

а) перекреститься иконе; б) объявить клятву; в) подписаться в обвинении.

VI. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

VII. Домашняя задача.

Знать содержание поэзий Л. Костенко «Дождь полил», «Песенка о космическом госте», подготовить рисунок на тему «Фантастическое в произведениях Л. Костенко».

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать